О некоторых модулях технологии критического мышления

“Недостаточно иметь хороший ум,
главное – правильно его использовать”.

Рене Декарт

“Важнейшая задача цивилизации –
научить человека мыслить”.

Эдисон

Одним из направлений модернизации общего
образования является:

  • деятельностный характер образования;
  • личностная ориентация обучения;
  • востребованность результатов образования в
    жизни.

Добиться положительных результатов в
достижении поставленных целей могут помочь
особенности нашего предмета:

  • физика является фундаментом естественно –
    научного образования, философии естествознания
    и научно – технического прогресса;
  • физика, имея своей предметной областью общие
    закономерности природы во всем многообразии
    явлений окружающего нас мира, оказывается
    источником и основой интерактивных тенденций в
    современных науках о природе;
  • физике принадлежит решающая роль в
    формировании научного миропонимания на основе
    последовательного применения метода научного
    познания мира;
  • физика оказывает наиболее глубокое и широкое
    воздействие на развитие интеллектуальных умений
    школьников, формируя и развивая познавательные
    интересы и творческие способности учащихся.

Все выше перечисленные особенности предмета
помогают учителю формировать развитую личность,
способную к творческому осмыслению, освоению и
применению научного опыта предшествующих
поколений; готовой к сознательному выбору
дальнейшей профессии; умеющей адаптироваться в
мире быстро меняющихся технологий; способной
прогнозировать последствия своей деятельности и
критически ее оценивать; сохраняющей интерес к
миру природы и готовность к получению нового
знания.

Одними традиционными технологиями эту задачу
невозможно решить, нужно привлечь на помощь
педагогические инновации.

С 1997 года учителя нашей школы стали участниками
проекта института “Открытое общество” под
названием “Развитие критического мышления
через чтение и письмо”, поддержанного
Международным консорциумом демократической
педагогики и Международной читательской
ассоциацией. В рамках проекта в нашей школе
действовал постоянный семинар, в качестве
основной цели которого было обучение учителей
технологии развития у школьников критического
мышления (КМ) в процессе обучения.

Критическое мышление – это поиск здравого
смысла – как рассудить объективно и поступить
логично с учетом как своей точки зрения, так и
других мнений, умение отказаться от собственных
предубеждений.

Критическое мышление, способное выдвинуть
новые идеи и увидеть новые возможности, весьма
существенно при решении проблемы.

Человек с критическим умом обнаруживает
чувствительность к противоречиям и логическим
ошибкам. У него воспитывается потребность быть
убежденным в степени достоверности, особенности
и доказательности изучаемых, а также
самостоятельности открываемых им знаний и
фактов.

Знания, которые усваивает критически мыслящий
человек, постоянно дифференцируются и
систематизируются им с точки зрения степени их
истинности, степени вероятности, достоверности.

Важнейшей задачей является воспитание у
учащихся потребности осмысливать изучаемый ими
научный материал соответственно его истинному,
объективному значению, постигать истину.

Критическое и творческое мышление – это высший
уровень мышления, который формируется у
учеников, начиная с 14 – 15 лет (Жан Пиаже).

Технологию критического мышления (как показал
опыт работы) можно широко использовать на уроках
предметов гуманитарного цикла и значительно
реже на уроках математики, физики, химии. В
основном это на уроках – лекциях, уроках
обобщения материала. (Разработки таких уроков
уже печатались на страницах газеты в прошлые
годы) На остальных уроках можно использовать
отдельные модули этой технологии.

Хочется поделиться опытом использования
отдельных модулей технологии КМ.

Первый модуль “Понятийное колесо”
(Колесо знаний)

«Понятийное колесо» может быть заполнено
после изучения одной силы или после изучения
всей темы “Силы в природе” (7 класс) в целом.

К работе с этим материалом можно подойти
дифференцированно. В слабом классе может быть
оценено заполнение самого “колеса”. Остальным
можно предложить задание – пояснить каждую
запись. На уроке может быть организована работа
по принципу “Снежный ком”: начинает пояснять
записи в “колесе” один, продолжает другой, затем
третий и т.д. Может быть выделена группа учащихся,
которые дополняют и исправляют ответы. Их работа
оценивается. Учитель может провести урок по
данному модулю в виде зачета.

Использование этого модуля дает возможность
учителю дифференцированно оценить знания
учащихся как в параллели, так и в одном классе.

Второй модуль. Составление кластера
(гроздь, ветвь, ячейки, смысловой блок).

При работе по данному модулю учащиеся учатся
выделять большие и малые смысловые единицы,
находить ключевые слова или фразы. На начальном
этапе работы по этому модулю учитель может
помочь выделить смысловые единицы. Учащиеся
могут озвучить свои “гроздья”. Можно провести
презентацию записей. При выделении отдельных
смысловых единиц (ветвей) ученики могут
использовать цвет с целью включения зрительной
памяти, а не только механической, слуховой и т.д.

Подобный вид работы поможет учащимся
систематизировать материал. Учитель может
дифференцированно давать задания с учетом
состава отдельного класса и разно уровневых
классов в параллели.

Кластер может быть составлен по одной силе или
по всем сразу в зависимости от подготовленности
учащихся и цели, которую ставит учитель. (Приложение).

Третий модуль. “Концептуальная
таблица”.

Прием “Концептуальная таблица” используется,
когда необходимо провести сравнение нескольких
объектов по нескольким вопросам.




Силы

Вопросы

Сила всемирного тяготения

Сил тяжести

Вес

Сила упругости

Сила трения

Сила Архимеда

1. Природа
2. Обозначение
3. Определение
4. Формула (закон)
5. Объекты взаимодействия
6. Точки приложения
7. Направление
8. В каких случаях действуют
9. Особенности

В зависимости от цели, поставленной учителем,
таблица может заполняться учащимися на уроке или
дома, постепенно или вся целиком как результат
обобщения. Затем может быть проведено обсуждение
правильности заполненного материала, уточнение,
дополнение, исправление; сравнение сил.

В дальнейшем учащиеся при составлении таблиц
могут сами выбирать объекты сравнения или линии
сравнения.

В зависимости от уровня класса учитель может
давать дифференцированные задания по
составлению таблицы. Такая таблица может быть
составлена как учениками 7 класса, так и
учащимися 10 класса (в 7 класса можно взять меньше
линий сравнения).

Четвертый модуль. Синквейн.

“Синквейн – это стихотворение, представляющее
собой синтез информации в лаконичной форме, что
позволяет описывать суть понятия или
осуществлять рефлексию на основе полученных
знаний”.

Слово происходит от французского “5”. Это
стихотворение из 5 строк, которое строится по
правилам:

1 строка – тема или предмет (одно
существительное);
2 строка – описание предмета (два
прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая
отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий
смысл темы или предмета (одно слово).

Сила тяжести,
Гравитационная, всеобщая,
Действует, прилагается, направлена,
Притягивает тела друг к другу,
FT = mg

Синквейн дает возможность подвести итог
полученной информации, изложить сложные идеи,
чувства и представления в нескольких словах.
Синквейн может выступать в качестве средства
творческого самовыражения.

На первых этапах синквейн можно составлять в
группах, потом в паре и затем индивидуально.
Смысл синквейна можно изобразить рисунком.
Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или
дома.

Данная форма работы дает возможность усвоить
важные моменты, предметы, понятия, события
изученного материала; творчески переработать
важные понятия темы, создает условия для
раскрытия творческих способностей учащихся.

Пятый модуль. “Плюс – минус –
интересно(?)”.

Данный прием используется на стадии
осмысления, например, в первых трех
вышеперечисленных модулях. Цель этого приема –
формирование разнообразного отношения к тексту.

Значки “+”, “–”, “?” можно ставить в процессе
работы с текстом рядом с его отдельными
элементами, а можно заполнять таблицу:


“+”

“–”

“?”

В графу “+” записываются все факты, элементы
текста уже известные ученику или вызвавшие у
него положительные эмоции. В графу “–” учащиеся
выписывают все, что у них отсутствует или
осталось непонятным. В графу “интересно”
(?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы
узнать подробнее, что им интересно.

Этот прием можно использовать и на стадии
рефлексии. В данном случае информация не только
более активно воспринимается, но и
систематизируется, и оценивается.

В конце работы можно провести обсуждение
спорных вопросов. Это один из приемов активной
работы с текстом.

Если в параллели имеются разноуровневые
классы, то учитель, прорабатывая одну тему, может
не только давать дифференцированные задания по
одному модулю, но и предложить каждому классу
свой модуль для работы.

Предложенные модули – далеко не весь набор
методических приемов и стратегий ведения урока.
Каждый из модулей призван решить определенные
задачи: формирование понятий, умение сравнивать
объекты, систематизировать материал и т.д., и все
вместе нацелены на развитие критического
мышления ребенка, на развитие его личности.

Список литературы

  1. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и
    самооценка в учебной деятельности М.
    Просвещение. 1968
  2. Образовательные стандарты Петербургской школы
    (естественнонаучные дисциплины) Комитет по
    образованию Санкт-Петербурга, С-Пб, 1996
  3. Гузеев В.В. Образовательные технологии: от
    приема до философии. Директор школы. 1996, выпуск 4
  4. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.Л. 1932
  5. Современный студент в поле информации и
    коммуникации: Учебное пособие. Коллектив авторов
    С-Пб, 2000
  6. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие
    критического мышления на уроке. М. Просвещение.
    2004
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные
    технологии. Учебное пособие. М. 1998



Следующий: