Обобщающий урок для 8-го класса по теме Первоначальные химические понятия


Тип урока: обобщение и закрепление знаний

Форма урока: урок-путешествие

Цели урока: обобщить первоначальные химические понятия, умения составлять химические формулы, проводить расчеты по формулам веществ, проводить опыты по разделению смесей, умения использования химической посуды и оборудования. Умения работать в коллективе и самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.

Оборудование: карточки с названиями станций, маршрутные листы, на демонстрационном столе: смесь речного песка и поваренной соли, воронка, химический стакан, колба, бумажные фильтры, фарфоровая чашечка, спиртовка, штатив.



Ход урока.

Урок проводится в виде путешествия по маршруту: станция Багажная – станция Экспериментальная – станция Формульная – станция Валентность – станция Вычислительная. Учащиеся становятся пассажирами поезда, а учитель проводником. На каждом пункте прибытия ученики выполняют необходимые задания в маршрутном листе.

(в начале урока учитель сообщает тему и цели урока, раздает маршрутные листы, объясняет ход ведения урока.)

Учитель: Ребята, за урок мы с вами должны совершить виртуальное путешествие по одной из областей великой страны ХИМИИ – Первоначальные химические понятия.

Отправляясь в любое путешествие необходимо собрать и взять с собой багаж. Наш багаж – это наши знания. Проверим все ли мы взяли с собой.

Станция «Багажная» (фронтальная беседа).

  1. Что изучает наука химия?
  2. 2.Что называется веществом?
  3. 3.Чем вещества отличаются друг от друга?
  4. Из чего состоят вещества?
  5. Что называется атомом?
  6. Что такое молекула?
  7. Чем простое вещество отличается от химического элемента?
  8. Какие вещества называются сложными?
  9. Знание какого свойства атомов позволяет составлять формулы сложных веществ?
  10. Что называется формулой?
  11. Что обозначает индекс и коэффициент?
  12. Как вычисляют относительную молекулярную массу?
  13. Как рассчитать массовую долю элемента в соединении?
  14. Что показывает число Авогадро?
  15. Дайте определение малярной массы вещества.

Учитель: возьмите маршрутные листы и выполните Задание 1. При написание текста некоторые слова оказались пропущенными. Вам необходимо восстановить текст, вставляя термины атом или молекула. Не забудьте через 2 минуты мы продолжим путешествие к следующей станции.

Станция «Экспериментальная»

Учитель. В природе чистых веществ встречается очень мало. Чаще всего вещества находятся в смесях с другими веществами или содержат различные посторонние примеси. Можно ли разделить смеси на отдельные компоненты? Какими способами?

К доске приглашается ученик для проведения лабораторного опыта «Очистка поваренной соли» (Напомнить правила техники безопасности.)

(так как важен не количественный результат, а техника выполнения опыта, то нужно брать минимальные объемы раствора для выпаривания)

Учащиеся выполняют Задание 2 Составление плана разделения смеси (по вариантам)

Станция «Формульная»

Учитель. Химический язык состоит из специальных слов – химических формул. Дайте определение понятия химическая формула.

К доске вызывается ученик для выполнения задания: записать формулы веществ: аш-2-эс-о-4; калий-эн-о-3; алюминий-2-о-3.

(в маршрутных листах учащиеся выполняют подобное Задание 3)



Станция «Валентность»

Аукцион. Необходимо перечислить правила, понятия, определения, связанные с темой валентность.



Задание 4. Составить формулы бинарных соединений по известной валентности.

Станция «Вычислительная»

Учитель. Формула – это визитная карточка вещества. О чем может рассказать формула? Какие вычисления можно провести по формулам веществ?

У доски ученик вычисляет по формуле оксида углерода (4) относительную молекулярную массу и массовую долю кислорода.

(учащиеся выполняют подобное Задание 5 в маршрутных листах)

Учитель. Подошло к концу наше путешествие по дорогам страны Химии. Пришла пора подвести итоги, выставить оценки, отметить наиболее активных путешественников.

(подведение итогов)

Домашнее задание:

подготовиться к контрольной работе.

Маршрутные листы.




Следующий: