Обобщающие уроки по органической химии в игровой форме

Качество знаний учащихся во многом
определяется их интересом к химии. Интерес к
предмету можно развивать во внеклассной и
учебной деятельности, совершенствуя методы и
формы работы. Поскольку урок – основная форма
обучения, нельзя недооценивать его возможности в
развитии познавательного интереса учащихся [1].
Стремясь сделать обучение более интересным,
учителя все чаще уходят от традиционного
проведения уроков, увеличивая их разнообразие
(уроки-игры, уроки-диспуты, уроки-конкурсы и т.д.).
Игры-уроки направлены на развитие творческих
способностей, фантазии, внимания и памяти
учащихся, расширение кругозора, приобретение
новых знаний и умений. В игре ребенок
раскрепощается, исчезают скованность и
неуверенность в своих силах, а при достижении
определенного успеха появляется желание играть
вновь и вновь[2]. Поэтому настоящее время
по-прежнему актуальны методы, основанные на
использовании игровых технологий при обучении
химии. Основная задача игр состоит в повышении
эффективности обучения за счет усиления
интереса учащихся к уроку и придания ему
эмоциональной окраски [3].

В данной статье представлен комплект игр,
которые можно использовать при изучении
различных тем органической химии. В зависимости
от учебно-воспитательных задач игры уместны как
при объяснении новой темы, так и при закреплении,
повторении, обобщении, контроле знаний учащихся,
а также во внеклассной работе. Безусловно, каждый
учитель вправе внести в игру свои изменения,
учитывающие конкретные условия и ситуацию.

Урок-игра “Брейн-ринг” (X класс)

Место урока в учебном плане. Эту игру можно
провести на заключительном уроке по теме
“Спирты” в X классе, когда учащимися усвоены
основные понятия данной темы.

Цели урока: повторить пройденный материал
органической химии и систематизировать основные
теоретические положения темы; повысить интерес
школьников к курсу химии.

Оборудование:

  • эмблемы команд и жюри;
  • набор вопросов;
  • плакаты с заданием;
  • секундомер;
  • карандаши;
  • бумага;
  • игрушки-пищалки;
  • гонг;
  • призы игрокам.

Подготовительный этап. Класс заранее
делится на три группы; командам дается домашнее
задание:

  • подготовить эмблему своей команды;
  • cделать заготовку итоговой таблицы.

ХОД ИГРЫ

Ведущий зачитывает вопросы игры, и, для того
чтобы ответить на него, у каждой команды есть 1
мин. Та команда, у которой готов ответ, подает
сигнал, и с разрешения ведущего дает ответ. Если
ответ, данный командой, неверен, а минута не
закончилась, у остальных двух команд есть
возможность продолжить обсуждение и попробовать
ответить правильно. Если верный ответ так и не
будет дан ни одной из команд, вопрос снимается.
Каждый ответ приносит команде 1 балл.

Вопросы игры.

  1. Карболовая кислота? (Фенол)
  2. Трехатомный спирт? (Глицерин)
  3. Шестиатомный спирт, продукт восстановления
    глюкозы? (Сорбит)
  4. Чем обусловлена хорошая растворимость в воде
    первых членов гомологического ряда спиртов?
    (Образованием межмолекулярной водородной связи)
  5. Сложные эфиры глицерина и жирных карбоновых
    кислот? (Жиры)
  6. Спирт, который получается гидратацией
    пропилена? (Пропанол-2)
  7. Твердые вещества, которые образуются при
    действии на спирты щелочных металлов и других
    активных металлов? (Алкоголяты)
  8. Вещества, которые образуются при
    межмолекулярной дегидратации спиртов при t >140? (Простые
    эфиры)
  9. Этот спирт называют древесным спиртом?
    (Метанол)
  10. Диол с двумя атомами углерода? (Этиленгликоль)
  11. Вещества, которые образуются при окислении
    вторичных спиртов? (Кетоны)
  12. Реакция образования сложных эфиров в
    результате взаимодействия спиртов с кислотами? (Этерификация)
  13. Правило, в соответствии с которым происходит
    образование спиртов из алкенов? (Правило
    Марковникова)
  14. Общее название одноатомных спиртов? (Алкоголи,
    алканолы)
  15. Особый вид связи, возникающий за счет атома
    водорода функциональной группы -ОН и
    электроотрицательного атома в спиртах? (Водородная
    связь)
  16. Сравнительная высокая температура кипения
    спиртов объясняется …? (Ассоциацией молекул)
  17. Какое соединение получается при дегидратации
    бутанола-2? (Бутен-2)
  18. Расположите спирты в ряд по увеличению их
    способности вступать в реакцию этерификации с
    уксусной кислотой:
  19. этиловый, изопропиловый, 2-метилбутанол-2?

  20. Расположите спирты в порядке уменьшения их
    кислотности: этанол, метанол, бутанол? (Метанол,
    этанол, бутанол)
  21. Расположите спирты в порядке увеличения
    кислотности: метанол, глицерин, третичный
    бутиловый? (Третичный бутиловый, метанол,
    глицерин)

Подведение итогов.

Урок-викторина “Счастливый случай”

Место урока в учебном плане. Урок-викторину
можно провести на заключительном уроке по
разделу “Кислородсодержащие органические
соединения” в Х классе.

Цель урока: систематизация и обобщение
знаний

Оборудование: лото с бочонками, плакат
“Счастливый случай”

Подготовительный этап.

Класс делится на две команды (например, команда
мальчиков и команда девочек). Каждая команда
получает задание: придумать название команды,
выбрать капитана, подготовить эмблему и вопросы
команде – противника.
Викторина проводится по аналогии с одноименной
телевизионной игрой.

Гейм 1. “Дальше, дальше…”.

В течение двух минут каждой команде задаются
вопросы. При оценивании подсчитывается
количество правильных ответов.

Примеры вопросов гейма:

  1. Простейший альдегид? (Муравьиный)
  2. Трехатомный спирт? (Глицерин)
  3. Тип гибридизации углеродного атома
    карбонильной группы в альдегидах? (sp2)
  4. Спирты, которые образуются при восстановлении
    альдегидов? (Первичные)
  5. Эта реакция используется для очистки
    альдегидов и кетонов и выделения их из смесей? (Реакция
    присоединения гидросульфита натрия)
  6. Жидкость с резким запахом зеленой листвы,
    получают из ацетилена по реакции Кучерова? (Уксусный
    альдегид)
  7. Сложные эфири глицерина и высших карбоновых
    кислот? (Жиры)
  8. Окисление альдегидов аммиачным раствором
    оксида серебра? (Реакция “серебряного
    зеркала”)
  9. Кислота, которая образуется при окислении
    масляного альдегида? (Масляная кислота)
  10. Функциональная группа альдегидов? (Карбонильная
    группа)

Гейм 2. “Темная лошадка”.

“Темная лошадка” задает три вопроса. На
обсуждение каждого вопроса дается 30 секунд,
отвечает команда, которая быстрее находит
правильный ответ. Если “темная лошадка” считает
ответ неверным, отвечает вторая команда, а в
случае неправильного ответа второй команды –
отвечают зрители.

Гейм 3. “Домашнее лото”.

Капитаны команд по очереди вытаскивают из
мешочка бочонки с номерами. В мешочке 10 бочонков,
бочонок со “Счастливым случаем” – задание на
построение моделей молекул. Команды отвечают на
вопросы по соответствующим номерам.

Примеры вопросов гейма:

  1. “Счастливый случай”: постройте модель
    молекулы уксусного альдегида.
  2. Вычислите молекулярную массу этилового спирта.
  3. Составьте уравнение реакции окисления
    пропионового альдегида аммиачным раствором
    оксида серебра.
  4. “Счастливый случай”: постройте модель
    молекулы метилового спирта.
  5. Как называют соли уксусной кислоты?
  6. Какие изомерные спирты состава СНО можно
    приготовить гидрированием альдегидов?
  7. “Счастливый случай”: постройте модель
    молекулы этилового спирта.
  8. Каких спиртов невозможно получить
    гидрированием альдегидов?
  9. Какими органическими веществами можно
    воспользоваться вместо альдегидов для
    проведения реакции серебряного зеркала?
  10. “Счастливый случай”: постройте модель
    молекулы изопропилового спирта

Гейм 4. “Ты – мне, я – тебе”.

Команды задают по пять вопросов друг другу
(вопросы должны быть подготовлены командами
заранее)

Гейм 5. “Гонка за лидером”.

Ведущий задает вопросы командам в течение
определенного времени. Сначала ответы дает
проигрывающая команда. За отведенное время
команды стремятся дать как больше правильных
ответов.


Вопросы для команды 1

1. Жидкость с резким запахом зеленой листвы,
получают из ацетилена по реакции Кучерова?
(Уксусный альдегид, 1 балл)

2. Запах гвоздики обусловлен этим веществом. Оно
не реагирует с аммиачным раствором оксида
серебра, а при каталитическом гидрировании
образует гептанол 2? (Гептанон-2, 2 балла)

3. Муравьи для подачи сигнала тревоги выделяют
это вещество. Это вещество взаимодействует с
синильной кислотой, при каталитическом
гидрировании образует 4-метилгексанала-3? (4-метилгексанон-3,
3 балла)

4. Этот альдегид находится в эвкалиптовом масле
и обладает запахом лимона. При взаимодействии с
бромом образует 2, 3, 6, 7-тетрабром-3,
7-диметилдиметилоктанола-1? (3,
7-диметилоктадиен-2,6-аль-1, 4 балла)



Вопросы для команды 2

1. Эта кислота содержится в выделениях муравьев,
в соке крапивы? (Муравьиная кислота, 1 балл)

2. Эта кислота входит в виде эфира с глицерином в
состав сливочного масла. В промышленном масштабе
получают окислением бутилового спирта? (Масляная
кислота, 2 балла)

3. Эта кислота широко используется в синтезе
различных солей, ангидридов, эфиров, красителей,
лекарственных и душистых веществ, в пищевой
промышленности как консервирующее и вкусовое
вещество. В промышленных масштабах ее получают
из ацетилена путем его гидратации по реакции
Кучерова с последующим окисление альдегида
кислородом воздуха? (Уксусная кислота, 3 балла)

4. Эта кислота входит в состав облепихового
масла, у этой кислоты – низкая температура
плавления, поэтому на морозе ягоды облепихи
остаются мягкими. Эта кислота обесцвечивает
бромную воду, при этерификации с глицерином
образует жидкий жир? (Олеиновая кислота, 4 балла)

Подведение итогов

Урок-игра “Своя игра”

Эту игру можно проводить на обобщающем уроке в
конце учебного года. В ней участвуют по три
человека из каждой команды. Правила те же, что и в
телевизионной игре. Заранее нужно изготовить два
стенда (красный – для красного раунда и синий –
для синего раунда) с названиями секторов и
числами баллов. Игроки получают таблички,
которыми они оповещают о готовности к ответу.
Счетная комиссия ведет учет баллов, набранных
каждым игроком.

Цели урока: повторить пройденный материал
органической химии и систематизировать основные
теоретические положения предмета; повысить
интерес школьников к курсу химии.

Красный раунд


Углеводороды

Спирты

Альдегиды

Карбоновые кислоты

1

1

1

1

2

2

2

2

3

3

3

3

4

4

4

4

Сектор “Углеводороды”

  1. При горении этого углеводорода в кислороде
    развивается очень высокая температура (около 30000С),
    поэтому он широко применяется для автогенной
    сварки и резки металлов. Исходным сырьем для его
    получения являются карбид кальция и метан?
    (Ацетилен, 1 балл)
  2. Этот углеводород входит в состав феромона
    тревоги у муравьев-древоточцев. При крекинге
    этого углеводорода образуются пентан и пентен? (Декан,
    2 балла)
  3. Этот углеводород образуется при дегидратации
    бутанола-2? (Бутен-2, 3 балла)
  4. Бесцветный газ, почти без запаха, горит более
    ярким пламенем, чем метан, так как содержание
    углерода в нем больше, чем в метане. Смесь этого
    углеводорода с воздухом взрывоопасна. Находит
    применение как исходное вещество для синтеза
    этиленгликоля и др.? (Этилен, 4 балла)

Сектор “Спирты”

  1. Этот спирт в промышленном масштабе получают
    гидратацией этилена в кислой среде при
    температуре 3000С и давлением 8 Мпа? (Этиловый
    спирт, 1 балл)
  2. Это вещество используют пчелы рода Trigona для
    разметки территории. При каталитическом
    дегидрировании этого вещества образуется
    гептанон-2? (Отв: гептанол-2 , 2 балла)
  3. Его получают сухой перегонкой отходов
    древесины. Поэтому его иногда называют древесным
    спиртом. Токсичен, в малых количествах вызывает
    слепоту? (Метиловый спирт, 3 балла)
  4. Пчела, отыскав источник пищи, выделяет этот
    спирт, привлекающий других рабочих пчел. При
    бромировании этот спирт образует
    2,3,6,7-тетрабром-3,7-диметилоктанола-1? (3,7-диметилоктадиен-2,6-ол-1,
    4 балла)

Сектор “Альдегиды и кетоны”

  1. Жидкость с резким запахом зеленой листвы,
    получают из ацетилена по реакции Кучерова? (Уксусный
    альдегид, 1 балл)
  2. Запах гвоздики обусловлен этим веществом. Оно
    не реагирует с аммиачным раствором оксида
    серебра, а при каталитическом гидрировании
    образует гептанол 2? (Гептанон-2, 2 балла)
  3. Муравьи для подачи сигнала тревоги выделяют это
    вещество. Это вещество взаимодействует с
    синильной кислотой, при каталитическом
    гидрировании образует 4-метилгексанала-3? (4-метилгексанон-3,
    3 балла)
  4. Этот альдегид находится в эвкалиптовом масле и
    обладает запахом лимона. При взаимодействии с
    бромом образует 2,3,6,7-трибром-3,
    7-диметилдиметилоктанола-1?
    (3,7-диметилоктадиен-2,6-аль-1, 4 балла)

Сектор “Карбоновые кислоты”

  1. Эта кислота содержится в выделениях муравьев, в
    соке крапивы. (Муравьиная кислота, 1 балл)
  2. Эта кислота входит в виде эфира с глицерином в
    состав сливочного масла. В промышленном масштабе
    получают окислением бутилового спирта? (Масляная
    кислота, 2 балла)
  3. Эта кислота широко используется в синтезе
    различных солей, ангидридов, эфиров, красителей,
    лекарственных и душистых веществ, в пищевой
    промышленности как консервирующее и вкусовое
    вещество. В промышленных масштабах ее получают
    из ацетилена путем его гидратации по реакции
    Кучерова с последующим окисление альдегида
    кислородом воздуха? (Уксусная кислота, 3 балла)
  4. Эта кислота входит в состав облепихового масла,
    у этой кислоты – низкая температура плавления,
    поэтому на морозе ягоды облепихи остаются
    мягкими. Эта кислота обесцвечивает бромную воду,
    при этерификации с глицерином образует жидкий
    жир? (Олеиновая кислота, 4 балла)

Синий раунд


Фенолы

Сложные эфиры

Моносахариды

Полисахариды

1

1

1

1

2

2

2

2

3

3

3

3

4

4

4

4

Сектор “Фенолы”

  1. Карболовая кислота? (Фенол, 1 балл)
  2. Какие вещества образуются при взаимодействии
    фенола со щелочными металлами? (Феноляты, 2
    балла)
  3. Взрывчатое вещество, которое образуется при
    взаимодействии фенола с азотной кислотой? (Тринитрофенол,
    3 балла)
  4. Мыльный раствор смеси изомеров, часто
    применяемый для дезинфекции в медицине и
    ветеринарии (Лизол – смесь о-, м-, п-крезолов
    (метилфенолов), 4 балла)

Сектор “Сложные эфиры”

  1. Сложные эфиры глицерина и высших корбоновых
    кислот? (Жиры, 1 балл)
  2. Пищевой продукт, получаемый из твердого
    гидрогенизированного жира? (Маргарин, 2 балла)
  3. Бесцветная прозрачная жидкость с запахом
    абрикосов. Получают реакцией этерификации
    этилового спирта с масляной кислотой? (Этиловый
    эфир масляной кислоты-этилбутират, 3 балла)
  4. Этот сложный эфир обладает запахом слив. При его
    гидролизе образуются муравьиная кислота и
    изаамиловый спирт? (Изоамилформиат, 4 балла)

Сектор “Моносахариды”

  1. Какой из сахаров самый сладкий? (Фруктоза, 1
    балл)
  2. Какой спирт образуется при спиртовом брожении
    глюкозы? (Этиловый, 2 балла)
  3. Каким моносахаридом можно воспользоваться
    вместо альдегидов для проведения реакции
    серебряного зеркала? (Глюкозой, молекуле
    которой имеется альдегидная группа, 3 балла)
  4. Какой спиррт образуется при восстановлении
    глюкозы? (Сорбит, 4 балла)

Сектор “Полисахариды”

  1. Этот полисахарид представляет собой белое
    порошкообразное вещество зернистого строения. С
    иодом он дает характерное синее окрашивание? (Крахмал,
    1 балл)
  2. Этот углевод содержится во всех растительных
    материалах: в хлопке ее до 95–98 %, в льне и конопле
    до 85 %, в хвойных деревьях до 60 % по массе? (Целлюлоза,
    2 балла)
  3. Полисахарид представляет собой волокнистое
    вещество белого цвета, без вкуса и запаха,
    растворяется в вводно-аммиачном растворе
    гидроксида меди? (Целлюлоза, 3 балла)
  4. Уксусная кислота образует с этим веществом
    сложный эфир, который является ценным продуктом
    для изготовления кинопленки и ацетатного шелка? (Целлюлоза,
    4 балла)

Подведение итогов.

Литература

1. Белинская Т.В. О развитии познавательного
интереса на уроках –соревнованиях.//Химия в
школе С.43.

2. Пичугина Г.А., Штремплер Г.И. Игры-минутки в
обучении химии //Химия в школе С.57.

3. Исаев С.Д. Об использовании дидактических
игр.// Химия в школе.//Химия в школе №6, 2002, С.50.




Следующий: