Обобщающий урок литературного чтения в 4-м классе по разделу Страна далекого детства

Цель:

1) повторить и обобщить изученный материал в
разделе “Страна далекого детства”
(произведения Б.С.Житкова, М.М.Зощенко,
К.Г.Паустовского, А.П.Платонова, В.Ю.Драгунского);
2) развивать навыки сравнения, сопоставления,
память, логическое мышление; расширение
кругозора и словарного запаса учащихся;
3) воспитывать патриотизм, нравственные ценности,
положительные качества человека, любовь к
литературному чтению.

Оборудование:

портреты писателей, книги
писателей, карты мира и Астраханской области,
музыкальная запись на аудиокассете Э.Грига
“Утро в сосновом лесу”, кроссворды, учебник по
литературе, сочинения ребят по теме “Мои
воспоминания о детстве”.

Ход урока


1) Организациионный момент.

Постановка цели урока через произведение
С.Михалкова “Стихотворение о детстве” (читает
выразительно учитель).

– Какова тема нашего урока? (ответы детей,
формулирование темы)

2) Проверка домашнего задания
(запись на доске):

– Соотнесите название произведения и его
автора:

Бажов Павел Петрович. “Корзина с еловыми
шишками”.
Житков Борис Степанович. “Денискины рассказы”.
Зощенко Михаил Михайлович. “Серебряное
копытце”.
Платонов Андрей Платонович. “Елка”.
Драгунский Виктор Юзефович. “Песчаная
учительница”.
Паустовский Константин Георгиевич. “Как я ловил
человечков”.

– О чем и о ком эти произведения? (ответы детей)

– Какие из этих рассказов помещены в наш раздел
учебника? (Ответы детей)

– Почему здесь есть произведения и других
авторов? Объясните и обоснуйте свой ответ.

(Ответы детей)

3) Работа по обобщению:

– Все писатели, с произведениями которых мы
встретились в этой главе нашего учебника, жили в
19 и 20 веках, а сейчас уже 21 век. Они выросли и
написали воспоминания о своем детстве. Давайте
еще раз вспомним их биографии и произведения,
которые мы читали.

1 задание:

Я назову героев, а вы скажите, что
это за рассказ и кто автор:

а) Минька, Леля, гости, Новый год, сладости на
елке. (“Елка” М.М.Зощенко)

Биографию М.М.Зощенко рассказывает ученик у
доски, показывает портрет писателя и его книги.

Вопросы по произведению:

– Какова главная мысль рассказа? Чему учит это
произведение читателей? (Ответы детей)

2 задание:

Зачитывание отрывка из рассказа
А.П.Платонова “Песчаная учительница”.

– Кто вспомнил это произведение и его автора? (Ответы
детей, показ на карте

Астраханской области села Хошеутово,где
происходят события из рассказа).

Биографию А.П.Платонова рассказывает ученик у
доски и показывает портрет, книги писателя.

Краткий анализ произведения:

– Чем запоминается это произведение? Какой
момент самый волнительный в рассказе?

(Чтение отрывка из произведения детьми)


4) Физминутка.

Прослушивание музыкальной записи (2-3 минуты)
норвежского композитора Э.Грига “Утро в
сосновом лесу”.

– К какому произведению подходит музыка,
которую мы сейчас прослушали? Кто автор?

(К.Г.Паустовский “Корзина с еловыми шишками”,
ответы детей)

Биографию рассказывает ученик у доски и
показывает портрет, его книги, а также
рассказывается о норвежском композиторе Э.Григе,
на карте мира показывается

Скандинавский полуостров, Норвегия, даются
краткие сведения о стране.

3 задание:

Найдите описание девочки Дагни,
осени, зимы, белых ночей в произведении

К.Г.Паустовского. Зачитайте, какие приемы
сравнения и олицетворения использовал автор? (Ответы
детей по учебнику)



– Какова главная мысль этого произведения?
Найдите эту мысль в словах героев рассказа,
зачитайте. (Ответы детей)

4 задание:

На доске записаны 3 скороговорки,
прочитайте, попробуйте научиться выговаривать:

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Корабли лавировали, лавировали, да не
вылавировали.

Проворонила ворона вороненка.

– Какая из этих скороговорок подходит к
произведению, которое мы читали? Что это за
произведение? Кто автор? (Б.С.Житков “Как я
ловил человечков”, ответы детей).

Биографию автора рассказывает ученик у доски и
показывает портрет, книги.

– От чьего имени ведется рассказ? Как звали
мальчика? Каким он был? Чем закончилось все в
рассказе? А как бы поступили вы на его месте? (Ответы
детей)
.

– Когда мы читали это произведение, то
выполняли задание к нему: написать свое
интересное воспоминание-сочинение о том времени,
когда вам было 5-6 лет и с вами произошло что-то
интересное, что вам запомнилось и чему-то вас
научило. Давайте сейчас послушаем наиболее
интересные сочинения ребят. (Чтение 3-4
творческих работ самими детьми)


5) Анализ и обобщение всех произведений
(краткая беседа):

– Чем объединены все произведения этого
раздела? Чему они учат своих читателей?

Понравились ли вам эти произведения? Интересно
ли читать воспоминания писателей? Почему? Как
вы думаете, каждый ли человек вспоминает свое
детство? А что чаще всего вспоминается и
запоминается на всю жизнь? У вас есть уже такие
воспоминания? Рассказываете ли вы друг другу
интересные случаи из своей жизни?

Помогают ли вам произведения писателей учиться
жить сегодня? Каким образом?

Обоснуйте свой ответ, приведите примеры. (Ответы
детей)

6) Занимательное задание-игра.

В далеком 1954 году сэр Хью, владелец
американской фирмы “Гиннес” пригласил к
себе двух братьев-близнецов Норриса и Росса
Макрайтеров и предложил выпускать книгу
рекордов, устанавливаемых во всех мыслимых и
немыслимых областях человеческой
деятельности. Днем рождения “Книги рекордов
Гиннеса” считается 27 августа 1955 года, именно
тогда и появилось первое издание объемом в 198
страниц.

Книга состоит из 12 разделов, в числе которых:
человек, животные, растения,

Вселенная, наука, искусство, техника, спорт и
т.д. и прочее. Что же интересного
зафиксировано в этой книге? Например, что в
Лос-Анджелесе 50 участников в течение двух
дней отгадывали кроссворды. Победителем стал
житель Нью-Йорка Стенли Ньюмен. Он разгадал
сложный кроссворд из 64 слов за 7,5 минут и получил
приз в 500 долларов. Вот и мы сейчас попробуем
за короткое время разгадать литературный
кроссворд и получить заслуженную оценку “5”
в качестве приза.

На партах учеников лежат кроссворды по
литературе “Кто автор?” Кроссворд
составляется индивидуально каждому классу
на усмотрение учителя по тем произведениям,
которые прочитали дети, изучая данный раздел по
чтению.

– Нужно за короткое время разгадать этот
кроссворд. Работа совместная, проводится
парами.


7) Итог урока:

– Какова была тема урока? Понравилась ли вам
работа на уроке? Что интересного вам запомнилось,
что вы узнали нового? интересного? (Ответы
детей, итоги разгадывания кроссворда,
выставление оценок за работу на уроке ученикам).


8) Домашнее задание

:

– Научиться говорить быстро и четко
скороговорки, продолжать вести дневник читателя,
посетить библиотеку, читать произведения о
детях.




Следующий: