Новые подходы в организации процесса обучения на уроках химии

Добиться положительных результатов на уроках химии можно через умелое сочетание и применение разнообразных методов и приемов работы, использование средств наглядности, и прежде всего, химический эксперимент, четкое планирование урока. То, что вчера считалось новым, сегодня уже не отвечает требованиям современного урока. Поэтому приходится из бесконечного множества методов и приемов, форм и средств обучения выбирать необходимые для каждого определенного класса. Очень важно осуществлять комплексное планирование задач обучения, образования, воспитания и развития на основе изучения реальных возможностей школьников, выделять существенное в содержании материала урока, устанавливать внутрипредметные связи. Необходимо выбирать рациональное сочетание методов, приемов и средств обучения, наиболее успешно решающих соответствующие учебные задачи, которые стимулируют познавательную деятельность школьников, формируют у учащихся приемы самостоятельной работы и навыки учебного труда, обучают учеников самоанализу достигнутых результатов. Выбор наиболее рационального сочетания общеклассных, групповых и индивидуальных форм работы на уроке, осуществление дифференцированного подхода в обучении школьников с разным уровнем подготовленности обеспечивает оптимальный темп обучения с целью ликвидации перегрузки учащихся. Особое внимание уделяю созданию различных дидактических средств обучения, которые имеют большое значение для усвоения изучаемого материала на уроках и активизации познавательной деятельности учащихся. Средства обучения при методически правильном использовании способствуют овладению учениками основными научными знаниями, общеучебными умениями. В кабинете химии нашей школы накоплен большой дидактический материал, коллекции, раздаточный материал, схемы, компакт-диски по темам курса химии 8-11 классов. Весь материал систематизирован, что позволяет экономить время при подготовке к урокам.

Много времени отвожу организации домашних заданий в соответствии с основными требованиями к знаниям и умениям учащихся, предусмотренным программой по химии. В поурочном планировании указываю теоретические вопросы, виды задач, которые предлагаю для выполнения всем учащимся в ходе изучения данной темы, а также предусматриваю дифференцированные задания. Приступая к изучению темы, знакомлю учащихся с распределением материала по урокам, сроками его изучения, видами самостоятельных, лабораторных и практических работ, с содержанием задач из учебника и задачника по группам сложности, с вопросами семинарских занятий, зачета, с вариантами контрольных заданий, образцами решения задач с различной степенью трудности, с перечнем литературы, которую могут использовать учащиеся при изучении темы. Знакомлю с целью изучения данного раздела программы, основные требования к знаниям и умениям учащихся, которыми они должны овладеть.

Добиваюсь положительных результатов через использование лекционно-зачетной системы. Мною накоплен опыт проведения различных типов урока.

Уроки-лекции

На первом уроке изучения новой темы знакомлю учащихся, какими знаниями, умениями они должны овладеть. Напоминаю учащимся, из чего будет складываться итоговая оценка знаний по изучаемой теме.

Изучая тему, использую такие методы и приемы организации учебной деятельности, которые обеспечили бы интерес учащихся к изучаемой теме, к самостоятельной работе не только с учебником, но и с другими источниками информации (Интернет). Проводимые лекции содержат 4-5 вопросов. Например, лекция по теме « Азот и его соединения». На доске пишу вопросы:

1. Общая характеристика элементов пятой группы главной подгруппы, их положение в периодической системе Д.И. Менделеева.
2. Азот. Нахождение в природе, строение и свойства атома. Физические и химические свойства простого вещества, применение, круговорот азота в природе.
3. Аммиак. Соли аммония
4. Кислородные соединения азота. Их свойства и области применения.
5. Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Их применение.

В моей практике иногда по отдельным вопросам лекции сообщения делают сами учащиеся, которым предлагаю опережающие задания и даю консультацию. При этом они готовят слайды, рисунки, опыты, таблицы, мини проекты, задачи. При выполнении опережающих заданий ученики работают группами, реже один консультант. Каждый член группы выполняет свое задание и с ним выступает на уроке.

Лекции с использованием различных дидактических средств обучения

Усвоение на уроке изучаемого материала значительно сокращает время учащихся на подготовку домашнего задания. Этому способствует использование на разных этапах урока различных дидактических средств, активизирующих познавательную деятельность учащихся. Например. Раздел темы «Общие свойства металлов» — «Коррозия металлов и способы защиты от нее». За несколько дней до урока учащиеся-консультанты вместе с учителем химии ставят опыты. Наблюдения за опытами позволяют сделать выводы о сущности электрохимической коррозии, условиях, которые приводят либо к ослаблению, либо к усилению коррозии, а затем перейти к решению проблемы защиты металлов. На уроке учащиеся находят подтверждение сделанных выводов о сущности коррозии на примере реакции: а) Zn c раствором H2 SO4, б) Zn c раствором H2SO4 в присутствии медного купороса.

Лекции-беседы с использованием опорных знаний учащихся с применением известного химического эксперимента

Эту форму работы можно использовать на многих уроках химии. Например, при изучении темы «Металлургия, промышленные способы получения металлов» предлагаю учащимся повторить известные им сведения о восстановительных свойствах водорода, оксида углерода (2), алюминия, электролизе растворов, расплавов солей, и на их основе учащиеся усваивают различные способы получения металлов, среди которых выделяю пирометаллургический, гидрометаллургический и электрометаллургический. На уроке использую демонстрационные опыты:

А) СuО + Н2 = Сu + Н2О
Б) электролиз раствора СuСl2 (с медным, угольным анодом).

Такой подход при изучении темы концентрирует внимание учащихся на отдельных ранее изучаемых вопросах и синтезирует эти знания в целостное представление.

Закрепление учебного материала. Семинарские занятия

Для закрепления изученного материала применяю опыты самостоятельной работы. По проверке домашнего задания по теме «Коррозия металлов и меры борьбы с ней» включаю, например, такие задания:

1. Опустите кусочек: а) луженой жести с нарушенным покрытием, б) оцинкованной жести в раствор хлорида натрия и красной кровяной соли. Что наблюдается в каждом случае?

2. Ответьте на вопросы:

  • С какими видами защиты металлов от коррозии вы встретились в данном случае?
  • Что подтверждает ваш вывод?

 3. Поясните ответ соответствующими схемами, химическими уравнениями реакций.

Задания такого типа дают возможность учащимся более глубоко осмыслить изучаемый теоретический материал.

Провожу семинарские занятия, на которых использую дифференцированные задания с двумя вариантами по группам А, Б, С. Они состоят из следующих частей: 1) организационной (5мин); 2) обучающей (15 мин); 3) контролирующей (15 мин); 4) взаимопроверки или самопроверки (5 мин).

В обучающей части семинарского занятия учащиеся пользуются учебниками, записями в тетрадях, дополнительной литературой.

Подготовка учащихся к обобщающим урокам: зачетам, практикуму, контрольным работам

В своей практике большое внимание обращаю на формирование у учащихся умения работать со школьным учебником, другими источниками информации. При этом учитываю возрастные особенности учащихся. Развиваю у учащихся не только умение читать текст, находить в нем главную мысль, основное понятие, ответы на вопросы в конце параграфа, давать объяснения схемам, таблицам, рисункам, выполнять опыты по инструкции учебника, но и составлять план, конспект, обобщать изучаемый вопрос по нескольким источникам.

Нередко использую учебник для повторения материала дома по заранее предложенным вопросам перед тематическим зачетом или контрольной работой. Например, перед тематическим зачетом по теме «Подгруппа углерода» учащимся предлагаю следующие вопросы и задания:

1. Какие аллотропные видоизменения углерода вам известны? Чем они обусловлены?
2. Каково электронное строение атомов углерода и кремния? Каковы их степени окисления?
3. Как доказать , что графит, алмаз и карбин образованы одним и тем же элементом?
4. Приведите уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства углерода.
5. Напишите химические формулы оксидов углерода. Сравните их физические и химические свойства. Приведите соответствующие уравнения химических реакций.
6. Какие соли образует угольная кислота? Запишите формулы четырех солей угольной кислоты, образованных металлами натрием и кальцием. Назовите их.
7. Как относятся к нагреванию соли угольной кислоты? Приведите уравнения химических реакций.
8. Как относятся соли угольной кислоты к действию растворов кислот?
9. Применение природных соединений углерода, оксида углерода (2), оксида углерода (4), солей угольной кислоты.
10. Приведите схему круговорота углерода в природе.
11. Как доказать наличие углекислого газа?
12. Как распознать среди выданных солей соли угольной кислоты?

Выполните задания:

1. Приведите примеры молекулярных, а затем ионных и электронных уравнений реакций по схемам ( не менее 2-3 примеров на каждую схему):

Ме0—- Ме+
Ме+—- Ме0

2. Как осуществить химические реакции, выраженные следующими схемами и краткими ионными уравнениями:

Cu2+ + CO32- = CuCO3
OH- + H+ = H2O
Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3
Al(OH)3 + ? = [Al (OH)4]
Al(OH)3 + ? = ? +Al3+ +H2O
CaCO3 + ? = ? + CO2 +H2O

3. Запишите уравнения возможных химических реакций

Fe (OH)3 + NaCl =
Fe (OH)3 + SiO2 =
Fe2O3 + H2SO4 =
Al (OH)3 +CaCl2 =
Al + NaOH + H2O =
Al(OH)3 +HNO3 =
CaCl2 + Mg(NO3)2 =
AlCl3 + NaOH =
Al2O3 + H2O =
Al2O3 + NaOH =

4. С какими из перечисленных ниже веществ реагирует а) Са; б) Fe: вода, разбавленная серная кислота, гидроксид натрия, хлорид меди (2), оксид углерода (4), хлор, кислород?

5. При восстановлении оксида железа (3) в доменной печи получено 10,08 т железа, что составило 90% от теоретически возможного выхода. Какова масса использованного оксида железа (3)?

6. Решите задачи из учебника № 6 стр. 134, № 8 стр.138, № 3 стр.1

Уроки-консультации

В своей практике регулярно провожу уроки- консультации. В ходе изучения темы перед зачетом или контрольной работой провожу один такой урок. К нему учащиеся готовят вопросы, которые вызывают затруднения. Все эти вопросы они передают учителю за 1-2 дня до урока. К проведению уроков-консультаций привлекаю и учащихся, желающих дать ответы на возникшие вопросы.

Все эти методические приемы помогают повысить эффективность урока, а вместе с тем решить основную задачу – вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность.

Контроль качества знаний учащихся (Зачеты)

Любое домашнее задание проверяю либо на уроке, либо, собираю работы, после уроков. Регулярный контроль за качеством подготовки домашнего задания, своевременная помощь учащимся в ликвидации пробелов в знаниях способствуют качеству усвоения учебного материала.

К зачету начинаю подготовку с первого урока изучения новой темы, объявляю вопросы теории, расчетные и экспериментальные задачи, продумываю форму таблицы по основным задачам темы, в которой отражены умения, навыки, приобретенные учащимися в ходе изучения темы. Учащиеся – консультанты в зависимости от сложности темы либо сдают зачет учителю на одном из уроков, либо его знания оценивают ребята его группы. Консультанты — активные помощники учителя, помогают оценить работу каждого учащегося класса.

Творческие задания

Чтобы добиться высокого результата в обучении, стараюсь научить детей мыслить, находить и решать проблемы, применяя для этой цели знания из разных областей. В своей практике использую проектную и исследовательскую деятельность учащихся. Над проектом обычно работают учащиеся группами. Защиту провожу на конференциях. Темы предлагаю на основе изученного теоретического материала, либо ученики выбирают самостоятельно, например, «Свойства воды. Исследование проб воды на территории города Красноярска», « Химические вещества, используемые в архитектуре».

 При работе над проектом помогаю ученикам в поиске нужной информации; координирую процесс; поощряю учеников; поддерживаю непрерывную обратную связь.

 При подготовке таких заданий у школьников возникает чувство ответственности, формируется умение работать в коллективе, желание проявить самостоятельность. Проектная деятельность способствует интеграции между предметами различных образовательных областей, обеспечивает профессиональное самоопределение учащихся.

Следующий: