Обобщающий урок литературного чтения по теме Природа для поэтов и художников ‒ любимая и живая

В настоящее время в соответствии с ФГОС НОО в структуру основной
образовательной программы начального общего образования входит “Программа
формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни”

Данная программа реализуется через урочную и внеурочную деятельность.

Большие возможности для ее реализации дает УМК “Перспективная начальная
школа”. По этому УМК я работаю шестой год. Экологическое воспитание школьников
мне удается осуществлять на всех уроках, в т.ч. и на уроках литературного
чтения. Предлагаю одну из разработок такого урока.

Обобщающий урок литературного чтения во 2 классе по теме “Природа для поэтов
и художников – любимая и живая”.

Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания учеников по теме “Природа для поэтов
    и художников – любимая и живая”, актуализировать знания, приобретенные при
    изучении литературного чтения, окружающего мира, русского языка.
  2. Способствовать развитию речи обучающихся, вырабатывать навык грамотной,
    логически законченной речи.
  3. Воспитывать культуру грамотного общения на уроке, формировать бережное
    отношение к природе.

Оборудование: учебники, хрестоматии, рабочие тетради, презентация с
использованием звуков природы (шум леса, воды, пение птиц).

Ход урока

Организационный момент.

– Ребята, сегодня на уроке у нас гости, поприветствуем их:

Доброе утро, добрые люди!
День начался, он только начался,
День впереди
И ничего не поздно!

Приложение. Слайд 1

(На фоне природы звучит запись. Весна
(фортепиано, шум дождя,…).)

На фоне музыки учитель читает:

Небо льется синим цветом,
Солнце светит теплотой!
Нет прекраснее планеты,
Чем моя Земля весной!

– Друзья, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А как вы думаете, куда?
Правильно, на природу! Назовите все, что вы считаете природой. (Дети отвечают.)

– Молодцы! Сразу видно, что вы любите природу. Я тоже считаю, что она
прекрасна. Недаром художники и поэты воспевают ее в своих творениях. Какую тему
по литературному чтению мы с вами закончили изучать?

Дети: “Природа для поэтов и художников – любимая и живая”.

– Молодцы!

Слайд 2

(Природа для поэтов и художников – любимая и живая.)

– Итак, отправляемся в путешествие. А путешествовать лучше всего с друзьями,
поэтому я вас приглашаю с собой!

Во время нашего путешествия вы должны быть внимательными, дружными, щедрыми,
чтобы поделиться знаниями, помнить о правилах поведения в природе, о
взаимовыручке и об уважительном отношении к мнению каждого человека.

А не отправиться ли нам с вами в лес?

Слайд 3

– Сейчас давайте закроем глаза. (Дети закрывают глаза.)

И представим красоту весеннего дня: яркое синее небо, покрытое хлопьями
белоснежных облаков, и лучи нежного, теплого солнца. По – моему, вот эта поляна
будто сделана для нашего отдыха. Посмотрите, деревья с нежно-зеленой листвой
окружили поляну мохнатой оградой. Их листочки шелестят от ветерка, и кажется,
что они разговаривают с нами.

А вы видите все это? Отлично, тогда поделитесь своими ощущениями: что вы
видите, какие звуки слышите, может, кто – то из вас даже запахи чувствует?

(Дети не открывая глаз делятся ощущениями.) Отлично, вы настоящие виртуальные
путешественники!

Медленно откройте глаза.

Слайд 4

(На фоне природы звучит запись. Лесной ручей,
звуки жителей леса.)

– Вспомнились ли вам какие – то произведения, изученные нами в теме “Природа
для поэтов и художников – любимая и живая”, в которых говорится о лесе, о звуках
и запахах его?

*Э. Мошковская “Здравствуй, лес!” – Хр., С.126;
– из каких слов и выражений видно, что герой относится к лесу, как к живому
существу?

*М.Пришвин. “Разговор деревьев”– Уч., с.118–119;
– какими словами автор передает звуки, запахи?



* М.Пришвин. “Расцвет шиповника” – Р.Т.,с. 29;
– чем растения похожи на людей? (Делают подарки на именины, поют песни.)

– Так, значит, лес – это не только растения? Кого же мы еще можем в нем
встретить?

Слайд 5

(На лесной полянке животные, занесенные в Красную книгу Кировской области. С
Красной книгой ученики ознакомлены на уроках окружающего мира.)

– А наши писатели, поэты и художники уделили внимание животным леса? В каких
работах?

*Л. Яхнин “Музыка леса”– Уч., с. 104.
– какое открытие сделал автор для себя? (Но целый мир вокруг меня летал,
кружился, жил!)

*Ю. Коваль “Три сойки” – Уч., с 106.
– как автор для себя перевел язык птиц?

* И. Пивоварова “Репетиция” -Р.Т., .26.
– что же ей удалось расслышать в птичьих трелях?

Слайд 6

*(А. Дюрер “Заяц”)
– Как называется эта картина и кто ее автор?
– Расскажите о шерстке зайца, которую так тщательно выписал художник, везде ли
она одинакова?

* Г. Лагздынь “У речки тихони”– Р.Т.,с.27.
– Что удалось поэтессе подглядеть за зайцем? (То – тире, то точки, точки!)

– Сейчас я предлагаю сделать привал. На привалах люди отдыхают, разговаривают
на разные темы, играют в различные игры. Мы с вами проведем игру: “Ты
– мне, я –тебе!”
Я просила вас дома приготовить вопросы по изученной теме.
Вот сейчас вы и будете друг другу задавать вопросы и отвечать на них.

– Молодцы!

– Ребята, а бывают ли в природе, как и у людей, конфликты?

В каком произведении нам сообщает об этом автор?

*Ф. Тютчев “Зима недаром злится!

Слайд 7

(Зима в образе старухи, весна в образе молодой девушки.)

– Давайте организуем театр – экспромт по этому стихотворению. (Дети
инсценируют стихотворение.)

– Молодцы! Чудесные актеры!

А теперь я предлагаю вам устроить конкурс стихов – тех, которые вам
больше других полюбились в изученной теме. (Дети читают наизусть стихи.)

– Ребята, так что же такое лес, как вы поняли из изученной темы? (Это
совместное жительство живой и неживой природы.)

– А у какого автора мы читали об этом?

*Э. Мошковская “Дедушка дерево” – Хр.,с.122.
– Так кто же это – дедушка дерево? (Лес.)

Кто выполнил иллюстрацию к этому стихотворению?

*М. Чуракова “ Лесной старец” – Хр., с.124.
Какой автор посвятил свое творение экологической проблеме?

*Л. Яхнин “Пустяки”.

Слайд 8

(Пустынная угрюмая лесная полянка.)

– К чему призывает автор своим стихотворением?

Слайд 9

(Контраст.)

– Что такое контраст? Где мы с этим понятием познакомились? – Уч., С.108.

– Какое контрастное произведение стихотворению “ПУСТЯКИ” помещено в нашем
учебнике?

Слайд 10

(Поляна с лесными жителями. Звучит запись.
Пение птиц.)

*Р. Сеф “Добрый человек” – Уч., с.110

– Наше путешествие подходит к завершению. Понравилось ли вам путешествовать?
И мне очень приятно было с вами общаться в пути. Спасибо вам огромное!

Слайд 11.

Рефлексия.

(На клавиатуру заранее приклеены 2 кружка красного и зеленого цвета. Если
нажимают на зеленый кружок, то при каждом нажатии на мониторе появляется новый
элемент, в итоге должен получиться улыбающийся смайлик и над ним порхает
мотылек. Если нажимают на красный кружок, то новый элемент не появляется.)

– А сейчас каждый из вас по очереди подойдет компьютеру и, если вам
понравилась изученная тема, все в ней вам понятно, то нажмете на клавиатуре
зеленую кнопочку. Если вам не все до конца понятно, и вы считаете, что вам надо
еще поработать в этой теме, то –красную.

– Ребята, смайлик нам весело улыбается, значит, мы дружно преодолели все
трудности и все отлично усвоили!

Д.З.: Выполнить иллюстрацию на тему: “Какой я хочу видеть планету
Земля”? И подобрать к вашей работе подходящую цитату из изученных произведений в
теме: “Природа для писателей любимая и живая”.




Следующий: