Обобщающий урок литературного чтения в 4-м классе по разделу В начале было слово, и слово было Бог… УМК Гармония

Вид урока: комбинированный, с применением компьютерных технологий. Обучение развитию критического мышления.

Цели урока:

Образовательные:

  • повторить и обобщить знания по теме «Библейские сказания. Моисей»
  • формировать систему читательских умений; активизировать «вдумчивое чтение».

Развивающие:

  • развивать наблюдательность, грамотную, связную речь учащихся, умение работать с текстом, умение ориентироваться во времени и пространстве;
  • развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся (память, внимание);
  • расширять кругозор учащихся в области религии.

Воспитательные:

  • воспитание у учащихся культуры мышления;
  • воспитание любви и уважения к близким.

Оборудование:

  • компьютер с медиапроектором, экран, доска;
  • выставка книг,
  • книжки-самоделки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Мобилизующее начало. Настрой детей на учебный день, на урок литературного чтения.

- Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица?
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу…
- Улыбнитесь друг другу!

Приятного вам учебного дня! Начинаем урок литературного чтения!

II. Разминка.

Речевая. Зима. Когда вы слышите это слово, ваши мысли. (Мини-рассказ)

На дыхание. Зима – это чистый зимний воздух. Делаем глубокий вдох, затем выдох.(3раза)

Ещё раз сделали глубокий вдох, на выдохе тихо зима, зима, зима. Ещё раз громче и быстрее.

На интонацию.Повторяем: Зима? Зима! Зима? Зима! Зима? Зима! Зима-а-а. Зима.

Ух, ты…зима-а-а. Мы рады зиме! Ура! Зима!

III. Актуализация знаний учащихся.

- Как называется раздел, по которому мы с вами работали несколько последних уроков? ( В начале было слово, и слово было Бог»)

- Что мы изучали в этом разделе? (Библейские сказания)

- Как называется библейское сказание, с которым мы работали? (Моисей)

IV. Проверка домашнего задания.

Домашним заданием у вас было составить кластер по библейским сказаниям.

Собираю кластеры, приготовленные дома.

Вы дома повторили весь материал. Сегодня мы обобщим и повторим библейские сказания о Моисее.

V. Логическая цепочка. Работа в парах.

Расположи данные части по порядку и назовите недостающие. Приложение 1

«Моисей в семье Иофора»

«Горящий куст»

«Моисей защищает мадиамских девушек»

«Казни египетские»

«Возвращение Моисея в Египет»

«Переход через Чермное море»

«Золотой телец»

«Законы»

«Подарок пустыни»

«Смерть Моисея»

(1. «Рождение Моисея»

2. «Юность Моисея»)

Игра на внимание «Из какой части строки»

  1. «Невесело стало фараону. Приказал он слугам удалитьcя. И всю ночь глядел на кровавый фонтан…» ( «Казни египетские»)
  2. «Моисей поверял все свои тревоги Иофору. Не мог забыть Моисей, как тяжело живётся рабам фараона» (Моисей в семье Иофора»
  3. «Горит он, разгорается, но не сгорает. Остаётся цел и невредим». («Горящий куст»)
  4. «Моисей бросил посох. Посох превратился в змею. Фараон вскочил с трона». (Возвращение Моисея в Египет»).

VI. Работа с иллюстрацией.

(Показ иллюстрации из детской библии с помощью медиапроектора.) Приложение 2

Задание ученикам.

- К какой из прочитанных частей относится каждая иллюстрация? Соотнесите рисунки и текст.

VII. Корзина заповедей. Приложение 3

Наполняется корзина заповедями. Каждый по кругу называет одну заповедь. Не ответил, значит, выбываешь.

Сколько заповедей составил Моисей? (Десять)

Давайте их назовём.

- Как ты понимаешь эти заповеди.

(Знакомство с заповедями по Детской библии стр. 102.)

Помните заповеди и делайте только добро и поступайте по справедливости.

Физминутка

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз росой она умылась,
Два изящно покружилась,
Три – присела.
На четыре — полетела.

VII. Кто наберёт больше баллов. Выбирай и набирай баллы. «Тонкие и толстые вопросы» Приложение 4

VIII. Ромашка Блума. Приложение 5

IX. Синквейны. Приложение 6

1 строчка. Имя существительное, выраженное одним словом.

2 строчка. Описание темы именами прилагательными.

3 строчка. Описание действия. Три или несколько глагола, относящиеся к ней.

4 строчка Целая фраза или предложение, состоящее из нескольких слов, выражающее своё отношение к теме синквейна.

5 строчка. Слово-синоним.

X. Пометки на полях «Инсерт».

Раздаются карточки, где записаны предложения, относящиеся к библейским сказаниям.

Учащиеся должны пометить

+ — что тебе известно, та информация, которую ты узнал на сегодняшнем уроке;
- — то, что тебе совсем непонятно;
? – то, что осталось непонятым, но ты хотел бы узнать подробнее.

  1. Рождение Моисея.
  2. Библейские сказания.
  3. Семь дней творения.
  4. В Назарете.
  5. Десять заповедей.
  6. Святая ночь.
  7. Смерть Моисея.
  8. Жизнь первых людей в раю.

XI. Домашнее задание. Прием «Обложка».

Оформить книжки, которые вы сделали на уроке труда. Титульный лист должен быть оформлен по одинаковой для всех схеме. А внутри обложки каждый может проявить свое творчество: сделать иллюстрацию к эпизоду, который больше всего понравился, или изобразить любимого героя — кто как умеет. Можете пользоваться помощью родителей. И на следующей странице каждый выбирает сам, что ему сделать: составить план, написать характеристику одного из героев или записать понравившийся отрывок.

Жанры обозначить условными знаками, которые мы придумали сами. Темы обозначаются цветом.

Схема обложки (приложение 8)

XII. Итог урока

- Изучение какого библейского сказания закончили сегодня на уроке?

Подводя итоги учитель говорит:
- Закончим урок золотым правилом из Евангелие от Матфея: Приложение 7

«Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

XIII. Рефлексия.

- Что понравилось вам больше всего на уроке?

- Что больше всего тебя заинтересовало на уроке, что удивило?

Спасибо вам за урок.

Литература:

  1. О.В. Кубасова. Любимые страницы. Учебник для 4 класса по литературному чтению. Част 2. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003. – 216с.
  2. Толковый словарь С.Ожегова
  3. «Детская Библия»

Следующий: