Об изучении изомеров в курсе химии 9-го класса. Из опыта работы

Общая характеристика.

  • Место урока в теме: третий урок по теме
    “Органические вещества”. На первом
    рассматривалось общее строение органических
    веществ, на втором – понятие гомологии.
  • Особенности изучаемой темы: материал сложен для
    восприятия, часто воспринимается учащимися
    формально, без понимания реального строения
    молекул, т.к. у многих учащихся плохо развито
    пространственное мышление.
  • Место проведения: компьютерный кабинет школы.
  • Цели урока.

    Воспитательная

    : показать многообразие
    окружающего мира на примере многообразия
    молекул.

    Развивающая

    : развитие информационной
    компетентности учащихся — умения извлекать
    информацию из упражнения, анализировать,
    обобщать, сравнивать информацию, а также умений
    по использованию компьютерных технологий.

    Образовательная

    : продолжить формирование
    умения составлять полные и сокращенные
    структурные формулы углеводородов, дать понятие
    изомерии.

    Содержание учебного занятия

    I. Актуализация знаний учащихся о
    гомологии углеводородов на примере класса
    алканов:

    - самостоятельное повторение по тетради (2-3
    мин.),

    - работа по карточкам с самопроверкой. Приложение 1.

    - объяснение учителя по возникшим вопросам.

    II. Изучение нового материала.

    1. Выполнение электронного упражнения в
    парах. Приложение 2.

    2.

    Анализ содержания упражнения

    – самостоятельное воспроизведение упражнения
    в виде таблицы. При наличии мультимедийного
    проектора на экране желательно воспроизводить
    изображения моделей молекул из упражнения (в
    качестве подсказки при возникновении
    затруднений у учащихся). Конечный вид таблицы:


    Молекулярная
    формула
    Полная
    структурная формула
    Сокращенная
    структурная формула

    С6Н14

    СН3-СН2-СН2-СН2-СН2-СН3

    С6Н14



    С6Н14

    - Анализ содержимого таблицы — беседа по
    вопросам: в чем сходство и различие
    рассмотренных углеводородов.

    3.

    Обобщение рассмотренного материала:

    - определение изомеров (формулируется
    учащимися как вывод при анализе таблицы),

    - сравнение определений гомологов и изомеров,

    - формулировка второго положения теории
    Бутлерова (по учебнику).

    III. Закрепление изученного материала.

    Выполнение упражнения с использованием
    модулей моделей атомов (уже соединенные между
    собой шарики в группы СН3 и СН2 – для
    экономии времени):

    – собрать модель молекулы С3Н6,

    - собрать модель гомолога для этой молекулы,

    - преобразовать модель полученной молекулы
    вещества в его изомер.

    Если нет комплектов моделей атомов фабричного
    изготовления, то можно воспользоваться
    пластилиновыми шариками и спичками.

    IV. Комментарии к домашнему заданию.

    V. Итоги урока – характеристика работы
    класса.

    По дидактическому содержанию это урок
    смешанного типа. Для развития интереса к
    обучению и в качестве наглядного материала
    применяется электронное упражнение и упражнение
    с использованием моделей атомов. Связь с
    предыдущим материалом (тема “Гомология
    углеводородов”) осуществляется на первом этапе
    урока при повторении и в средней части урока при
    сравнении гомологов и изомеров. Урок
    способствует развитию информационной
    компетентности учащихся. Из методов обучения
    использованы репродуктивные и
    частично-поисковые. Формы работы: индивидуальная
    самостоятельная, парная самостоятельная,
    фронтальная. Методы и формы обучения
    способствуют активизации познавательной
    активности детей, выбраны в соответствии с
    деятельностным принципом обучения.




    Следующий: