Обобщающий урок по теме Изомерия и номенклатура. Генетические связи между классами органических соединений

Цель:

1. Обобщить и систематизировать знания
о видах изомерии и номенклатуре органических
веществ, показать что изомерия является одной из
причин многообразия органических веществ и
помогает изучить их строение; значение
номенклатуры для знания химического языка.

2. Выявить генетическое родство
веществ на основании их строения и свойств;
охарактеризовать взаимосвязь между ними.

Ход и содержание урока. Урок –
соревнование.

I этап. “Химический
диктант”. (5–7мин)

В ходе работы проводится актуализация
знаний по основным вопросам темы. Вызываются 3
человека (консультанты) к доске:

  • Задание 1-му ученику:

Какому классу УВ принадлежит общая
формула

состава: CnH2n+2, CnH2n-6?

Какой вид изомерии характерен CnH2n,
CnH2n-2 для каждого из них?

  • Задание 2-му ученику:

Для каких классов веществ характерны следующие
функциональные группы?

  • Задание 3-му ученику:

Напишите структурные формулы веществ
с пятью атомами С, названия которых
заканчиваются на - ол, — аль, — диен, — овая.

Весь класс работает в тетради по
вариантам (I, II, III). Затем проводится проверка.

II этап.

А. А теперь извлечем практические
следствия из теоретических положений. Вам выданы
на группу карточки с дифференцированными
заданиями. Необходимо назвать изомеры по всем
известным номенклатурам (международной,
рациональной, тривиальной – для алканов)
необходимо решить по 2 карточки (одна по УВ,
другая по кислородсодержащим органическим
соединениям) 12мин.

Б. Генетические связи между веществами
следует понимать как генетическое родство
веществ на основании их строения и свойств,
показывающее единство и взаимосвязь всех
органических соединений!!!

Решить генетическую цепочку и указать
именные реакции, где они встретятся (р. Вюрца 12мин
, р.Зелинского, р.Зелинского – Казанского, р.
Вюрца – Фитинга, р.Кучерова, р.Вагнера).

Реакция Вюрца (получение алканов с
большим числом атомов углерода).

Например

Реакция Вагнера (окисление этилена
раствором KMnO4)

I. ( 4 – реакция Вюрца);

II. ( 2 – реакция Кучерова);

III.( 1,2 – реакция Зелинского-Казанского,
4 – реакция Фриделя-Крафтса);

VI.(1 – реакция Зелинского-Казанского, 3
– реакция Вюрца-Фиттига);

V. (4 – реакция Зелинского);

VI.(3 – реакция Вагнера).

Генетические связи отражают
диалектику природы, показывают как шел процесс
усложнения, развития веществ, их состава,
строения, появления образований, способных к
зарождению жизни (мировозренческий аспект,
обсуждаемой проблемы).



В практическом плане генетические
связи показывают, из каких веществ и какими
способами можно получить нужные вещества. Каждый
переход – это одновременно и выражение
химических свойств вещества и возможных путей
его практического использования.

III этап. Качественная
задача. А теперь закрепим с помощью эксперимента
знание о свойствах органических веществ при
решении качественной задачи.

1 группа. Как различить в каких
пробирках находятся: этиленгликоль, фенол,
муравьиная кислота.

После выполнения эксперимента 1
человек от группы отчитывается у доски,
записывая уравнения реакций.

АНАЛИЗ.

Обобщение знаний учащихся необходимо
на любой ступени изучения химии. Оно позволяет
подвести итог определенному этапу обучения,
привести знания учащихся в систему.

Проводя урок обобщения по теме
“Генетическая связь и изомерия”, я ставлю перед
учащимися задачи:

  • закрепить знания о видах изомерии и
    номенклатуре органических веществ;
  • выявить генетическое родство веществ на
    основании их строения и свойств.

При составлении плана были учтены
программные требования, образовательные,
стандарты, и даже с расширением.

Форма занятия – групповая работа
выбрана не случайно. Групповые самостоятельные
работы дают учащимся возможность общаться,
оказывать помощь друг другу, приобретать навыки
коллективного труда.

Также учитывались особенности
учащихся в учебной деятельности. В 11 классе “A”
на уроках отмечается обстановка делового
сотрудничества, высокий уровень
работоспособности.

В мотивации учебной деятельности
преобладает учебный, что свидетельствует о
желании и ценности учебы в школе. Имеет место
преобладание слуховой памяти над зрительной (14
детей правополушарных).

Почти у всего класса высокий темп
работы. Самооценка в норме, что очень важно в
данном классе.

Литература

В.Я. Вивюрский “Заключительные уроки по
химиии в средней школе”.

  • МГОНО, МГИУУ “Методика подготовки и проведение
    зачетных уроков по курсу химии”.
  • Н.И.Гаврусейко “Задание для самостоятельной
    работы учащихся по органической химии”.
  • Н.М Городова “Сборник тестовых заданий по химии
    11 кл”.
  • З.М Потапов, И.Н.Чертиков “ Проверь свои знания
    по органической химии”.



  • Следующий: