Обобщающий урок Реакции в растворах электролитов

Цели урока

: обобщение и систематизация
знаний об электролитах, реакциях ионного обмена.

Задачи урока:

  • формирование умений составлять уравнений
    реакций в молекулярном и ионном видах;
  • закрепление умений составлять формулы веществ
    и называть вещества;
  • формирование общеучебных познавательных
    умений (логического мышления, сравнения,
    анализирования, обобщения, аргументации),
    коммуникативных и организационных умений.

Тип урока:

урок обобщения (взаимообучение и
взаимоконтроль).

Учащиеся класса делятся на группы по 4-5 человек
(смешанный состав по силам). Каждому ученику
учитель выдаёт карточку с заданиями (задания во
всех карточках одного уровня сложности), лист для
выполнения и проверки заданий, краткую памятку
по ключевым вопросам темы и алгоритм работы
учащегося.

Урок начинается с постановки проблемного
вопроса: “Ученик, желая внести в почву азотное
удобрение, полил цветок раствором нитрата бария.
Растение погибло. Почему это произошло? Как можно
было спасти растение?”. Ответ на этот вопрос
учащиеся формулируют в конце занятия (таким
образом, ставится цель и задачи урока перед
учащимися).

Затем, в целях актуализации знаний, повторяем
основные моменты пройденных тем. Для этого можно
использовать материалы учебных электронных
изданий “Химия (8-11 класс). Виртуальная
лаборатория” (Лаборатория систем мультимедиа,
МарГТУ, 2004), “Виртуальная школа Кирилла и
Мефодия. Уроки химии (8-9 классы)” (Москва,2004), либо,
если данных дисков нет, то можно воспользоваться
презентацией (Приложение 1) или
опорным конспектом (Приложение 2).

После того как прошло краткое повторение,
ребята приступают к работе с карточками,
используя “Алгоритм” (Приложение 3).
Примеры карточек с заданиями:

Карточка 1

1. Даны формулы ионов: Са2+, ОН-, К+,
Сl-. Выпишите формулы анионов и катионов.

2. Составьте формулы веществ, комбинируя
катионы и анионы. Назовите эти вещества.

3. Подчеркните формулы растворимых веществ и
составьте уравнения электролитической
диссоциации этих электролитов.

4. Составьте уравнение реакции образования
нерастворимой соли AgCl в сокращённом ионном виде.

5. По этому ионному уравнению составьте
уравнение в молекулярном виде.

6. Дано уравнение реакции в полном ионном виде:

+ + 2NO3- + Ca2+ + 2OH- = Ca2+
+ 2NO-3 + 2H2O

Запишите это уравнение в сокращённом ионном и
молекулярном виде.

7. Найдите и исправьте ошибки в уравнениях
диссоциации:

а) MgCl2=Mg2++ Cl2- ;

б) NaNO3=Na+3NO;

в) Ba3(PO4)2 = 3Ba2+ + 2PO43-;

г) Al(NO3)3 = Al+ (NO3)-.

8. Составьте уравнение в молекулярном, полном и
сокращённом ионном видах по схеме:

Используйте формулы веществ, составленные при
выполнении задания 2.

Карточка 2.

1. Даны формулы ионов: Ва2+, СО32-,
Na+, NO3-. Выпишите формулы анионов
и катионов.

2. Составьте формулы веществ, комбинируя
катионы и анионы. Назовите эти вещества.

3. Подчеркните формулы растворимых веществ и
составьте уравнения электролитической
диссоциации этих электролитов.

4. Составьте уравнение реакции образования
нерастворимого основания Zn(OH)2 в
сокращённом ионном виде.

5. По этому ионному уравнению составьте
уравнение в молекулярном виде.

6. Дано уравнение реакции в полном ионном виде:

FeCO3 + 2H+ + 2Cl- = Fe2+ + 2Cl-
+ CO2 + H2O

Запишите это уравнение в сокращённом ионном и
молекулярном виде.

7. Найдите и исправьте ошибки в уравнениях
диссоциации:

а) MnSO4=Mn2++ SO42- ;

б) CaBr2=Ca2++Br2-;

в) Al2(SO4)3 = 2Al3+ + 3SO42-;

г) Fe(NO3)3 = Fe+ (NO3)-.

8. Составьте уравнение в молекулярном, полном и
сокращённом ионном видах по схеме:

Используйте формулы веществ, составленные при
выполнении задания 2.

Выполнение и проверка каждого задания строго
регламентированы временными рамками, за
соблюдением которых следит учитель. Учащиеся
выполняют задания в таблице, которая лежит на
столах (Приложение 4).

Данное занятие рассчитано на два спаренных
урока. На повторение и актуализацию знаний
отводится 10-15 минут; на выполнение работы по
совершенствованию знаний и отработке умений – 40
минут. По истечении этого времени учитель
собирает таблицы с выполненными заданиями и
выдаёт каждому учащемуся индивидуальную
карточку с заданиями для проверочной работы. Пример
одной такой карточки:

  1. Выпишите формулы электролитов и
    неэлектролитов: КОН, СН3СООН, FeCl2, NaCl, SO2,
    Ba(OH)2.
  2. Составьте уравнения электролитической
    диссоциации электролитов из задания 1.
  3. Составьте уравнения возможных реакций между
    данными веществами в молекулярном и ионном виде.
  4. По приведённому ниже уравнению реакций в
    сокращённом ионном виде составьте уравнение в
    молекулярном виде: Н+ + ОН- = Н2О

Этот вид работы рассчитан на 15-20 минут.

После выполнения этой проверочной работы
подводим итоги урока и отвечаем на проблемный
вопрос, поставленный в начале урока.

После урока учитель просматривает заполненные
таблицы, выставляет оценки за работу на уроке
наиболее активным учащимся. Самостоятельная
работа оценивается отдельно.

Следующий: