Обобщающие уроки, их роль

Обобщение помогает установить
более или менее широкие связи между темами
отдельных уроков, целыми разделами, понять
системный характер изучаемого предмета,
поднять на новый уровень мышление учащихся.

Поэтому итоговое повторение
проводится как на отдельных уроках, так и в
конце каждой темы. Во многих случаях
вводятся и специальные обобщающие темы.
Результатом такого общения является
создание прогнозирования.

Учащихся, прежде всего, нужно
научить классифицировать вещества, так как
классификация обычно предшествует
систематизации, выделять существенные
свойства каждого класса веществ. На
основании специально разработанных
заданий, учащиеся приводят примеры
проявлений свойств веществами,
принадлежащими к определенному классу, а на
основании свойств – класса веществ. Так
устанавливается связь между классами,
формируются обобщенные понятия о связи
между составом вещества и его свойствами.

Наряду с этим учащиеся
устанавливают генетическую связь между
классами веществами. Вид деятельности –
работа по карточкам. Здесь же ставится и
мировоззренческая задача – раскрыть связь
между разными классами соединений,
показать их единую атомно-молекулярную
природу, а также подчеркнуть, что вещества
противоположные по свойствам,
принадлежащие к разным классам – могут
взаимодействовать друг с другом.

Повторение осуществляется
постепенно, и начинается с менее сложных
тем (разделам). Учащимся предлагают
прочитать раздел о каком-нибудь классе
соединений, а затем разным группам даются
разные задания: например, отыскать в тексте
формулы и названия всех оксидов,
упоминающихся в разных главах, и т.д. Такая
работа поможет привести в систему знания
химической терминологии и символики,
позволить актуализировать знания учащихся
о составе веществ, умения отличать их
формулы от других соединений, напомнит
порядок названий. На уроке задания,
выполненные разными группами учащихся,
обсуждаются. Учащиеся составляют
обобщающие схемы, таблицы, выявляют прямую
и обратную связи между составом и
свойствами. Также имеет место быть и задачи
качественного характера.

Наконец, учащимся предлагаются
задания на перенос знаний на новый объект.
Такие задания учат учащихся диалектически
мыслить, способствуют формированию
разнообразных мыслительных приемов –
анализа, сравнения, выделения главного,
классификации, умения обобщать и выделять
главного.

На уроках широко используются
химические опыты обобщающего характера,
позволяющие установить генетические связи
веществ.

В процессе обобщения и
подведения итогов ведущее место в обучении
уделяется самостоятельной работе, которая
организуется как в классе, так и дома. Здесь
предусмотрено решение экспериментальных
заданий обобщающего характера. Следует
подчеркнуть различие содержания задач на
разных этапах. Используется
самостоятельная работа с учебником, по
которому учащиеся повторяют необходимый
материал для обобщения. По газетам, научно-популярным
источникам, книгам для чтения по химии,
брошюрам, энциклопедиям учащиеся готовят
доклады и сообщения. Кроме того,
практикуются семинары, обзорные лекции.
Очень полезно предлагать учащимся для
облегчения домашней подготовки план
предстоящего урока.

Очень важно, чтобы итоговое
обобщение не сводилось к простому
повторению. В этом случае цель изучения
данного раздела нельзя считать достигнутой.
Для того, чтобы этого избежать, учитель так
организует работу учащихся, чтобы добиться
установления возможно большого числа
связей, формирования целостных понятий об
изученном ими курсе химии.

Следующий: