Обобщающий урок на тему Изомерия непредельных углеводородов

Цель: обобщить и углубить знания по
теме “Изомерия непредельных углеводородов”.

Задачи:

Образовательная

  • обобщить знания обучающихся по теме;
  • познакомить с дополнительным материалом по
    геометрической изомерии.

Развивающая

  • развивать аналитическое умение обучающихся:
    сравнение, анализ, обобщение;
  • развивать логическое мышление: внимание,
    зрительную память, умение слушать, делать выводы,
    умение повторять, выделять главное,
    анализировать.

Воспитательная

  • воспитывать личностные качества -
    ответственность, самостоятельность,

Приёмы и методы обучения:

Беседа, самостоятельная работа.

Технологии:

  • активизация и интенсификация деятельности
    школьников;
  • развивающего обучения (З.В. Занков, — качество и
    объём выполняемой работы оценивается с точки
    зрения посильности, доступности знания ученика,
    с точки зрения субъективных возможностей
    ученика, так как темпы развития личности глубоко
    индивидуальны)
  • технология на личностно-смысловой основе
    (личность учителя и умение воздействовать на
    ученика);
  • технология на проблемной основе, когда ставится
    проблемная ситуация между знанием и незнанием;

Оборудование:

Периодическая таблица Д.И.Менделеева, тексты
вопросов, тестов, задач.

Тип урока – обобщающий.

Ход урока

1. Организационный момент (1-2 минуты)

2. Вступительное слово учителя:
сообщение цели, темы, задач урока. (1 минута) Урок
состоит из нескольких блоков.

I блок.

Фронтальный опрос (10 минут).

Вопросы № 1-4 подготовлены учеником Шалаховым
Б., ему слово (ученик выходит к доске, читает
вопросы, спрашивает одноклассников, анализирует
ответы)

Приложение 1.

Итак, какой сделаем вывод об условиях
геометрической изомерии? Ответ:

1) наличие -связи или цикла;

2) наличие различных заместителей у атомов
углерода с двойной связью.

Вопрос № 4 задаёт учитель.

Текст вопроса № 4 – это проблемный вопрос, на
который можно ответить, изучив схему “порядок
старшинства заместителей”.

Вопросы № 6, 7.

Решаются в форме вопрос-ответ.

Итак, сделаем вывод. Как определить форму
геометрической изомерии? Ответ:

1)определить двойную связь или цикл;

2) определить старший заместитель у атомов
углерода с двойной связью, согласно порядку
старшинства заместителей.

Вопросы из данной темы встречаются в текстах
ЕГЭ (А-14,…). Тексты ЕГЭ лежат на партах.

Решить:

I ряд — №61-8/10 А-14

ІІ ряд — №472-2/11 А-14

ІІІ ряд — №471-2/10 А-14

II блок.

Решение задач (10 минут).

Используется дифференцированный подход в
составлении задач и технология развивающего
обучения.

(Приложение 2)

I ряд и II ряд – обучающиеся на “4” и “5”,
предлагаемые задачи следует решить ВI – способом
первым; ВII – способом вторым.

III ряд – V вариант – обучающиеся на “3” и “4”,
им предлагается задание по теме “Изомерия
непредельных углеводородов”.

VI вариант – для учащихся, которые будут сдавать
ЕГЭ, им предлагается задача ЕГЭ В042 С-5 (2007г.)

Из каждого варианта один обучающийся
вызывается к доске для записи решения своей
задачи, на доске написано время для решения.
Остальные обучающиеся этого же решают задачу.
Тот, кто решил первым, проверяет решение задачи и
ставит оценку за ответ.

4 минуты.

I-В: Решаем задачи через соотношение С: Н

4 минуты.

II-В: Используем формулу:

5 минут.

III-В: Используем формулу

:

Решаем математическим способом.

5 минут.

IV-В: Находим p, решаем через соотношение С:Н

7 минут.

V-В: Вспоминаем условия геометрической
изомерии.

6 минут.

VI-В: Используем формулу:

III блок.

Самостоятельная работа (10 минут). Вариант 1, 2

Приложение 3

IV блок.

Переход к теме следующего урока (5 минут).

Напишите структурные формулы и сравните
строение молекул этана и этина?

- Что у них общего в строении и в чем различие?

- Какая молекула химически активнее и почему?

Ответ:

Этин Этан

Молекула этина более активнее, так как имеется -связь (-связь обладает меньшей
прочностью и большей поляризуемостью, чем -связь, её
электроны более доступны для атаки реагентов).

-связь
– “горячая точка” молекулы.

- Какое положение теории А.М.Бутлерова находит
отражение в данном рассуждении?

Ответ:

- Доказывается второе положение теории А.М.
Бутлерова “Свойства органических веществ
определяются …, т.е. химическим строением
вещества”.

- Какая молекула химически активнее? (бутан,
бутадиен-1,3)

Ответ: (бутадиен-1,3).

Итак, “Химические свойства алкенов”, это тема
следующего урока. Посмотрите и перепишите схемы
“Химические свойства”. (1 минута). Приложение
4.

Домашнее задание: прочитать

стр.87-89

стр.102-103

стр.112-113

Следующий: