Обобщающий урок по теме Классы неорганических веществ


Цель: систематизация, коррекция знаний учащихся; проверка уровня сформированности основных понятий темы, умений составлять формулы веществ, классифицировать вещества. Развитие интереса к знаниям, навыков самоанализа и самоконтроля.

Ход урока

  1. С какими классами веществ мы познакомились? Перечислить.
  2. Дать определение оксидам, основаниям, кислотам, солям.

Задание №1.   Работа с тренажерами «Классы неорганических веществ»  (Приложение 1)

  1. Из веществ 1,2-ого столбиков найти формулы оксидов.
  2. Что можно сказать про их характер? Как определить характер оксида?
  3. Почему одни оксиды называются основными, другие кислотными?
  4. Какие основания и кислоты соответствуют перечисленным оксидам?

Задание №2.   Игра «Третий лишний»

Среди каждой тройки веществ найти вещество, отличающиеся от двух других. Указать признак отличия.

  1. NaOH, KOH, Cu(OH)2
  2. LiOH, H2SO4, Ca(OH)2,
  3. Fe(OH)3, Al(OH)3, Ba(OH)2,
  4. Na2SO4, Mg(OH)2, KNO3.
  1. Как определить растворимость основания?
  2. Что такое щелочь? Почему растворимые основания  щелочами? Что в переводе означает «щелочь»?
  3. Тривиальное название Ca(OH)2.
  4. Из какого оксида может быть образован Ba(OH)2.

Задание №3.   Вам нужно понять о каком веществе или веществах идет речь.

  1. Кислота, в которой относительная атомная масса кислотообразующего элемента равна 31. Дать характеристику по составу.
  2. Кислота, в состав которой входит атом самого активного неметалла 4 группы.
  3. Кислота, которая играет защитную роль в нашем организме и участвует в процессе пищеварения. Дать характеристику по составу.
  4. Назовите химический элемент, атомы которого могут образовать 3 кислоты. Какие?  (H2SO4, H2SO3, H2S)
    Определить степень окисления серы. В какой кислоте кислотообразующий  элемент находится в высшей степени окисления, а в какой в низшей?
  5. Какие вещества были открыты благодаря цветку (фиалке)?

Задание №4. Игра «Найти родственников».



Под диктовку через запятую(по названиям веществ) написать формулы веществ.

S, H2S, MgCl2, NaOH, Na2SO4, K2S, SO2, H2SO4, H2SO3, SO3, K2SO3.

Из приведенных формул составьте генетический ряд, образованной серой.

(1. S → H2S → K2S.
2. S→ SO2 → H2SO3 → K2SO3.
3. S → SO3 → H2SO4 → Na2SO4.)

Задание №5.   Игра «Химическое лото».  (Приложение 2)

На игровом поле даны формулы солей. В конверте на вырезанных квадратиках их названия. Квадратик с названием необходимо положить на формулу (лицом к лицу). При сборе лото (правильном определении всех солей)  на поле появиться информация по теме «Кислоты. Основания. Правила выживания в химической лаборатории»

Задание №6.   О чем говорят эти рисунки?

Задание №7.   Лабораторная работа. Экспериментальная задача.

В трех пронумерованных пробирках даны растворы щелочи, кислоты и вода. Определить в какой пробирке какое вещество находиться.

Работать по технологическим картам. (Приложение 3)

  1. Напомнить правила ТБ.

Задание №8.   Домашнее задание.

  1. Подготовиться к контрольной работе.
  2. По таблице растворимости составить 5 формул нерастворимых оснований, 5-ть формул кислот, 10 формул солей образованных выписанными вами основаниями и кислотами.



Следующий: