О учебно-методических средствах, формирующих познавательный интерес к химии


В связи с традиционно-низким начальным уровнем знаний основ химии у
большинства учащихся, поступивших в лицей, изучение курса органической химии,
планируемое в 10-м классе, вызывает большие трудности. Чтобы с пониманием
приступить к изучению особенностей строения, свойств, областей применения
органических веществ необходимо обладать знанием хотя бы некоторых
основополагающих вопросов курса неорганической химии, а именно: строение атома,
валентность и степень окисления, типы химических связей, понятие кислоты и
основания, амфотерность и многое другое. Только на базе этих знаний возможно
осмысленное восприятие учебного материала курса органической химии. В связи с
этим имеет методический смысл изменить последовательность изучения разделов
«Общая химия» и «Органическая химия». Первоочередное изучение в 10-м классе
раздела «Общая химия» позволит своевременно ликвидировать пробелы в знаниях
учащихся и заложить основу для дальнейшего осмысленного изучения любого раздела
химии. Приобретя некоторую сумму химических знаний учащиеся уже не воспринимают
дальнейшее изучение химии, как не имеющее никакого смысла бесперспективное
занятие. У многих из них уже на этом этапе обучения на базе сформировавшихся
знаний возникает интерес к предмету.

Чтобы процесс усвоения знаний был успешен и вызывал интерес, необходимо как
можно шире использовать химический эксперимент, который важен не только как
средство наглядности, но и как способ соотнесения имеющихся у учащихся
теоретических знаний с наблюдаемыми явлениями, тем более, если они тесно связаны
с окружающей жизнью. Поэтому при выборе содержания химического эксперимента
желательно учитывать его практическую направленность. Например, в процессе
изучения реакций ионного обмена, сопровождающихся образованием осадка, учащимся
можно предложить получить сульфат бария, иодид или бромид серебра, карбонат
кальция или магния, сообщив при этом, что в связи с особенностями свойств первый
используется в медицинской практике при рентгеновском исследовании пищевода и
желудка, два следующих – в фотоделе, на образовании последних основано
устранение жесткости воды.

Устойчивый интерес у учащихся вызывают объяснения сути химических явлений,
наблюдаемых в повседневной жизни. Например, с какой целью в кулинарии
используется химический процесс гашения питьевой соды кислотой (лимонной или
уксусной) и что такое ванилин; почему при кипячении воды образуется так
называемая накипь, что это такое с химической точки зрения; что такое ржавчина и
почему она может образоваться и т.д. Изучая с учащимися амфотерные свойства
химических соединений, следует обратить внимание на тот факт, что в алюминиевой
посуде нельзя хранить щелочные и кислые растворы, но в то же время в атмосферных
условиях алюминиевые изделия характеризуются высокой стойкостью благодаря тонкой
оксидной пленке, образующейся на их поверхности. Это последнее обстоятельство
позволяет достаточно широко использовать алюминий для изготовления различного
рода оборудования, в том числе и для пищевой промышленности.

Проводя реакции взаимодействия с соляной кислотой оксидов цинка и железа (III),
учащиеся узнают об использовании этих процессов на производстве с целью очистки
металлических поверхностей.

В курсе органической химии вызывает интерес работа по определению кислотности
молочных продуктов. Все работы, связанные с обыденной жизнью, очень нравятся
учащимся, расширяют их кругозор и формируют способность самостоятельно
анализировать окружающие явления.

Очевидную актуальность для развития интересов учащихся представляют опыты,
сопровождаемые взаимосвязанными эффектами (выделение теплоты, изменение окраски,
выделение газа и др.). Классическим примером такого эксперимента является
взаимодействие с водой (в присутствии фенолфталеина) активного металла.

Особое место в развитии познавательного интереса учащихся к химии занимает
химический эксперимент проблемного характера, в процессе которого ученики,
наблюдая и анализируя результат опыта, выдвигают гипотезы на основе своих
теоретических знаний и в процессе поисковой деятельности приходят к
самостоятельным выводам. В методике обучения химии такая деятельность учащихся
описывается схемой Е→П→Т→В, где Е – эксперимент,
П – проблемная ситуация, Т –
использование теории, В – выводы. Ярким примером проблемного эксперимента
является выяснение возможности взаимодействия меди с раствором хлорного железа.
На основе теоретических знаний учащиеся предполагают, что такое взаимодействие
невозможно, в то же время результат эксперимента говорит об обратном.



Для разрешения противоречия выдвигается гипотеза о возможности окисления меди
катионами Fe3+ с одновременным их восстановлением до катионов Fe2+.
Появление в ходе эксперимента зеленой окраски раствора подтверждает
справедливость этого предположения.

Подобного рода проблемные опыты требуют от учащихся активного применения
имеющихся знаний, что повышает степень их самостоятельности, стимулируя развитие
творческого мышления, а значит и познавательную активность.

В нашем учебном заведении разработаны многовариатные учебные планы, в основе
которых – дифференцированный подход к проведению экспериментальных работ в
классах разной профильности.

В основе развития познавательного интереса и творческого мышления учащихся
всегда лежит их собственная учебная деятельность. В связи с этим одной из
основных задач учителя является организация деятельностного подхода к обучению,
что возможно при условии внедрения в учебный процесс активных форм обучения.
Особое место среди активных форм обучения занимают так называемые деловые игры,
которые позволяют в процессе урока моделировать различные жизненные ситуации,
требующие применения конкретных химических знаний. Этот методический прием
помогает учащимся окончательно осознать и закрепить полученные знания в
неожиданной ситуации, развивая при этом самостоятельность суждений. Такую форму
проведения урока можно использовать в классах любой профильности на основе
любого учебного материала. Ситуации, моделируемые в ходе деловой игры, должны
быть продуманы с учетом профиля обучения и уровня подготовленности учащихся.
Только в этом случае деловая игра будет сопровождаться повышенным интересом
учащихся. Методика проведения урока в форме деловой игры в первую очередь
зависит от творческого потенциала класса. Лучше, если это будет экспромт,
участвуя в котором ученики используют тот запас информации, который они
приобрели на предыдущих занятиях и в процессе самоподготовки.

Фрагментом урока, повышающим познавательный интерес учащихся, может быть
викторина. Особенно удачна ситуация, когда содержание вопросов викторины
напрямую связано с основным предметом профиля класса.

Так же развитию познавательного интереса учащихся способствует так называемая
диалоговая форма обучения, основой которой является дискуссия. Урок-дискуссия
преображает процесс знакомства учащихся с наукой, делает изучаемый материал
более увлекательным. В процессе такого урока в аудитории создается модель
исследовательского коллектива. Наука оценивается учащимися, как сфера
собственной деятельности, что повышает их самооценку.

Одновременной реализации и развитию познавательного интереса учащихся
способствует применение в процессе обучения информационных технологий, что
предполагает организацию работы учащихся с различными источниками информации:
учебной, научно-популярной, научной литературой, компьютерными учебными
программами, ресурсами международной сети. Таким способом учащиеся учатся
организации самостоятельной познавательной деятельности, приобретая навыки
самообразования, что готовит их к жизни в современных информационных условиях.

Перед другими средствами обучения компьютер имеет некоторые преимущества. Он
выполняет не только информационную, но и диалоговую функцию, управляя таким
образом процессом усвоения знаний. Применение компьютера позволяет организовать
самостоятельную познавательную деятельность учащихся с различным исходным
уровнем знаний, варьируя темп обучения. Особенно стимулируют активную
деятельность учащихся программы, содержащие игровые моменты.




Следующий: