Обобщающий урок литературного чтения во 2-м классе по теме Писатели – детям


Как известно, именно в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым так не хватает игровой практики. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз позволяет совместить игровую и учебную деятельности.

Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для самого себя.

Данный урок позволил в игровой форме повторить материал всего раздела. На уроке дети вспомнили произведения советских писателей, закрепили свои знания по содержанию этих произведений. Ученики закрепляли умения выделять существенные признаки и свойства, учились оценивать результаты своей деятельности и т. д.

Для активизации и мотивации учебной деятельности учащихся, на уроке были использованы: игровые моменты, метод программированного обучения (задания в форме тестов), диалогический метод, частично-поисковый и метод самоконтроля.

На уроке старалась чередовать различные формы работы с учащимися: самостоятельная работа с последующей проверкой, индивидуальная работа, работа в парах, коллективная работа.

Грамотное чередование различных форм и методов позволили поддержать выбранный темп и высокую работоспособность учащихся в течение всего урока, способствовало развитию творческих, познавательных, интеллектуальных умений учащихся.

Все этапы урока логически взаимосвязаны. Материал урока изложен на научной основе, подобран на доступном уровне, в соответствие с возрастными и психологическими особенностями детей младшего школьного возраста.

На уроке использован дифференцированный подход к учению. В основе дифференциации положено содержание задания. (Различные карточки).



Урок построен с учётом личностно-ориентированного развития младшего школьника, т.е. организация сотрудничества, совместной творческой деятельности, работа в парах, индивидуальный подход к каждому учащемуся и т. д. (элемент ЛОО)

Проблемно-познавательный характер заданий носил практическую направленность, индивидуальная работа сочеталась с фронтальной, теоретические знания подкреплялись практическими навыками.

Учитывая использование ИКТ, на уроке проведены 2 зарядки для глаз и одна физкультминутка, которые позволили детям снять напряжение с глазных мышц и мышц тела.

Домашнее задание дифференцированно.

Цели урока:

Цели обучения:

  • повторение и обобщение пройденного материала;
  • отработка навыков беглого выразительного чтения.

Цели воспитания:

  • воспитывать интерес к чтению;
  • воспитание гуманности, любви к животным;
  • воспитание мотивов учения и положительного отношения к знаниям.

Цели развития:



  • формирование умения выделят существенные признаки и свойства;
  • формировать умение оценивать результат выполненных действий;
  • развивать умение работать в должном темпе;
  • развитие уверенности в своих силах;
  • развивать умение владеть собой – выдержки, самообладания, развитие умения действовать самостоятельно.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Постановка целей и темы урока.

– Сегодня наш урок – урок обобщения и повторения. Мы поиграем в литературные игры, ответим на вопросы, выберем лучшего, самого активного ученика нашего класса, поставим сами себе оценки. Поэтому в течение всего урока будьте активны и внимательны к своим ответам и ответам ваших товарищей.

– Мы закончили изучение большого раздела. Вспомните, как назывался этот раздел?

(открываем название раздела: «Писатели – детям»)

Слайд 1 Презентации.

3. Речевая разминка.

– Для чего нужны скороговорки, чистоговорки?

Слайд 2.

Три сороки тороторки
Тороторили на горке.

(Сначала читаю чистоговорку я)

– Прочитайте скороговорку про себя.

– Прочитайте с восклицательной интонацией.

– Прочитайте с вопросительной интонацией.

– Прочитайте с ускорением.

– Прочитайте с замедлением.

– Прочитайте с ударением на слово «ТРИ».

4. Повторение и обобщение. (Работа по теме урока)

Сороки-тороторки прилетели к нам на урок не просто так. Они прилетели, чтобы посмотреть, как вы справитесь с их заданиями.

Итак, первая сорока приготовила вам следующее задание…

– Перечислите произведения авторов, которые мы изучили.

Слайд 3. (Чуковский К.И. Какие нехорошие качества высмеиваются?)

Слайд 4. (Маршак С.Я. Какие качества высмеиваются автором?)

Слайд 5. (Михалков С.В. Какие ещё произведения этого автора вы знаете?)

Слайд 6. (Барто А.Л. Каким хорошим качеством наделён герой стихотворения «В школу» ?)

Слайд 7. (Носов Н.Н. Какой из этих рассказов вам понравился больше всего? Почему?)

– Молодцы, справились с заданием.

Слайд 8.(5 вариантов ответов)

– Почему произведения этих авторов объединены в один раздел?

– Эти произведения в шуточной форме высмеивают плохие человеческие качества. Их можно назвать шуточными, юмористическими. Давайте прочитаем, что же такое юмористические стихи, рассказы на странице 68 учебника.

5. Зарядка для глаз

Слайд 9. Игра «Путаница».

Вторая сорока тоже приготовила для вас задание. А задание такое…

(На доске)

– Рассмотрите иллюстрации, подумайте и скажите, к какому произведению относится каждая из них.

6. Физкультминутка.

7. Повторение и обобщение. (Продолжение)

Слайд 10. Игра «Вспоминай-ка!»

(По одной карточке на парте. (РАБОТА В ПАРАХ))

(Зачитываются отрывки из произведений (на карточках), дети должны вспомнить название и автора, написавшего это произведение.)

Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
(С. Маршак «Вот какой рассеянный»)

Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
(С. Маршак «Багаж»)

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
(С. Маршак «Почта»)

Нам учиться, лодырям
Что-то лень.
На коньках катаемся целый день.
Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!
(«Кот и лодыри»)

Эй, вы глупые тарелки.
Что вы скачите как белки?
Вам ли бегать за воротами
С воробьями желторотыми?
Вы в канаву упадёте,
Вы утоните в болоте.
Не ходите, погодите,
Воротитеся домой!
(К.И. Чуковский «Федорино горе»)

А за ними и утята:
«не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!»
(К.И. Чуковский «Путаница»)

Уронили Мишку на пол,
Оторвали Мишке лапу,
Всё равно его не брошу.
Потому что он хороший.
(А. Барто из цикла «Игрушки»)

Подошёл Медведь тихонько,
Толканул его легонько:
«Говорю тебе, злодей.
Выплюнь солнышко, злодей,
А не то, гляди, поймаю, –
Пополам переломаю. –
Будешь ты, невежа, знать.
Наше солнце воровать…»
(К.И. Чуковский «Краденное солнце»)

Тут прохожим не пройти:
Тут верёвка на пути.
Хором девочки считают
Десять раз по десяти.
А. Барто «Верёвочка»)

Я сегодня сбилась с ног –
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала,
За уроки не садилась
И обедать не могла.
(С. Михалков «Мой щенок»)

В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью «каланча».
(С. Михалков «Дядя Стёпа»)

Вот живут они – лягушка,
Ёж. Петух и мышь-норушка.
Мышь-норушка
Толокно толчёт,
А лягушка
Пироги печёт.
(С. Маршак «Терем-теремок»)



Вот дом,
Который построил Джек.
А это пшеница,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме, который построил Джек.
(С. Маршак «Дом, который построил Джек»)

Не хотел котёнок мыться
Опрокинул он корытце
И в углу за сундуком
Моет лапки языком.
(С. Маршак «Усатый-полосатый»)

8. Проверочная работа.

– А сейчас задание третьей сороки.

(Проверочная работа.)

– Послушайте внимательно задание.

Я читаю предложение. Если вы согласны с утверждением, ставите +, если утверждение неверно ставите — .

  1. Чуковского зовут Корней Павлович.
  2. «Тараканище», «Мойдодыр», «Приключения Незнайки» – произведения К.И. Чуковского.
  3. В стихотворении «Радость» от радости на берёзах вырастали апельсины.
  4. Когда от Федоры в сказке «Федорино горе» убежала вся посуда, в доме остались только её коты.
  5. Сергей Михалков написал сказки «О глупом мышонке» и «Об умном мышонке». (Маршак)
  6. Щенка из стихотворения Сергея Михалкова «Мой щенок» закусали дворовые собаки.
  7. Котёнка из рассказа «Живая шляпа» звали Пушок. (Васька)

(ОПРОС)

Слайд 11.

Ученик зачитывает вопрос.

– Кто согласен? Кто не согласен? Почему вы так считаете, докажите.

9. Зарядка для глаз.

10. Итог урока.

(Выставка книг)

– Урок наш подходит к концу

Обратите внимание на нашей книжной выставке есть книги и Чуковского, и Маршака, и Агнии Барто, и других авторов, произведения которых вошли в раздел «Писатели – детям». На уроке мы отметили, что книга многому учит, мы узнаём из книг что-то новое и интересное. Все эти книги вы можете найти в библиотеке.

– Напоследок давайте, восстановим пословицу о книге.

Слайд 12.

Книга мала, а ума придала.

– Все хорошо работали. Но давайте попробуем выбрать и отметить тех ребят, которые лучше всех работали на уроке, давали более точные и чёткие ответы. Как вы считаете, кто это?

(Наградить пёрышками сороки)

Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению, а кто сможет, подберите к ней подходящую пословицу.

Слайд 13. (Молодцы)

Самоанализ урока – Приложение 2.




Следующий: