Обобщающий урок в 3-м классе по теме: Обработка ткани

Цели урока:

  • обобщить полученные знания о производстве
    ткани в Омской области;
  • знакомство с переплетением нитей при
    производстве ткани на основе шерстенных нитей;
  • выполнить аппликацию с использованием заранее
    приготовленной ткани;
  • выполнить работу по определению направления
    нитей основы и утка;
  • выполнить работу по изготовлению шерстенного
    коврика;
  • прививать аккуратность и трудолюбие.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы закрепим и обобщим наши
знания по теме: “Ткани”.

III. Обобщение полученных знаний.

– Давайте вспомним, с какими тканями мы
познакомились на предыдущих уроках труда? (Хлопок,
лён, шерсть, шёлк.)

– Из чего получают льняную и хлопчатобумажную
ткань?

– А как, одним словом можно назвать лён и
хлопок? (Растения.)

– Какое растение использовали для
изготовления ткани в Омском Приитышье и у нас в
Черлакском районе? (Коноплю.)

– Давайте вспомним технологию (процесс)
производства ткани из конопли.

  • Срезали;
  • Вымачивали;
  • Мяли;
  • Трепали;
  • Чесали;
  • Пряли нить (показать нить из конопли);
  • Ткали;
  • Отбеливали на солнце.

– Скажите если льняную, хлопчатобумажную или
ткань из конопли изготовлены из растений, то
шерсть и шёлк мы получали с чьей помощью? (Тутовый
шелкопряд и овцы.)

– А овец и шелкопряда как можно назвать, одним
словом? (Животные.)

– Теперь мы с вами знаем, что ткани бывают
растительного и животного происхождения. Но все
эти ткани можно назвать одним словом –
натуральные.

(На доске составляется схема).


Натуральные

растительные животные
хлопок шерсть
лён шёлк

Натуральные ткани можно назвать по другому – настоящие
или природные.

IV. Практическая работа.

На прошлом уроке мы с вами разделились на
группы, каждая группа получила своё задание и
приготовила всё, что ей будет необходимо для
сегодняшней работы.

Первая группа.

Вы будете работать с хлопчатобумажной тканью и
попробуете при помощи вытягивания отдельных
нитей приготовить салфетку.

При выполнении вашего задания вам может
понадобиться иголка. Давайте вспомним правила
работы с иголкой.

Вторая группа.

Вы сегодня будете ткачами. И будете ткать
маленький коврик, так как это делали много веков
назад.

Мы приготовили с вами рамочку, правда она у нас
не деревянная, а картонная, но всё остальное
будет как у настоящих ткачей.

– Как мы называли нити, которые натянуты у нас
на рамке?

Основа – продольные нити идущие вдоль
ткани.

– А ту нить, которую вы будете пропускать, как
называют?

Уток – поперечные нити ткани,
переплетающиеся с нитями основы.

– Кто покажет, как будет проходить уток в вашем
коврике.

(Ученик показывает у доски).

Третья группа.

Вам досталась творческая работа. Вы будете
выполнять аппликацию под названием “Весенний
букет”, используя приготовленный материал.

Вам необходимо помнить, что любую работу в
жанре аппликации с большим количеством деталей,
лучше начать с раскладки.

Все детали надо расположить на листе картона
(их можно передвигать, примерять друг к другу).
Когда все детали займут своё место их можно
закреплять клеем.

При вашей работе понадобятся ножницы, давайте
вспомним правила работы с ножницами.

V. Выставка полученных работ.

VI. Обобщение знаний.

  • Что нового узнали при изучении темы: “Ткани”?
  • Какими свойствами обладают ткани?
  • Какие трудности испытывали при работе с тканью?

Следующий: