Обобщающий семинар по химии в 11-м классе на тему: В мире синтетических полимеров


Широко простирает химия руки свои в
дела человеческие.

М.В.Ломоносов

Цели семинара:



  1. Обобщить знания о свойствах и областях
    применения синтетических ВМС, определить их
    значение для человека.
  2. Развивать умение учащихся сравнивать, выявлять
    причинно-следственные связи, работать с
    дополнительной литературой.
  3. Воспитывать самостоятельность учебных
    действий, умение работать коллективно.

Оборудование:

  1. на столах учащихся: рейтинговые листы, конверты
    с жетонами, чистые листы бумаги;
  2. на доске: эпиграф, тема семинара, план семинара.

План семинара:

1. Выступления с сообщениями:

А) Пластмассы;

Б) Синтетические волокна;

В) Синтетические каучуки.

2. Викторина “Полимеры”.

3. Значение ВМС для человека.


Подготовительный этап

За 2 недели до семинара учащиеся делятся по
желанию на группы по 5 человек. Учитель
предлагает на выбор темы сообщений (1 сообщение
на двоих), которые должны включать разделы:
получение, свойства и применение синтетических
высокомолекулярных соединений. (Приложение 1). Учащимся
выдается список рекомендуемой дополнительной
литературы. Учитель знакомит учащихся с планом
работы на семинаре и с рейтинговыми листами (
Приложение 3). Кроме того,
учитель назначает ассистентов (двух учащихся из
параллельного класса).


Ход семинара

У ч и т е л ь. Ребята! Мы завершаем
изучение темы “Синтетические ВМС и полимерные
материалы на их основе”. На первом занятии вы
познакомились со строением ВМС, способами их
получения, видами пластмасс и волокон. На
практической работе научились распознавать
образцы пластмасс и волокон.

Сегодня мы проводим семинар “В мире
полимеров”. Эпиграфом к семинару я взяла слова
М.В.Ломоносова “Широко простирает химия руки
свои в дела человеческие”. На семинаре мы
попытаемся доказать, что слова великого русского
ученого, произнесенные более 200 лет назад, не
утратили своей актуальности.



Учитель знакомит учащихся с планом работы на
семинаре.

У ч и т е л ь. Сегодня каждая пара
выступит с сообщением о полимере, затем каждой
группе будут предложены вопросы викторины (Приложение 2). От того,
насколько внимательно вы будете слушать
выступления, зависит ваш успех.

На столе каждой группы лежат рейтинговые листы,
которые вы должны будете заполнить и сдать в
конце семинара. Как видите, ваш рейтинг зависит
от количества жетонов и активности каждого в
группе.

Каждый из вас получит за семинар 2 отметки: за
сообщение и за работу в группе, которая будет
определяться вашим рейтингом. Всем желаю успеха!

Начинаем работу. Первое задание: за 1 минуту
придумать название группы и защитить его.

Группы представляют название, ассистент
записывает его на доске.

Затем учащиеся выступают с сообщениями
(регламент – не более двух минут). Класс делает
краткие записи в тетрадях по ходу выступлений.

У ч и т е л ь. Начинаем викторину
“Полимеры”. Каждой группе будут заданы 5-6
вопросов. За каждый правильный ответ учащийся
получает жетон. Если в группе нет ответа, то право
ответа переходит другой группе.

Учащиеся отвечают на вопросы викторины,
получают жетоны.

У ч и т е л ь. Каждой группе
предлагается следующее задание: за 2 минуты
перечислить предметы, находящиеся в кабинете
химии, изготовленные из синтетических полимеров.



По окончании работы группы сдают листы на
проверку ассистентам. Группа, которая перечислит
больше предметов, получит дополнительный жетон
(каждому ученику).

У ч и т е л ь. Следующее задание
группам: найдите положительные и отрицательные
стороны в использовании синтетических
полимерных материалов.

Учащиеся работают в группах: отмечают на листах
+ и – использования полимеров. Затем заслушивают
ответы групп, при этом учащиеся не должны
повторяться. Далее листы сдаются на проверку
ассистентам. Группа, которая наиболее полно дала
ответ на вопрос, получает дополнительный жетон
(каждому участнику). Ассистенты сообщают
результаты по количеству предметов из полимеров.

У ч и т е л ь. Каким же образом можно
снизить негативное воздействие полимеров на
окружающую среду?

Почему наш век называют веком полимеров?

Учащиеся отвечают на вопросы. Ассистенты
сообщают результаты работы групп.

У ч и т е л ь. Синтетические полимеры
неизмеримо важны для современного человека,
потому что мы сталкиваемся с ними буквально на
каждом шагу. ВМС не только заменяют природные
материалы, но часто обладают исключительными
свойствами, которые мы вообще не находим в
природе. Сейчас перед химиками стоит задача –
создание новых полимерных материалов с
заданными свойствами, при использовании которых
отрицательное воздействие сводилось бы к
минимуму, создание производств с замкнутыми
технологическими циклами, а также предприятий,
которые бы занимались переработкой
использованных полимеров.

А сейчас настало время подведения итогов.

Группы заполняют рейтинговые листы и сдают
учителю.

У ч и т е л ь. Ребята, давайте обсудим,
что удалось на семинаре, что понравилось, какие
вы испытали трудности, какие у вас есть
предложения?

Учащиеся обсуждают вопросы. Затем учитель по
рейтинговым листам отмечает учащихся с высоким
рейтингом и самую активную группу. Они
награждаются небольшими призами (ручками,
линейками из пластмасс).

У ч и т е л ь. На этом наше знакомство
с полимерами не заканчивается. Вам предлагается
по желанию написать мини-сочинение по одной из
тем:

1) “Полимеры в моем доме”,

2) “Полимерные материалы будущего”

Отметки за семинар вы узнаете на следующем
уроке. Всем спасибо за работу!




Следующий: