Новые подходы и методы обучения физике в современной школе


В общеобразовательных школах проблема
обучения физике сегодня усложнилась. Учителям
достаточно часто приходится прилагать немало
усилий для того, чтобы вызвать и постоянно
поддерживать интерес к изучению такого далеко не
гуманитарного предмета как, как физика. Известно,
что человек тянется к знаниям, когда осознает их
значение в собственной жизни. Эта проблема
решается через гуманизацию учебного процесса,
начиная с первых уроков физики. На последующих
этапах изучения физики ученики используют
накопленный материал для написания рефератов,
докладов и других работ.



Все это требует новых подходов к содержанию и
организации учебного процесса в школе и
предполагает переход к
личностно-ориентированной модели обучения,
согласно которой личность ученика
воспринимается как творческая индивидуальность.
В связи с этим приобретают новое значение
проблемы развития мотивации и познавательного
интереса, активизации учебно-познавательной
деятельности, самостоятельности, творческой
активности ученика и учителя, организации
контроля и самоконтроля, практического
применения полученных знаний. При преподавании
физики весьма большую роль играет эксперимент,
посредством которого осуществляется более
тесный контакт между учащимися и природой,
являющейся объектом их изучения.



Самым важным мотивом к обучению ученика
выступает познавательный интерес, который
является основой активной самостоятельной
деятельности ученика, его отношении к учению
вообще. Познавательный интерес является одним из
важных факторов учебного процесса. Проблема
развития познавательной активности учащихся
связана с поиском нового в теории и практике
обучения. Результатом творческого поиска
оригинальных решений разнообразных
методических проблем являются специфические
формы и методы обучения. Первое место, по праву,
занимают технологии обучения, которые
базируются на развитии познавательного интереса
учащихся.



Технологии, которые активизируют процесс
обучения, опираются не только на процессы
восприятия, памяти, внимания, но и на творческое,
продуктивное мышление и общение, активные формы
и методы обучения.

Но показ даже большого количества опытов на
уроке сам по себе не обеспечивает получения
осознанных и активных знаний, т. е. тех знаний,
которые можно использовать самостоятельно для
решения практических вопросов. Чтобы наблюдение
за ходом эксперимента было осознанным учитель
при планировании должен не просто подбирать
возможные к постановке по данной теме опыты, а
исходить из необходимости, во-первых, показать
новое явление, во-вторых, исследовать его для
выяснения закономерностей, в-третьих, проверить
результаты теоретических выводов практикой.
Постановка экспериментальных задач показывает
учащимся физические законы в действии, выявляет
объективность законов природы.

В своей работе я использую творческие
экспериментальные задачи, данные для решения
которых получаются экспериментально,
непосредственно на глазах учащихся или самими
учащимися. Эти задания требуют от ученика
объяснить какое-нибудь новое явление или найти
способы достижения какого-нибудь эффекта на
основании использования тех или иных
закономерностей. Творческие задания выполняются
учениками на основе знаний физических законов
без каких-либо указаний на то, какими законами
надо пользоваться. Творческие задания не только
развивают способности учеников использовать
знания в новых условиях, но и создают условия для
формирования мировоззрения человека. В процессе
обучения ученик должен не только усваивать
предложенный учителем материал, но и познавать
мир, вступая с ним в активное общение,
самостоятельно искать и находить ответы на
вопросы, уметь применять полученные знания на
практике. На уроках целесообразно предложить
ученикам для решения экспериментальные задачи,
которые предполагают знание не только материала
данной темы, но и использование знаний прошлых
лет.

Вашему вниманию предлагается цикл обобщающих
уроков подготовки к контрольным работам для
учащихся 8 классов именно с использованием
экспериментальных задач и задач творческого
характера.




Следующий: