Обобщающий урок по теме Металлы


Цель урока: повторить, систематизировать и обобщить материал по теме
“Металлы”; подготовить учащихся к контрольной работе.



Оборудование: карточки с символами химических элементов, ватман с
правыми частями уравнений, ящики с реактивами и пробирками с растворами AlCl3,
Ba(NO3)2, FeSO4, ватманы с “ дорожками” для
цепочек генетических превращений, карточки с заданиями, карточки с формулами
неорганических веществ, магниты.

Ребята, сегодня на уроке мы повторяем материал по теме “Металлы”. Вас ждут
интересные задания и необычные приключения. Итак, начинаем! А чтобы ваше
настроение поднялось до экзотермического уровня, предлагаю следующее задание.

Расшифруйте выражение, которое и станет девизом нашего урока:

Au Ni Al Na In Eu – Sr Ir Li Am.

1. Перед вами карточки с символами химических элементов, найдите среди
них металлы.

(Учащийся у магнитной доски снимает карточки с символами неметаллов,
оставляя металлы.)

А теперь среди этих металлов найдите и назовите:

– самый легкий металл;
– самый тугоплавкий металл;
– жидкий металл;
– самый электропроводный металл;
– самый твердый металл.

(Учащийся поочередно снимает карточки, называя металлы.)

2. Вы любите разгадывать загадки и шарады? Давайте попробуем разгадать
такие задания о металлах:

Мой первый слог найдете в сере,
А два других есть в нашем теле
А в целом я в кольце, сережках,
В цепочках, вилках, даже в ложках. (Серебро.)



Два других – игра с азартом.
И если вместе ты их взял,
То получится металл.
Это знают даже дети –
Он пластичней всех на свете. (Золото.)

Что за странный есть металл?
В воду бросишь – побежал.
По поверхности – вприпрыжку
Бегал, прыгал и пропал. (Натрий.)

Он легок и пластичен,
С блеском серебристым,
Но снаружи никогда
Не бывает чистым.
Мы найдем его на кухне
И на стройке и в полете,
И если чуть подумаете,
Его вы назовете. (Алюминий.)

(Загадки и шарады могут задавать заранее подготовленные учащиеся.)

3. Молодцы! Мы вспомнили физические свойства металлов. На этих
свойствах основано применение металлов. Но большинство металлов в природе
находятся в виде различных соединений. Давайте вспомним способы получения
металлов, а для этого проведем аукцион. Составьте как можно больше способов
получения железа из его оксида. На доске запись:

Fe2О3 Al
H2
CO
Cu
O2

4.

В ряду левее водорода
Среди металлов нет урода:
Все растворимы в кислоте,
А те, что с краю, и в воде.
Зато на правом фланге “знать”
Кислот в упор не хочет знать…

О чем идет речь в этом стихотворении? Да, чтобы правильно составить уравнения
реакций металлов с другими веществами, нужно знать его положение в
электрохимическом ряду напряжений металлов. Составьте уравнения возможных
реакций:

Zn + H2O>
Fe + HCl>
Zn + H3PO4>
Cu + H2O>
Al + HCl>
Pb + H2SO4(разб.)>
Ag + HCl>

5. Автор небольшого стихотворения спрятал в нем еще одно химическое
свойство металлов:

Я известно с давних пор
И имею спрос,
Опусти меня в раствор,
В медный купорос,
Изменить хочу я соль.
Ну-ка выйди, соизволь!
Удивительный момент –
Стал другим раствор.
Вытесняю элемент,
Не вступая в спор.
На меня взгляни, ответь:
Начинаю я ржаветь?

О каком металле идет речь? Какое свойство металлов описано? Каков тип этой
химической реакции? Ржавеет ли железо?

6. После контрольной работы по химии была обнаружена шпаргалка, Правда
от нее осталась только правая часть. Восстановите шпаргалку:

*правая часть шпаргалки:

Na2O2

Al2O3 + 3H2O

2KOH + H2

NaAlO2 + 2H2O

CaCl2 + 2H2O

Fe3O4 + 4H2

(На доске прикреплена часть ватмана с правыми частями уравнений,
характеризующими химические свойства металлов. Учащиеся у доски дописывают левые
части уравнений.)

7. А сейчас на некоторое время вы станете химиками-аналитиками! В
нашей лаборатории перепутались склянки с реактивами, и ваша задача распознать
вещества и объяснить, как вы это сделали. (На столах у учащихся 3 пробирки с
веществами под номерами, набор склянок с реактивами и карточка с заданием.
Задание может выполняться в парах или по группам.)

Задание. Помогите лаборанту определить, в какой из пробирок находятся
вещества хлорид алюминия, нитрат бария и сульфат железа(II). Составьте уравнения
в молекулярном и ионном виде.

8. Я думаю, вы все любите читать детективы и приключенские романы?! А
вот в одном из таких романов описаны превращения соединений металлов. Предлагаю
вашему вниманию отрывок из произведения Луи Буссенара “Похитители бриллиантов”.
Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по
обжигу извести. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который
представлял собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк
разложился, угольная кислота выделилась, и получилось именно то, что называется
негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество
воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту
огромную массу негашеной извести, она разбухла, стала с непреодолимой силой
распирать сжимавший ее уголь и выталкивать его по направлению к пропасти.

Объясните, эти явления, проиллюстрируйте их уравнениями химических реакций.

9. Мы постепенно подходим к концу нашего урока. Стартуем на “беговых
дорожках”! По моему сигналу вы должны из различных карточек с формулами
химических веществ, лежащих на столе в беспорядке, выбрать те, с помощью которых
может быть составлена генетическая цепочка превращений указанного элемента.
Победит тот, кто сделает это быстрее.

(На плотной бумаге с левой стороны рисуется стартовая линия, а с правой –
финишная. На протяжении этой “дорожки” делаются небольшие размеры бумаги,
обведенные ярким цветом по числу возможных звеньев генетической цепочки. Так же
необходимо приготовить карточки с формулами неорганических веществ, с помощью
которых, можно было бы составить генетическую цепочку соответствующего
химического элемента, и несколько карточек с формулами химических веществ, не
входящих в эти цепочки.)



Образцы карточек:

Fe Fe(OH)2
Fe3O4 FeCl2
Fe(OH)3 FeO
FeS Fe(NO3)3

(Учащиеся записывают получившиеся цепочки и осуществляют эти превращения
дома.)




Следующий: