О развитии исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время


Одной из форм организации деятельности
учащихся является исследовательская работа, в
процессе которой идет воспитание творческой
личности, способной самостоятельно приобретать
знания и умения, свободно применять их в своей
деятельности. Научно-исследовательская работа в
школе многоэтапна, содержит много компонентов,
составляющих частей. Для освоения навыков
исследовательской работы на уроках химии
основная нагрузка ложится на лабораторный
практикум, который является сочетанием
экспериментальной задачи, расчетной части и
теоретической работы в виде формирования
научной гипотезы и выводов и отражает основные
этапы научно-исследовательской деятельности.
Приобретенные навыки экспериментальной работы и
освоение принципов исследовательской
деятельности находят свое дальнейшее развитие в
разработке проектов в области химии, экологии.
Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии,
знакомя их с основными методологическими
принципами такого рода деятельности (постановка
проблемы, выдвижение гипотезы, анализ
литературных и экспериментальных данных,
теоретическое обоснование, выводы по
достигнутым результатам), преподаватель
подготавливает ученика к осознанию
необходимости самостоятельной
исследовательской работы как наиболее полной
формы реализации их творческого потенциала,
самораскрытия и самореализации личности.

Научно-исследовательскую работу в школе я
рассматриваю так: создание проблемных ситуаций
на уроке, поиск решения как теоретический, так и
через эксперимент, анализ полученных
результатов, наблюдений, затем выводы и
обобщения. Такой несложный механизм технологии
научно-исследовательской работы в школе. Эту
работу можно начинать с первых уроков химии.
Например, в теме: “Что изучает химия? Каков путь
изменения этого предмета?”, можно предложить для
исследования вопрос: зачем нужно изучать химию?
Создается, как бы, мини педагогическая
мастерская, где каждый ученик делится своим
жизненным опытом, знаниями, которые складываются
в совместную научную копилку. Каждой паре
учащихся предлагаю научно-популярную литературу
по вопросам прикладной химии, через 10 минут эта
“копилка” пополняется дополнительными
сведениями. То есть мы совместно подходим к
осознанию значимости данной науки и можем
оценить высказывание нашего знаменитого
соотечественника М.В. Ломоносова: “широко
распростирает химия руки свои в дела
человеческие”. И так, шаг за шагом, от собирания
фактов к обобщению, мы осваиваем основные
химические понятия и законы. К 9 классу багаж
знаний уже достаточен, чтобы перейти к освоению
нового этапа научно-исследовательской
деятельности. Ежегодно образуется группа
учащихся, которых серьезно увлекает прикладная
экология, которые желают продолжить
исследовательскую работу в этом направлении.

По мимо изложенного в рамках работы, проводятся
исследования в области выращивания кристаллов,
изучение и опыты с комплексными соединениями,
выделение индикаторов из комнатных растений и
ряд других опытов и экспериментов.

С этой целью с 2005 года мною ведутся занятия,
позволяющие сформировать личность, обладающую
элементарными навыками самостоятельной
научно-исследовательской работы. Мои ученики
активно участвуют в городских олимпиадах,
научно-практических конференциях: Рябов
Артем 3 место Региональная научно-практическая
конференция учащихся им. С.С. Молодцова
“Экология города”; Галеева Наиля 2 место Городская
экологическая конференция “Экологическое
настоящее и будущее г. Нижнекамска”, а также
диплом I степени Всероссийский открытый конкурс
“Первые шаги-2006”; Комяков Руслан, Брундукова
Марина 1 место Городская научно-практическая
конференция учащихся им. С.С. Молодцова “Влияние
парникового эффекта на изменение климата в г.
Нижнекамске”; Арентова Регина 3 место городская
научно-практическая конференция учащихся им. С.С.
Молодцова “Выращивание кристаллов в различных
условиях”.

Работы учащихся отличаются четким логическим
изложением, высокой степенью научности,
убедительностью рассуждений, оригинальностью
мышления, достоверностью результатов. В чем
причина такого успеха ребят? Прежде всего, в
умении логически мыслить, работать с
литературой, в глубоком знании курса химии,
целеустремленности. Приобщаясь к
научно-исследовательской работе, ребята
проявляют интерес к науке, поиску, эксперименту.
Участие в научно-практических конференциях
приучает их к собранности, воспитывает волю,
чувство ответственности.



Исследовательская деятельность целесообразна
в учебно-воспитательном процессе только тогда,
когда учащиеся достаточно свободно могут
ориентироваться в определенной системе знаний,
что повышает долю их самостоятельности.
Исследовательский подход учащихся не следует
отождествлять с научным исследованием ученых.
Учащиеся в основном не выявляют новых научных
мыслей, но познают, усваивают, “переоткрывают”
их для себя. Занятия по исследовательской работе
учащихся провожу по следующему плану:

I. Введение (виды исследовательских работ,
научно-практические конференции, конкурсы
школьников).

II. Методология научного творчества (основные
понятия научно-исследовательской работы, общая
схема хода научного исследования, поиск
информации).



III. Этапы работы в рамках научного исследования
(выбор темы, составление плана научно-исследовательской
работы, работа с литературой, понятийным
аппаратом).

IV. Оформление исследовательской работы
(структура содержания исследовательской работы,
общие правила оформления текста
научно-исследовательской работы).

V. Представление результатов
научно-исследовательской работы
(психологический аспект готовности к
выступлению, требования к докладу, культура
выступления и ведения дискуссии).

Работа открывается в начале учебного года со
знакомства с химией и основными принципами
исследовательской работы. На первых занятиях
рассматриваются основные виды
исследовательских работ, дается обзор
научно-практических конференций и конкурсов
школьников, даются основные понятия
научно-исследовательской работы, схемы научного
исследования, методов научного познания и поиска
информации.



Одним из самых ответственных и важных моментов
исследовательской работы является выбор темы
исследования каждым учащимся. Я предлагаю
примерный перечень тем для исследования. При
определении тематики ученических исследований
необходимо учитывать следующие критерии:

1) актуальность темы, недостаточность ее
изученности и важность в практическом отношении;

2) соответствие интересам
учащегося-исследователя;

3) реальная выполнимость;

4) возможность более глубокого осмысления общих
закономерностей процессов, изучаемых избранной
наукой;

5) обеспеченность необходимым количеством
различных источников;

После завершения оформления работы я пишу
рецензию на нее и сосредоточиваю свое внимание
на подготовке учащихся к защите исследования.

Таким образом, правильно организованная работа
по научно-исследовательской деятельности
учащихся ориентирует на овладение определенными
видами деятельности, повышает интерес к
исследованию, развивает исследовательские
умения и навыки. В результате правильная
организация научно-исследовательской работа
позволяет овладевать элементарными навыками
самостоятельной исследовательской работы и
оказывает методическую поддержку учащимся при
проведении исследовательских работ и подготовке
выступлений на различных научно-практических
конференциях и конкурсах школьников.




Следующий: