Обобщающий урок в разделе Былины

Тема: Обобщающий урок в разделе «Былины»

Базовый учебник: Э.Э.Кац «Литературное чтение» 4 класс

Цели урока:

обучающие:

  • Провести сравнительный анализ  произведений Н. Асеева «Илья», «Как Илья из Мурома богатырём стал», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», А.К.Толстой «Илья Муромец».
  • Определять темп, интонацию чтения в соответствии с жанром и содержанием произведения.
  • Формировать умение читать текст по ролям, определять причины совершаемых персонажами поступков, сопоставлять фольклорных и литературных героев.                       

развивающие:

  • Содействовать осознанию учащимися ценности и социальной значимости учебного материала.
  • Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать изучаемые объекты.
  • Обогащение и усложнение словарного запаса, развитие монологической и диалогической речи.
  • Овладение учащимися художественными образами, выразительными средствами языка.

воспитательные:

  • Воспитание любви к Родине, гордости за героическое прошлое нашей страны.
  • Обогащать знания о качествах национального героя.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

II. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим работать над значением слов, будем работать  с текстами, учиться выразительно читать, а в этом нам помогут произведения о былинных богатырях.

Как вы понимаете значение слов «былина», «богатырь».

III. Проверка домашнего задания.

1) Дома вы готовились читать стихотворение Алексея Толстого «Илья Муромец» по ролям. Будем работать в парах. Договоритесь, кто какую часть текста читает, и в парах прочитайте это произведение по ролям.

2) Кому понравилось выразительное чтение своего соседа, и вы готовы прочитать это стихотворение? Выразительное чтение одной пары учащихся. Оцените чтение.

Дополнительные вопросы.

– Почему Илья ворчит:
«Ну, Владимир, что ж?
Посмотрю я, без Ильи-то
Как ты проживёшь?»
– «Не пиров держусь!»
«И старик лицом суровым просветлел опять»–
– Илья обижен на неуважительное отношение Владимира.
– Илье важны не пиры и увеселения, а свобода и воля.

IV. Освоение нового материала.

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним стихотворением об Илье Муромце и сравним его с раннее изученными произведениями.

1) Словарная работа. Демонстрация на интерактивной доске словосочетаний из нового произведения. Фронтальная работа. Объяснение значение словосочетаний, проверка.

– скудно ел

– крышу высадил

– подался к бору хмурому

– коня саврасого

– заповедные права

– боярам не потворствовать

– лжи и злобе не покорствовать

– плохо, несытно ел

– крышу выломал

– поехал к лесу тёмному, где были разбойники

– светло-гнедой (тёмно-рыжий) с желтизной с чёрным хвостом и гривой

– самые важные

– не идти на уступки богатым людям

– не быть злым и не обманывать

2) Первичное восприятие текста Н. Асеева «Илья».Чтение учителем нового произведения.Что заметили, что понравилось?

– По содержанию произведение похоже на ранее прочитанные. Некоторые отрывки нужно читать плавно, как былину.

3) Самостоятельная работа учащихся. Чтение про себя.

V. Обобщение и систематизация знаний.

1) Работа над текстом стихотворения Н.Асеева «Илья», сравнительный анализ с произведениями:«Как Илья из Мурома богатырём стал», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», А.К.Толстой «Илья Муромец»

Демонстрация  на интерактивной доске слайдов-иллюстраций к к произведениям об Илье Муромце. (Приложение 1) Подбор заголовка. Организация выборочного чтения.

Вы заметили, что содержание этого стихотворения сходно с содержанием былин об Илье Муромце? Давайте докажем это, прочитав одинаковые по смыслу отрывки, а помогут нам в этой работе иллюстрации.

Слайд 1. Илья на воле.
И ворчит Илья сердито:
«Ну, Владимир, что ж?
Посмотрю я, без Ильи-то
Как ты проживёшь?»

Слайд 2. Болезнь Ильи.
Тридцать три он гола высидел,
Скудно ел и бедно жил;
Тридцать лет Илья на печи лежит, ни рукой, ни ногой не шевелит. Рванулся Илья – и спрыгнул с печи, стоит на полу и сам своему счастью не верит.

Слайд 3. Калики перехожие.
Подходят к его избе три нищих странника.
Налил странник воды в кошечек.
– Попей, Илья. В этом ковше вода всех рек, всех озёр Руси-матушки.

Слайд 4. Богатырь.
Уж Илья ступает тихохонько, а под ним половицы ломаются.
В рост поднялся – крышу высадил,
Вширь раздался – стены сбил!

Слайд 5. Помощь родителям и их благословение.
Стал Илья лес расчищать – только щепки полетели. Старые дубы с одного взмаха валит, молодые с корнем из земли рвёт.
– Отпустите меня, батюшка с матушкой, в стольный Киев-град к князю Владимиру. Буду служить Руси родной верой-правдой, беречь землю русскую от недругов-ворогов.

Слайд 6. Дорога в стольный Киев-град.
Из того ли то из города из Мурома,Из того села Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А к обедне поспеть хотел он в стольный Киев-град.

И подался к бору хмурому
На великие дела
Из-под горда с-под Мурома,
С Карачарова села.

Слайд 7. Илья Муромец и Соловей Разбойник.
Как у той ли-то у Грязи-то у Чёрной, да у той ли у берёзы у покляпый,
Да у той ли речки у Смородины, у того креста у Леванидова
Сидит Соловей Разбойник на сыром дубу,
Сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын.
А то свищет Соловей да по-соловьему,
Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному.

Физкультминутка.

Поднимает руки класс – это «раз»,
Повернулась голова – это «два»,
Руки вниз, вперёд смотри – это «три»,
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

2) Работа над выразительным чтением.

Прослушивание ауди отрывка из произведения «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

http://files.school-collection.edu.ru/

3) Контроль и самопроверка.

Индивидуальная работа учащегося на ПК учителя.

Организация фронтальной проверки выполненной работы, учитывая выразительность чтения отрывков.

http://files.school-collection.edu.ru/:

 4) Проблемная ситуация: вопрос – рассуждение.

Слайд 8. Памятник в городе Муроме.

Как вы считаете, Илья Муромец вымышленный персонаж или реально живший богатырь? В былинах, которые пересказывал народ много преувеличений, они приобретают черты сказки. Почему же народ обычного человека сделал сказочным, былинным героем?

Реально живший человек, храбро защищавший Родину.Он был очень мужественным, смелым, готов был отдать свою жизнь за свой народ.

Так проехал он по времени,
По стране во все концы;
У его стального стремени
Встали новые бойцы.

И, как вёсен свежих отклики,
В честь старинного Ильи
Продолжают снова подвиги
Богатырские свои.

Лучшие черты народного богатыря прошли сквозь время, остались близкими русскому народу, объединили его в готовности защищать Родину.

5) Выразительное чтение произведения Н.Асеева.

В стихотворении Асеева вся история об Илье Муромце. Прочитаем её полностью.Чтение цепочкой по четверостишиям.

Закрепить знание событий, отраженных в былинах об Илье Муромце, раскрывающих его «биографию».

Задание: названия былин об Илье Муромце расставьте в последовательности, отражающей «биографию» богатыря.

http://files.school-collection.edu.ru/:

VI. Итог урока.

Как вы считаете, какая главная мысль всех произведений, которые мы читали сегодня на уроке.

Гордость за свою Родину, за её былинных защитниках.

И весь русский народ считает также, именно поэтому мы знаем много поговорок о защитниках Родины.

Фронтальная работа с учащимися, в ходе которой выясняется главная мысль всех произведений, прочитанных на уроке. Организация работы в парах с пословицами.

Работа в парах. Карточки. Собери пословицу.

Кто за Родину горой…………..тому сила двойная даётся.

Смело иди в бой…………………тот и герой.

Если по-русски скроен……….Родина за тобой.

Кто за Родину дерётся……….то и один в поле воин.

Рефлексия. Кого заинтересовали былины, сказания о богатырях?

VII. Домашнее задание.

Кого заинтересовали былины, сказания о богатырях? Завтра мы будем читать ваши книги, которые вы подобрали по этой теме.

Следующий: