Обобщающий урок в 8-м классе по теме Кислоты

Тип урока:

деловая игра “Мозговой
штурм”.

Цели урока:

  • повторение, обобщение и систематизация знаний
    по теме “Кислоты”;
  • развитие умений анализировать, выделять
    главное;
  • воспитание чувства коллективизма, формирование
    у учащихся чувства ответственности за свои
    действия, умения принимать решения сообща,
    способности выражать свои мысли четко и кратко,
    выслушивать и критически оценивать мнения
    других.

Оборудование:

  • материалы для проведения конкурсов,
  • карточки-таблицы для жюри,
  • карточки-цвета для жеребьевки.

Урок проводится как итоговый, после изучения
темы “Кислоты”. В игре принимают участие все
учащиеся класса (3 команды). На обдумывание ответа
отводится 2-3 минуты. Правильный ответ
оценивается определенным количеством баллов,
сумма которых подсчитывается при подведении
итогов игры. Победители получают оценку “5”, а
остальные сдают зачет по данной теме. Началу игры
предшествует жеребьевка. Капитаны команд
вытягивают карточки-цвета. Дается трактовка
цвета и соответствующая очередность.

1 тур “Разминка”

Учитель:

При изучении данной темы мы
узнали формулы кислот. Задача первого тура –
составить как можно больше формул разных кислот
на основе следующих карточек и дать их названия.
Каждая команда по очереди называет 1 формулу,
находит его название и формулу на карточке и
закрепляет магнитом на доске. Начинает команда
первая по жеребьевке. Далее по очередности. Одно
название – 1 балл. Если команда не дает ответа –
переход хода.

2 тур “Образуй ряд”

Участники команд составляют из следующих
кислот ряд, который будет начинаться самой
сильной и кончаться самой слабой кислотой. Если
ряд определен правильно, то из металлов,
заключенных в скобках, вы получите начало
электрохимического ряда напряжений металлов.

  • Фосфорная кислота (Na)
  • Уксусная кислота (Mg)
  • Азотная кислота (K)
  • Соляная кислота (Ca)
  • Угольная кислота (AI)

Верный ряд – 5 баллов.

3 тур “Крестики и нолики”

Ваша задача: найти выигрышный путь, который
составляют химические реакции, при которых
образуется водород. Один путь – 1 балл.

4 тур “Защита”

Каждая команда получает название кислоты и
готовит рассказ о ней. На подготовку – 5 минут.
При рассказе отметить области применения этой
кислоты. Максимальное количество баллов (10
баллов) присуждается за наиболее полный ответ
команды. Учитывается работа каждого члена
команды и наличие уравнений реакций.

5 тур “Шанс”

В этом туре практически любой член команды
может заработать дополнительные очки.

Учитель:

Сейчас вы можете, дав
информацию об истории открытия кислот
использовать шанс и улучшить суммарный
результат команды. В этом туре работает правило
“первой руки”.

6 тур “Конкурс капитанов”

Капитаны команд как самые смелые, активные и
умные участвуют в этом последнем конкурсе.
Отвечают по очередности. Если капитан команды не
дает ответа – переход хода. Правильный ответ – 1
балл.

Вопросы:

  1. Бесцветная жидкость с резким запахом,
    гигроскопична, кипит при 84°С, хорошо растворима в
    воде. В концентрированном виде (96 — 98 %) имеет
    красно-бурый цвет из-за присутствия в ней
    соответствующего оксида. Применяется в
    производстве удобрений, взрывчатых веществ,
    лекарств, красителей, пластических масс,
    искусственных волокон, как окислитель в
    реактивных двигателях, (Азотная кислота.)
  2. Бесцветная маслянистая жидкость, очень
    гигроскопична, растворяется в воде с выделением
    большого количества теплоты вследствие
    образования гидратов. Она представляет собой
    эффективное обезвоживающее средство, поэтому
    применяется для сушки газов, обугливает
    углеводы, отнимая воду. Применяется в
    производстве кислот, щелочей, солей, хлора,
    минеральных удобрений, красок и др. (Серная
    кислота.)
  3. Смесь концентрированных азотной и соляной
    кислот в объемном отношении 1:3, является сильным
    окислителем: растворяет золото, платину и
    некоторые другие металлы, нерастворимые в
    обычных кислотах. (Царская водка.)
  4. Очень слабая, малорастворимая в воде кислота, в
    воде образует коллоидный раствор. Геля этой
    кислоты используют как адсорбенты и как
    отбеливатели. Ее соли широко распространены в
    природе. (Кремниевая кислота.)
  5. Бесцветная жидкость с запахом горького миндаля,
    легко испаряется и разлагается, пары ее легче
    воздуха. Содержится в косточках вишни, сливы.
    Очень слабая одноосновная кислота. Сама кислота
    и ее соли — сильнейшие яды. Применяется для
    борьбы с насекомыми-паразитами, грызунами и
    вредителями садовых культур. (Синильная
    кислота.)
  6. Кислота, используемая для производства
    прохладительных напитков. (Фосфорная кислота).
  7. HF – это формула фтороводородной кислоты, или … (Плавиковой
    кислоты).
  8. Кислота – “мать” всех кислот. (Серная
    кислота)
    .
  9. Водный раствор сероводорода. (Сероводородная
    кислота).
  10. Соли этой кислоты входят в состав пороха. (Азотной
    кислоты).
  11. Эта кислота “хлеб” химической промышленности. (Серная
    кислота).
  12. Эту кислоту нельзя хранить в стеклянной посуде
    из-за уникальной ее способности растворять
    стекло. (Плавиковую, или фтороводородную
    кислоту).
  13. Способ получения этой кислоты придумал
    немецкий химик Глаубер, он же назвал ее “духом
    селитры”. (Азотная кислота).

Подведение итогов

Слово жюри. Команда победителей получает
оценки “5” в журнал по этой теме, остальные сдают
зачет по теме “Кислоты”.

Следующий: