Обобщающий урок по органической химии Обобщение и систематизация знаний об углеводородах

Цель и задачи урока. Обобщить и
систематизировать сведения об изученных
углеводородах. Научить применять в комплексе
знания о строении, свойствах и применении
изученных органических соединений.

Мотивация деятельности.

На примерах
изученных углеводородов рассмотреть и закрепить
представления о зависимости свойств от строения
и типа химических связей, практическом значении
углеводородов для органического синтеза, т.е. на
конкретных примерах проиллюстрировать схему.

Состав и строение свойства применение

Оборудование.

Модели молекул, таблицы,
реактивы: керосин, раствор перманганата калия,
серная кислота, демонстрационный экран,
пробирки.

Ход урока


Структура

Методы

I. Воспроизведение и коррекция опорных
знаний

1. Какова формулировка 1-го и 2-го положений
теории химического строения органических
соединений?

2. Как теория объясняет многообразие
органических веществ?

3. Какие гомологические ряды изучены? Приведите
формулы и названия 2-3 углеводородов каждого ряда
(устно).

4. Ответьте на вопрос (I) задания.

Учащиеся используют таблицу №1 “Инструкция по
составлению названия соединения в номенклатуре
ИЮПАК”, таблицу №2 “Изомеры и гомологи” и
таблицу №3 “Состав (гомологи) и строение
(изомеры) углеводородов” (см. Рисунок 1).

5. Строение молекул алканов, алкенов, алкинов на
примере этана, этена, этина. (Ответы 3-х учащихся у
доски с использованием моделей молекул).

II. Повторение и анализ знаний о химических
свойствах изученных углеводородов

1. Какие химические реакции характерны для: а)
алканов, б) алкенов, в) алкинов, г) аренов?

2. Написать уравнения возможных реакций
(учащиеся отвечают на вопрос (II) задания).

3. Привести уравнения реакций, характерных:

a) для алканов и бензола; №1…№2…
b) для алкенов и бензола; №1…№2…

Объяснить сходство между указанными
углеводородами.

4. Для чего нужно знать свойства веществ?

5. Информация о результатах
научно-исследовательской работы по теме
“Окислительно-восстановительные реакции в
органической химии”. Выступление Кузнецовой
Виктории – дипломанта городской и региональной
научно-практической конференций.

III. Применение знаний о свойствах для:

a) составления уравнений, иллюстрирующих
взаимосвязь гомологичных рядов;
b) решения расчетных задач по получению указанных
веществ.

Учащиеся отвечают на вопросы (III и IV) задания,
используют таблицу №4 “Генетическая связь
органических веществ”, таблицу №5
“Молекулярные массы некоторых органических
веществ”.

В течение всего занятия наблюдаю за
самостоятельной работой учащихся, корректирую
ее на отдельных этапах, помогаю, по
необходимости, отдельным ученикам.

Использованная структура занятия и формы ее
проведения позволяют направить учащихся на
глубокое осмысленное понимание взаимосвязи
между строением и свойствами веществ и умение
объяснять факты с точки зрения строения веществ,
дает знания о практическом использовании
органических соединений.



IV. Подведение итогов работы и домашнее задание

Фронтальная беседа, класс условно
разделен на 3 группы.

Самостоятельная работа по тексту задания с
использованием таблиц.

Парная самостоятельная работа, результаты
показывают учащиеся у доски.

Индивидуальная самостоятельная работа, второй
уровень активности учащихся.

Фронтальная беседа.

Доклад, д/о “Определение непредельных
углеводородов в керосине”.

Третий уровень активности учащихся.

Групповая самостоятельная работа с учебником,
таблицами.

Результаты работы обсуждаются и проверяются.

Литература

  1. Учебник. Химия 10 кл. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.,
    Москва, “Просвещение” 2001 г.
  2. Урок в современной школе. Онищук В.А., Москва,
    “Просвещение”, 1986 г.
  3. Дидактический материал по органической химии,
    составленный Ковешниковой С.Г., Братск, 2003 г.
  4. Набор таблиц по теме “Углеводороды”,
    разработанные автором.

Углеводороды
Взаимосвязь предельных, непредельных,
ароматических

I. Состав. Гомологи. Изомеры. Номенклатура.

II. Химические свойства углеводородов.

  1. Какие химические реакции характерны для:
  2. a) алканов б) алкенов в) алкинов г) аренов

  3. Напишите уравнения возможных реакций:

a)С2Н6 + Сl2
С7Н16
С3Н82
СН42
б) CH2 = CH22О
CH2 = CH – СН32
nCH2 = CH2
CH3 – СН = СН – СН3+Cl2
в) CH CH + Cl2
CH3 — C СН+Н2
С2Н22
3CH CH

  1. Приведите уравнения реакций характерных для:

а) бензола и алканов; №1… №2…; б) бензола и
алкенов; №1… №2…

III. Взаимосвязь гомологических рядов

  1. см. таблицу нахождения в природе
  2. общая схема
  3. составсвойстваприменение (С2Н2,
    С2Н4, С6Н6)
  4. I. СН4 С2Н2 С6Н6 С6Н52
    II. С2Н6 С2Н5Сl С2Н4С2Н6ОСО2

IV. Расчетные задачи по теме

№1. При нитровании бензола массой 78 г получили
105 г нитробензола. Какова массовая доля выхода?

№2. Из 22,4 л ацетилена (н.у.) получен бензол массой
16 г. Какова массовая доля выхода бензола?

№3. Какую массу этилового спирта можно получить
при гидратации 44,8 л этилена (н.у.), если выход
составляет 92% от теоретически возможно.

№4. Два насыщенных углеводорода имеют
одинаковый состав: 85,714% С и 14,286% Н (по массе).
Плотность паров углеводородов по неону равна 2,8 и
3,5. Определить молекулярную формулу
углеводородов, привести структурную формулу
двух их изомеров.





Следующий: