Обобщающий урок в 9-м классе Своя игра

Цели

:

  1. Образовательные: закрепить знания о неметаллах,
    развить навыки самостоятельной работы;
  2. Развивающие: совершенствовать речь учащихся,
    умение анализировать, сравнивать, развивать
    познавательный интерес школьников;
  3. Воспитательные: продолжить формирование
    мировоззрения учащихся, внимания, показать
    взаимосвязь химических понятий, развивать
    интерес к познанию.


Ход игры

В игре участвуют по три человека из каждой
команды. Правила те же, что и в телевизионной
игре. Игроки получают таблички, которыми они
оповещают о готовности к ответу.

Счетная комиссия ведет учет баллов,
набранных каждым игроком


Красный раунд


Открытия Угадай-ка Химия и медицина А вы знаете, что…….
1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

  • Сектор “Открытия”

1. Этот элемент был обнаружен немецким ученым
Парацельсом в XVI в, когда он погружал железо в
серную кислоту.. (Водород 1б)

2. Этот элемент получил свое название от слова
“светоносец” Считают, что первооткрывателем
фосфора был он был арабский алхимик. Альхильд
Бехиль. Г.Бранд (XIIв.) Но все же годом открытия
этого элемента считается 1669 г. В 1771 г был
разработан способ получения этого вещества из
костей. Это элемент V группы 3-го периода
периодической системы Д.И. Менделеева. (Фосфор
2б)

3. Первенство открытия этого химического
элемента принадлежит китайскому ученому VIII в.
Мао-хао, который за 1000 лет до. А.Лавуазье
установил, что в состав воздуха входит газ,
поддерживающий горение и дыхание. (Кислород 3б)

4. Впервые этот химический элемент был открыт
английским ученым Д. Резерфордом в 1772 г. Его
свойство исследовали ученые К. Шееле, Г.
Кавендиш. Дж. Пристли, Д. Лавуазье. (Азот 4б)

5. В 1811 г французский химик – биолог и фармацевт
Бернар Куртуа изучал состав золы морских
водорослей и заметил, что медный котел, в котором
выпаривались зольные растворы, разрушается
слишком быстро. Куртуа начал исследовать
свойства таких растворов и однажды обнаружил,
что при добавлении к ним серной кислоты
происходит выделение фиолетового пара
неизвестного вещества. Какое это вещество? (Йод
5б)

  • Сектор “Угадай-ка

1. В середине XIX в специальные судна доставляли
этот продукт в Петербург, к Аничкову мосту, где
тот и продавался по полкопейки за ведро. А
известный булочник Филиппов привозил его в
Северную столицу из Москвы для производства
хлеба. Что это? (Вода 1б)

2. Из уроков ботаники вам известно, что без
хлорофилла невозможна жизнь растений. Из курса
химии вы знаете, что хлор очень ядовитый газ,
уничтожающий все живое, в том числе и растения. А
что общего у хлорофилла и хлора? (Хлорофилл и
хлор – зеленого цвета. Их названия происходят от
греческого слова “хлорос”- зеленый 2б)

3. В 1890 г оно явилось причиной гибели экипажа
океанского парусника “Мальборо”. Корабль не
получил никаких повреждений, но, потеряв
управление, блуждал в океане. (Угарный газ 3б)

4. Войско Атланты и германские войска применяли
это вещество в боевых действиях О каком веществе
идет речь? (О хлоре 4б)

5. Элемент, открытый К. Шееле, в природе
встречается в виде оксидов и как простое
вещество. (Кислород 5б)

  • Сектор “Химия и медицина”

1. Бытовое название соединения водорода и
кислорода раствор которого используют в
медицине, как антисептическое,
кровоостанавливающее средство. (Перекись 1б)

2. Каким препаратом можно вывести больного из
бессознательного состояния. (Нашатырным
спиртом 2б)

3. Почему в грелках используют воду? (Вода
имеет большую удельную теплоемкость 3б)

4. Какое применение находит в медицине сера? (Серу
назначают внутрь в качестве слабительного и
отхаркивающего средства, она входит в состав
мазей и присыпок, используемых при лечении
кожных заболеваний 4б)

5. Какие материалы называют антисептиками? (Это
материалы содержащие вещества, которые обладают
противомикробным действием. Их используют для
дезинфекции кожи и медицинских инструментов 5б)

  • Сектор “А вы знаете, что…

1. Слово “бром” в переводе с греческого
языка означает…. (зловоние 1б)

2. Слово “йод” в переводе с греческого языка
означает … (фиолетовый 2б)

3. “Сухой лед” – это… (Твердый оксид
углерода IV 3б)

4. Название, какого химического элемента не
соответствует его роли в живой природе? (Азот –
отрицание жизни 4б)

5. Его разновидность называют “карбонадо”,
“борт”, его плотность 3, 5 г/мл 3. Это
полупроводник. Твердость этого кристалла равна
10. (Алмаз 5б)


Синий раунд


Газы Химические элементы Химия и охрана окружающей среды Из глубины веков
1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

  • Сектор “Газы”

1. Бесцветный газ, тяжелее воздуха, при сильном
охлаждении превращается в твердую массу, похожую
на снег. Применяется при производстве сахара,
пива, газированной воды, в химической
промышленности – для получения соды и др. (Оксид
углерода IV 1б)

2. Смесь водорода и кислорода в объемных
отношениях 2 : 1 При поджигании они соединяются
почти мгновенно, происходит сильный взрыв. (Гремучий
газ 2б)

3. Газ бурого цвета, ядовит, вдыхание его
отрицательно действует на деятельность сердца и
легких. (Оксид азота IV 3б)

4. При отравлении им наступает кислородное
голодание тканей, в особенности клеток
центральной нервной системы. (Оксид углерода II
4б)

  • Сектор “Химические элементы”

1. Одну из аллотропных модификаций применяют
при изготовлении спичек. (Фосфор 1б)

2. Бледно – желтый газ, взаимодействует со всеми
элементами вплоть до некоторых инертных газов. (Фтор
2б)

3. Галоген, соединение которого оказывает
успокаивающее действие на нервную систему. (Бром
3б)

4. Назовите элемент Вселенной. (Водород 4б)

  • Сектор “Химия и охрана окружающей среды”

1. Кем был написан первый закон об охране вод в
России? (Петром I 1б)

2. Газ, образующий защитную оболочку Земли. (Озон
2б)

3. Как называется наука, изучающая отношение
организма с окружающей средой? (Экология 3б)

4.Какие воды очищают с помощью очистных
сооружений? (Сточные 4б)

  • Сектор “Из глубины веков”

1.” Желчь бога Вулкана” – это выражение о каком
элементе? (О сере 1б)

2. Все знают, что формула воды Н2О. А вот кто
ее впервые установил? Маленькая подсказка: этот
человек по образованию был теологом, в 1796 г в
университете Турина получил степень доктора
богословия. (А. Авогадро 2б)

3. Лао-цзы утверждал, что она самое мягкое и
слабое существо в мире, но в преодолении твердого
и крепкого она непобедима и нет ей на свете
равного в этом. О каком веществе идет речь? (Вода
3б)

4. Какие простые вещества входили в состав
“гремучего огня”, с помощью которого еще в 670 г
защитники Константинополя сожгли арабский флот? (Сера
и уголь 4б)

Используемая литература

  1. Курский С.М..Интеллектуальные игры по
    химии. – М., 2006.
  2. Фигуровский Н.А. Открытие элементов и
    происхождение их названий. М.: Наука, 1970.
  3. Популярная библиотека химических элементов. М.:
    Наука, 1983.
  4. Предметная неделя химии в школе /Под ред.
    Задорожного К.Н. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

Следующий: