Обобщающий урок в 10-м классе Алканы и алкены

“Мало знать, надо применять”.
Гётте

Цель урока: обобщить и
систематизировать знания учащихся о предельных
и непредельных углеводородах, отработать навыки
составления названий алканов и алкенов по
номенклатуре ИЮПАК, уравнений химических
реакций, а также умения решать расчётные задачи
на нахождение молекулярной формулы
углеводорода, оценить их, а также формировать
навыки само- и взаимоконтроля; закрепить умения
работать в группах.

На данный урок отводится 90 минут с перерывом на
перемену.

Первая часть урока проводится в игровой форме.
Класс делится на три команды. Каждая команда
получает задания и выполняет их. Содержание
заданий отражает требования к результатам
усвоения учебного материала: теорий, фактов,
химического языка, способов решения расчётных
задач. Цель выполнения заданий – расширение,
осмысление, углубление знаний, развитие
логического, творческого мышления учащихся. В
группе все обучают каждого и каждый обучает всех.
Учащиеся учатся высказывать и отстаивать своё
мнение, анализировать ответы учащихся. Вторая
часть урока – индивидуальная работа учащихся с
тестами.

Цель работы: закрепить умения
работать с тестами, тем более, что ребятам
предстоит сдавать ЕГЭ в форме теста. Тест — это
обучающее и контролирующее средство. В поисках
правильного ответа учащимся приходиться думать,
сопоставлять, т.е. создаётся проблемная ситуация,
которая активизирует мышление учащихся.
Выполняя традиционные упражнения, ученик идёт по
пути, предложенному учителем, а при выполнении
тестовых заданий он сам выбирает путь решения.

Урок не только должен обобщать и
систематизировать изученный материал, но и
развивать воображение, уверенно применять
знания.

В начале урока объявляю цель урока и его
результаты.

1 конкурс “Кто быстрее? Кто больше?”

(Зачитываются вопросы. Отвечает та команда,
которая быстрее поднимет карточку. Если ответ
неверен отвечает другая команда.)

  1. Кто создатель теории строения органических
    веществ? (Бутлеров А.М.)
  2. Какова общая формула алканов? (Сn H2n+2)
  3. Как называются вещества, имеющие одинаковый
    состав, но разные строения и свойства? (Изомеры)
  4. Назовите формулу этана? (С2 Н6)
  5. Какова общая формула алкенов? (СnH2n)
  6. Какова формула пропена? (С3Н6)
  7. Как называют вещества, имеющие сходные строение
    и свойства, но разный состав? (Гомологи )
  8. При перекрывании каких орбиталей образуется
    ?-связь в молекуле? (р-орбитали, при боковом
    перекрывании)
  9. Какие существуют виды изомерии алканов?
    (Углеродного скелета – структурная изомерия)
  10. Назовите валентный угол в молекулах алканов? (109028)
  11. Какие органические вещества относятся к
    углеводородам? (Содержат атомы С и Н)
  12. Назовите валентный угол в молекулах алкенов? (1200)
  13. Что такое гибридизация? (Процесс выравнивания
    орбиталей по форме, размерам и энергии)
  14. Сколько негибридных р-орбиталей в sp2-гибридизации?
    (Одна)

2 конкурс “Знаете ли вы?”

(На листах, которые впоследствии проверит
учитель, учащийся ставит знак “- “, если речь
идёт о предельных углеводородах, или знак “+”,
если речь идёт об алкенах) Вопросы проектируются
на экран.

  1. В названиях имеют суффикс – ан.
  2. Характерна sp2- и sp3- гибридизация
    атомных орбиталей углерода.
  3. В молекуле только -связи.
  4. В молекулах имеется двойная связь.
  5. Характерны реакции замещения.
  6. Характерна sp3-гибридизация атомных
    орбиталей углерода.
  7. В названиях присутствует суффикс – ен.
  8. Характерны реакции присоединения.
  9. Общая формула СnH2n.
  10. Характерна реакция полимиризации.
  11. Могут быть газами, жидкостью и твёрдыми
    веществами.

(После этого задания показать на экране
образование молекулы СН4 и С2Н4
и физические свойства алкенов и алканов).

3 конкурс “Угадайте”.

(На экран проецируются уравнения реакций
получения метана и этилена. Учащиеся должны
определить, какое вещество было получено в
каждом случае. Затем командам предлагаю по
одному дополнительному заданию).

На экран проецируется:


Дополнительно:

I команда – составьте уравнение 2-х стадий
реакции хлорирования метана

II команда – составьте уравнение реакции
полимеризации этилена

III команда – составьте уравнение реакции
горения пропана.

(Задания выдаются на листочках).

4 конкурс “Номенклатура углеводородов”.

(На экран проецируется изображение шести
структурных формул веществ. Надо назвать эти
вещества).

5 конкурс “Тёмная лошадка”.

(Участники этого конкурса вытягивают наугад
карточки с заданиями для своей команды).

I команда

6 конкурс “Найди формулу”.

(Учащиеся решают по две задачи на определение
формулы вещества).

  1. Какова структурная формула газообразного
    предельного углеводорода, если 11г этого газа
    занимают объём 5,6л (при н.у.)?
  2. Для полного гидрирования 5г алкена
    потребовалось 2л водорода (н.у.). Определите
    формулу алкена.

7 конкурс “Точно в цель”.

(Предлагаю по одному вопросу каждой команде
на листочках).

  1. Назовите вещество, если известно, что это
    бесцветная жидкость со специфическим запахом,
    горючая. В её молекуле только ?-связи. Из всех
    жидкостей в своём гомологическом ряду она имеет
    самую маленькую молекулярную массу. Составьте
    молекулярную формулу этого вещества. Такую
    молекулярную формулу имеют три изомера. Запишите
    их и дайте им название. (Пентан)
  2. Назовите вещество, если известно, что оно
    бесцветное, газообразное, горючее. В молекуле
    имеются ?-связи и ?-связь. Из всех газообразных
    веществ своего гомологического ряда это
    вещество имеет самую большую молекулярную массу.
    Составьте молекулярную формулу этого вещества.
    Такую молекулярную формулу имеют 5 изомеров.
    Запишите формулы 3-х из них и дайте им название.
    (Бутен)
  3. Назовите вещество, если известно, что это газ
    без цвета и запаха, почти в 2 раза легче воздуха.
    Он образуется в природе в результате разложения
    без доступа воздуха останков животных и
    растений. Этот газ называют рудничным. Составьте
    формулу вещества. Запишите уравнения реакций
    характерных для этого вещества: замещения,
    горения, пиролиз.

8 конкурс “Забавные задания”.

Прочитав данные предложения, найдите в них
названия предельных углеводородов.

а) Цветок Таня посадила в красивый белый горшок.

б) Смета на строительство нового дома была
утверждена.

в) Красивое ожерелье, но на ней оно выглядело
тускло и безлико.

г) В деревне про панночку ходили самые
невероятные слухи.

2. Впишите в мини-кроссворд названия
предельных углеводородов таким образом, чтобы из
их первых букв получилось название великой
русской реки.

(декан, октан, нонан)


ан

3. В названии какого кисло-молочного продукта
нужно убрать крайние буквы, чтобы получить
название предельного углеводорода, в котором
массовая доля углерода равна 75%? (Сметана – метан)

4. Отгадайте в ребусах название углеводородов
(алканов и алкенов).

(бутен, этан, октан)

Я благодарю учащихся за работу на уроке в
группах. Подвожу итоги. Ученик заработавший
больше всех фишек в команде получает – 5,
поменьше – 4; команда набравшая больше остальных
фишек получает – 5, остальные – 4 или 3.

Затем учащиеся выполняют тестовые задания
(индивидуально) по вариантам. Со звонком тесты
сдаются.

В конце урока каждый ученик получает по две или
три оценки. Тесты проверяются учителем после
урока. Оценки объявляются за тесты на следующем
уроке.

Если времени на первую часть урока не хватает,
то некоторые задания можно убрать.


Следующий: