Обобщающий урок в форме игры Что? Где? Когда? А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане

Цель:

проверить знания учащихся по
изученному произведению.

Задачи:

обобщить и систематизировать знания
учащихся по прочитанному произведению,
вырабатывать навык выборочного чтения,
продолжать учить детей самостоятельно обобщать
и делать выводы по прочитанному,
совершенствовать умения работать с разными
видами плана, развивать навык выразительного
чтения, развивать и расширять словарный запас,
развивать артистические способности,
воспитывать чувство коллективизма, понимания,
уважения друг к другу, тренировать выдержку,
смекалку, воспитывать чувство уважения к матери,
отцу, семье.

Оборудование:

портрет А.С. Пушкина, картинный
план, CD-диск с фильмом, CD-диск с аудио-файлом
сказки, черный ящик с предметом, плакаты с
пословицами, компьютер, проектор, колонки.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Сегодня урок чтения мы проведем в виде
обобщающего урока. У нас будет игра «Что? Где?
Когда?»

2. Сообщение цели.

- Я посмотрю, как вы внимательно меня слушали,
читали и изучали это произведение, над которым
работали почти целую неделю на уроках чтения.

3. Вводная часть.

- Какое произведение мы изучали с вами на этой
неделе? («Сказка о царе Салтане»)

- Кто написал это произведение (А.С. Пушкин)

- На доске у нас портрет А.С. Пушкина и его сказка
«Сказка о царе Салтане»

4. Выбор капитанов-в трёх командах.

- Скажите, что мы делаем на таких уроках? (Отвечаем
на вопросы, читаем, отгадываем, что в черном
ящике, слушаем музыку и отгадываем к какому
моменту относится, обсуждаем, выбираем капитанов

- 2 балла

- С этого и начнем. Выберите капитанов. Капитаны,
поднимите руки.

- Кто будет первый начинать игру, сейчас мы с
вами узнаем. Кто быстрее и правильно ответит, тот
первый и начинает. Назовите полное название этой
сказки? («Сказка о царе Салтане, его сыне
славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

5. Игра.

1 тур

5 баллов.

Общие вопросы по этому произведению.

- Кто в раннем детстве привил А.С. Пушкину любовь
к сказкам? Какие сказки ему рассказывались? (няня
Арина Родионовна, народные сказки
)

- К какому виду сказок относится это
произведение? Почему? (Литературная сказка.
Есть автор в отличие от народной)

-Чем похожа эта сказка Пушкина на народную?
Докажите (слова и выражения народные, концовка
сказки — «Я там был, мед, пиво пил — И усы лишь
обмочил»
)

2 тур.

5 баллов.

А сейчас вопросы по содержанию сказки Как вы
внимательно читали и знаете все произведение.
Счет пошел, команды работают.

- Посмотрите на рисунок и подумайте, какие
строчки можно подписать под этим рисунком?(«Море
вздуется бурливо — Закипит, подымает вой,Хлынет
на берег пустой. Разольется в шумном беге, И
очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя — Тридцать
три богатыря.Все красавцы удалые,Великаны
молодые. Все равны, как на подбор — С ними дядька
Черномор»
)

- Составлен план по вашим рисункам. Правильный
ли порядок?(рисунки на стенде)

Дополнительное задание 1 балл

(пока занят
отвечающий)

- Восстановите записанный план


1. Чародея погубил. 1. Царский выбор.
2. Град на острове стоит. 2. Обманщица.
3. Мать и сын на свободе. 3. Бочка по морю плывет.
4. Царевна — Лебедь. 4. Мать и сын на свободе.
5.Соединение семьи. 5. Чародея погубил.
6. Обманщица. 6. Град на острове стоит.
7. Белка — чудесница. 7. Превращения Гвидона.
8. Морские чудеса. 8. Белка — чудесница.
9. Превращения Гвидона. 9. Морские чудеса.
10. Бочка по морю плывет. 10.Царевна — Лебедь.
11. Царский выбор. 11.Соединение семьи.

- как наказывал князь Гвидон своих теток и
сватью бабу Бабариху после превращения?



(Когда превратился в комара — впился в правый
глаз поварихе.

Во второе превращение в муху — сел портихе на
левый глаз. И третий раз когда был шмелем — ужалил
в нос сватью бабу Бабариху.)

Черный ящик.

3 балла.

Очень интересный предмет. Посмотрим, как вы
запомнили значение слов в сносках. Сделан он из
шелка, и без него князь Гвидон не смог бы погубить
коршуна — чародея. (снурок шелковый)

Физминутка.


Сказка даст отдохнуть
А потом обратно в путь!
«Станет талия осиной,-
Говорит нам там Мальвина,
Если будем наклоняться
Вправо, влево — десять раз»

Считаю до 10.

А Дюймовочки слова:
«Чтоб спина была пряма,
Вы нагнитесь до носочка,
Словно тянетесь к цветочкам»
Раз, два, три, четыре, пять — повторите-ка опять.
Дала нам сказка отдохнуть?
А теперь обратно в путь.

3 тур.

5 баллов.

Чтение.

А сейчас нам пригодится книга. Я послушаю как вы
умеете читать.

- Найдите и прочитайте отрывок, в котором Пушкин
использует аллитерацию.

- Что такое аллитерация? (Повторение в стихах
одних и тех же звуков, похожих на изображаемые
явления «Ты волна:»
)

- Чтение по ролям разговора князя Гвидона и
царевны — Лебедь о последнем диве. («Князь у
синя моря:Ведь царевна эта — я»
)

- Как завистницы осуществили свой коварный
план, обманув царя и царицу? (Шлет с письмом она
гонца: :Так велел де царь — отец»
)

Музыкальная пауза.

Римский-Корсаков «Полёт шмеля»

Докажите, к какому моменту сказки относится
этот музыкальный отрывок?

4 тур.

5 баллов.

А сейчас узнаем, как вы умеете инсценировать,
пересказывать, отвечать на вопросы.

- инсценировать любой момент из этой сказки.

- Каковы были утехи «Лебеди»? Перечислите по
порядку.

1. Город новый златоглавый.

2. Обращение в комара.

3. Белка песенки поет, да орешки все грызет.

4. Превращение в муху.

5. Тридцать три богатыря, с ними дядька Черномор.

6. Обращение шмеля.

7. Царевна — Лебедь.

- Озвучьте фрагмент из мультфильма «Сказка о
царе Салтане:». (можно читать) «К морю:Злого
Коршуна клюет».

Блиц-вопросы итоговые.

По одному человеку из команды.

1. У кого князь Гвидон просил разрешения княжить
в новом граде, жениться на царевне — Лебеди? (У
матери, т.к. матушка — самый главный друг,
советчик, помощник для своих детей. Раньше
почитали и уважали родителей. чего не хватает
сейчас
)

2. Зачем князь Гвидон летал несколько раз в
царство славного Салтана? (Он хотел видеть отца
и ждал встречи с ним в свое городе, с царицей -
его женой
)

3. Что стало причиной несчастий царицы и ее сына?
А какое другое чувство и качество помогло
соединиться семье? (Зависть — чуство досады на
успех другого. Любовь сына и доброта царевны -
Лебедь помогли соединиться семье
.)

Вывод:

Добро побеждает зло.

- Кто же в этой сказке добро, а кто зло?

(Царь Салтан, князь Гвидон, царевна-Лебедь,
царица
добро; Повариха, Ткачиха, сватья
Бабариха, коршун-чародей
зло)

- А теперь выберите пословицу, которая
соответствовала бы теме сказки, и другую
пословицу, которая соответствовала бы главной
мысли сказки и ее идеи.

Семья вместе — душа на месте.
Добро творить — зло победить.
Терпенье и труд — все перетрут.

6. Подведение итогов и награждение победителей.




Следующий: