Обобщающий урок в 1-м классе по теме: Прощание с азбукой. Система Л. В. Занкова

Задачи урока:

  1. обобщить знания учащихся о звуках и буквах
    русского языка, о делении слов на слоги, ударении;
  2. развивать умения сравнивать, группировать;
  3. прививать навыки культурного общения.

Оборудование: записи на доске,
элементы букв, написанные на карточках или на
доске, нарисованные буквы у учащихся, грамоты,
учебники “Литературное чтение” (автор В. Ю.
Свиридова)

Ход урока

1. Организационный момент.

У. Сегодня у нас необычный урок: в
нашем классе гости – ваши родители. Они пришли
посмотреть на вашу работу, узнать, чему вы
научились. Необычен этот урок и потому что мы
сегодня прощаемся с вашей первой учебной книгой
– азбукой.

2. Работа над темой урока.

У. Почему наш учебник назван азбукой?

Д. В старину буквы А и Б назывались
“аз”, “буки”, по названию букв книга названа
азбукой.

У. Что мы делаем с буквами?

Д. Читаем, пишем, видим, обозначаем
звуки на письме при помощи букв.

У. Что делаем со звуками?

Д. Слышим, произносим.

У. Я вам предлагаю выполнить задание
“Слушай внимательно”. Я читаю вам слова, вы
внимательно слушаете, выделяете первый звук в
каждом слове. Из этих звуков получится слово.

крот

ночь

иволга

грач

астра

бабушка

умница

кран

волк

Анна

У. Какие слова у вас получились?

Д. Книга, буква.

У. Что общего у данных слов?

Д. В этих словах по 5 букв, 5 звуков: по 3
согласных и 2 гласных, 2 слога.

Д. Ещё в этих словах ударение падает на
1 гласный звук.

Д. Оба слова отвечают на вопрос что?
Стоят в единственном числе.

У. Молодцы, успешно справились с
заданием, продолжим наш урок.

Пока мы упражнялись со звуками, жучок-буквоед
подъел буквы. Давайте, восстановим их.

Предлагаю дописать буквы и правильно
назвать их.

Д. (По одному выходят к доске,
дописывают буквы: И, М, Б, Я, К Ю).

У. У кого есть другие варианты?

Д. Н, Т, П, Ф, Ж и др.

У. А чего больше в русском языке:
звуков или букв?

Д. Букв, ведь ъ и ь знаки не обозначают
звуков.

Д. Нет звуков больше. Есть буквы,
которые обозначают по два звука, например: М — [м],
[м'] и другие.

У. Молодцы, вы разобрались в этом
сложном вопросе. Действительно, в русском языке
больше звуков (42), чем букв (33).

У. Разделите буквы русского языка на
три группы.

Д.

1. Буквы, не обозначающие звуков.

2. Буквы, обозначающие гласные звуки.

3. Буквы, обозначающие согласные звуки.

У. Ваш выход, гласные!

(Выходят дети, у которых нарисованы буквы,
обозначающие гласные звуки.)

Д.

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.

1. Буква А

Буква А Сладка на вкус,
Словно сахарный арбуз.

2. Буква Е.

Буква Е есть в слове «ель»,
Заметает ель метель.

3. Буква Ё.

Буква Ё есть в слове «ёж»,
Ты легко ее найдешь!

4. Буква И.

И — игрушки,
И — игра.
Любит игры детвора!

5. Буква О.

О — похоже на колечко,
Словно шерстка на овечке.

6. Буква У.

Замычит буренка: «Му-у!»
Узнаете букву У?

7. Буква Ы.

Буква Ы есть в слове «бык»,
Травку бык щипать привык!

8. Буква Э.

Этот дом похож на ваш -
У него один этаж.

9. Буква Ю.

Скачет Юля, как юла,
Хоть и ростиком мала!

10. Буква Я.

Ты твердишь все: «Я да я!
Всех умнее я, друзья!»
Не забудь, что буква Я -
Самая последняя!

У. Буквы, разделитесь на две группы!

Д. Гласные, обозначающие мягкость
согласных на письме, гласные, обозначающие
твердость согласных.

У. Попробуйте из данных букв составить
слова: А, О, И, У.

Д. Ау, уа – и все слова. Нужны
согласные.

У. Согласные!

Д.

А согласные… согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

У. На какие группы согласные можно
разделить?

Д. На звонкие и глухие, твердые и
мягкие.

Д. Если нужно разделить на три группы,
то можно так: на непарные звонкие, непарных
глухие, парные звонкие и глухие.

У. Прошу выйти буквы по предложенным
группам.

Д.

1 группа.

1. Буква Й.

Йогурт из малины
Самый наш любимый!

2. Буква Л.

Лето, ливень, листопад,
Я любой погоде рад!

3. Буква М.

Букву М узнал я рано,
Ведь она есть в слове «мама».

4. Буква Н.

Н — веселый Новый год,
Скоро в гости к нам придет!

5. Буква Р.

Р — рычит, как будто рысь,
Эй, меня остерегись!

2 группа.

1. Буква X.

Веселится буква X:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!

2. Буква Ц.

Кап-кап-кап — за каплей капля
Мелкий дождик моросит.
Буква Ц, как будто цапля,
На одной ноге стоит.

3. Буква Ч.

Чашки, чайник, сладкий чай,
Что за буква? Отвечай!

4. Буква Щ.

Буква Щ есть в слове «щит».
От удара он трещит!

3 группа.

1. Буква Б.

По полю барашек белый
Темной ночью брел несмело.
Блеял он: «Боюсь я! Бе-е-е!»
Узнаете букву Б?

2. Буква В.

Буква В есть в слове «вол»,
Я ее легко нашел!

3. Буква Г.

Что за грохот? Что за гром?
Букву Г принес нам гном.
Зацепился он за гвоздь
И упал, наш бедный гость!

4. Буква Д.

Буква Д, как будто дом,
Я в деревне жил в таком.

5. Буква Ж.

Узнаешь знакомый звук?
Буква Ж жужжит, как жук.

6. Буква 3.

3 звенит, словно звонок,
Нас торопит на урок.

7. Буква К.

Буква К, как куколка,
Славненькая буковка!

8. Буква П.

П — прекрасные подарки
Принесли в пакете ярком.

9. Буква С.

С — свистит, словно свисток:
Удирайте со всех ног!

10. Буква Т.

Взял я толстую тетрадь,
Буду букву Т писать.

11. Буква Ф.

Я в лесу нашла фиалку -
Только рвать фиалку жалко!

12. Буква Ш.

Я шуршу, как будто шины,
Есть я в слове и «машина»,
И собой я хороша!
Вы узнали букву Ш?

У. Согласные, найдите свои пары!

Д. Б – П, В – Ф, Г – К, З – С, Д – Т, Ж – Ш.

Физминутка.

У. Если слово начинается с гласного
звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите
в начале слова согласный, то приседаете.


Утюг

Окно

Мост

Доска

Стол

Школа

Урок

Карандаш

Книга

Лошадь

Ириски

Эхо

Апельсин

Карандаш

Жук

Ослик

У. Объявляю конкурс для детей и
родителей на самое длинное слово. Из
предложенных вам букв предлагаю составить слова:

к о л у м а н

Д. Лук, кол, мак и др.

Д. Клуб, кулон, клоун.

У. Победителем является…, назвавший
слово клоун (кулон)

У. Чем похожи слова: лук, кол, мак, лом,
ком?

Д. В них три буквы и 3 звука, по два
согласных, 1 гласный, 1 слог.

У. Что можете сказать о слове “клоун”?

Д. В этом слове 2 слога, так как 2
гласных, ударение падает на первый гласный, слово
отвечает на вопрос “кто?”, оно обозначает
одушевленный предмет, стоит в единственном
числе.

У. Задание всем “Найди лишний слог”

1. Хо, ло, мо, ну. 2. Ти, си, ми, ши. 3. Ту, чу,
ку, ву.

Д. Ну – другой гласный звук.

Д. Хо – здесь согласный глухой, в
других слогах – звонкие.

Д. Ми – согласный звонкий или ши –
согласный твердый.

Д. чу – мягкий согласный, ву –
согласный звонкий.

У. Обо всех ли буквах мы вспомнили?
Никого не забыли?

Д. Забыли о буквах, не обозначающих
звуков: Ъ и Ь.

Твердый знак.

Знак я очень твердый,
Оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жаль, меня теряют!

Мягкий знак.

Я — мягкий знак.
Меня найде .
И в слове «льет»,
И в слове «дождь».

У. С буквами и звуками мы умеем
работать. А вам новое испытание: все ли буквы
правильно встали в словах, нет ли здесь ошибок?

щюка

сталы

дачя

люба

лыжы

дуп

Д. Звуки [ч'], [щ'] – всегда мягкие, после
них не пишут буквы, обозначающие мягкость
согласных: щука, дача.

Д. [ж] – твердый, после него не пишут
буквы, обозначающие твердость согласного: лыжи.

Д. Имена собственные пишутся с
заглавной буквы. Люба – имя девочки.

Д. В слове “столы” [а] – в слабой
позиции (не под ударением), проверяем словом стол.

Д. В слове “дуп” [п] — в слабой позиции,
проверяем словом дубы.

Подведение итогов.

У. Вы успешно справились со всеми
заданиями. Вот и подошло время расставания с
книгой “Азбука”. Скажем ей “Спасибо”.

И сегодня каждому из вас вручается грамота,
подтверждающая ваши умения и знания, полученные
на уроках обучения грамоте, а также учебники
литературы.

Используемая литература.

1. В. Волина. Веселая грамматика. М: Знание, 1995 г.

2. Е. Б. Рубцова. Спасибо, азбука! Журнал
“Начальная школа”, № 2 2001 г.

3. Татьяна Шорыгина. Праздник Букваря (взяты
стихи, рассказывающие о буквах алфавита).

Следующий: