Новогодний турнир Рыцари физики для 7–10-х классов

Общая идея-канва вечера

: Новогодний анонс
телевизионных программ (альманах) по физике.
Названия конкурсов — туров составлены из
названий популярных телепрограмм (висят на
доске).Время проведения — конец II учебной
четверти (декабрь).Место проведения: для одного
класса — школьный кабинет физики или для
параллели классов — актовый зал
школы.Организаторы: учитель физики, классный
руководитель и (или) воспитатель, родители
учащихся, учащиеся старших классов в роли
ведущих.

Цели и задачи игры

: обобщить и повторить
учебный материал по физике, изученный в первом
полугодии — темы курса физики «Взаимодействие
тел»(7 класс), «Механика»(10 класс), формирование
познавательного интереса к физике, развитие
навыков решения экспериментальных, качественных
и количественных задач, закрепить навыки работы
в группе, умения применять прием разделения
труда и оказывать взаимопомощь, развитие
коммуникативных способностей учащихся;
развивать потребности в нравственном
самосовершенствовании; сориентировать на
ценности человеческой личности; сформировать
положительную мотивацию обеспечения жизни через
развитие в нем светлых образов и мыслей;
поддержать первоначальный интерес к учебе в
кадетском корпусе, чувство товарищества.

Тип занятия:

игра-рыцарский тур. Подготовка к
данному мероприятию идет с начала учебного года.

Оборудование и материалы

: декорации вечера,
костюмы ведущих обсуждаются и выполняются
учащимися до проведения мероприятия вместе с
учителем и родителями. Также оформлена заранее
турнирная таблица (часть доски или плакат на
сцене зала). Используются творческие работы
учащихся — дидактический материал, самодельно
изготовленные учащимися наглядный материал -
новогодние игрушки «новогодний портрет
физического понятия», название вечера-турнира,
справочники и задачники [2], физические плакаты;
физические энциклопедии; физические
приборы-рулетка, мензурки с водой, тела
неправильной формы, молоток, гвозди, деревянный
брусок, канат и свисток, ножницы, белая бумага
формата А4, воздушные шарики; карточки с
обозначениями и названиями физических величин, с
загадками и вопросами.

Выполнение заданий конкурсантами оценивает
коллегия справедливости. За индивидуальные
ответы выдаются жетоны, изготовленные из листков
цветной бумаги и т.д. В конце игры награждаются
как команда, так и лучшие игроки. Родительским
комитетом организуется либо чаепитие, либо
награждение новогодними подарками.

План и хронометраж занятия.


Этапы Время, мин Приемы и методы
I. Актуализация знаний и умений
обучающихся. Мотивация.
2-3 Беседа. Выступление ведущих. Показ
слайдов презентации о рыцарях.
II. Изучение нового материала.

Постановка
учебной проблемы

Организация восприятия учебного материала

Понимание учебного материала и применение
обучающимися знаний и учебных умений

80 Оговариваются условия выбора туров и
проведения конкурсов. Показ названий туров.

Подготовка
вопросов выступающими.

Работа с конкурсными учебными материалами.

Проведение конкурсных заданий. Опыты.
Сообщение обучающихся.

III. Рефлексивно-оценочный.

1)Награждение
участников турнира в индивидуальном и общем
зачете.

2) Подведение итогов.

5 Выделяем лучших участников и команду
победительницу, отметка отсутствующих на
учебном занятии (если проводится урок) и
выставление оценок за выступления, устные ответы
и качественные вопросы.

Выступление родителей
(мамы участника).

Вечер можно закончить общим просмотром
видеофильма, так как в классах учащиеся одного
пола.

Названия туров: Новогодний калейдоскоп,
Исторический или Власть факта, Время, Стол
находок или «Культ наличности» знаний,
Спортивный — Рыболовы, Художественно-музыкальный
или Поле чудес, Черные дыры. Белые пятна, Страна
советов или Ничего случайного. Путешествие в
будущее, Запретная зона или Саквояж, Форт Баяр,
Сам себе режиссер или Рыцари смеха, Армейский
магазин или Магия оружия, Фабрика звезд,
Настоящий мужчина, Бои без правил (выделены
названия, используемые нами чаще всего).

Ход мероприятия

Ведущий 1: Приветствуем Вас, прекрасные дамы,
сиятельные кавалеры и доблестные рыцари!!!
Приветствуем Вас, участники и гости Новогоднего
рыцарского турнира по физике!

Ведущий 2: Позвольте представить вам наших
доблестных рыцарей.

Идет представление участников конкурса:
команда — класс и капитаны.

Ведущий 1: Представляем наше многоуважаемое
жюри — коллегию справедливости. Идет
представление членов жюри — учителей, родителей,
учеников старших классов.

Ведущий 2: Кто же такой благородный рыцарь?

Ведущий 1: Рыцарь есть тот, чьи поступки
благородны, намерения чисты, деяния истинны.

Ведущий 2: Рыцарь верен в дружбе и любви, честен
и щедр, защитник слабых, великодушен и милосерден
к побежденным.

Ведущий 1: Ему чужды мелочность, лень, малодушие
и коварство.

Ведущий 2: Он обязан сражаться за правое дело и
защищать угнетенных.

Ведущий 1: Он до конца своих дней верен своей
Прекрасной Даме.

Ведущий 2: Ах, как бы мне хотелось повстречаться
с благородным рыцарем! Но, к сожалению, рыцарство
- сословие, на добродетелях которого держался
боевой дух средневековой Европы, — кануло в лету.

Ведущий 2: Я думаю, что не стоит так переживать.
Оглянись вокруг! Современный молодой человек
ничуть не хуже своего далекого предка,
закованного в латы.

Ведущий 1: А это мы сейчас проверим.(Звучит
музыка.)

Ведущие вместе: Объявляем открытие
«Рыцарского турнира по физике»!!!

Ведущий 1: На современный новогодний лад. Ищем
рыцаря физики среди 7-10 классов.

Ведущий 2: Тур «Новогодний калейдоскоп» -
конкурс — разминка.Задание: придумать название
командам, соответствующее рыцарскому турниру
знатоков физики.

Ведущий 1: Тур «Исторический» или «Власть
факта» [1, с. 95-96].

Ведущий 2: Вам предлагается ответить на
несколько исторических вопросов.

1. Откуда пошел обычай снимать шляпу при входе в
помещение, при встрече со знакомыми? (Этот обычай
возник в средневековье, когда путешествовать
было очень опасно. Достигнув дружеского порога,
странствующий рыцарь снимал свой шлем и нес его в
руке. Этим он как бы говорил: «Видишь, моя голова
открыта. Я тебе доверяю. Ты хороший человек, не
грабитель и не предатель. Удара исподтишка не
нанесешь». Теперь же, снимая головной убор, мы
показываем хозяевам, что уважаем их дом, верим в
их порядочность, в хорошее отношение к тебе.)

2. Что означает обычай снимать перчатку при
встрече, чтобы поздороваться? (С тех же давних
времен идет этот обычай. Сняв рукавицу, человек
показывает встречному, что в его ладони не
спрятано оружие. А сейчас, мы снимаем перчатку
или варежку из внимания к товарищу. Лучше дать
ему пожать теплую дружескую руку).

3. Почему у женщин пуговицы пришиваются с левой
стороны, а у мужчин с правой. (Из-за оружия,
которое хранили с левой стороны под одеждой. Этот
обычай пошел с того времени, когда мужчина должен
был защищать свою семью).

4. Почему мужчина, идя по улице рядом с женщиной,
обычно держится слева от нее? (Давным-давно
мужчины носили оружие на левом боку. Для того
чтобы болтающееся при ходьбе оружие не ударяло
по ногам спутницы, ковалер шёл слева от дамы).

5. Однажды Петр I посетил армию и издал приказ:
нашивать на обшлагах солдат оловянные пуговицы.
Зачем? (Чтобы отучить их от характерной дурной
привычки вытирать нос рукавом.)

Ведущий 1: Тур «Время». Приглашаются по 1
человеку от команды. Выполняется задание на
«время»: отвернувшись в сторону, без часов,
участник отсчитывает время равное 1 минуте.

2) Участники конкурса выполняют задания на
перевод единиц времени:

Пример задания: 1 мин. = ? с, 1 час = ?мин = ?с, 1 день
(сутки) = ?час, 1 год (високосный, например 2008год) =
?дней(суток), 1 год (не високосный, например 2010год) =
?дней (суток).

Ведущий 2: Тур №4 «Стол находок» или «Культ
наличности» знаний

Ведущий 1: Вам предлагается выполнить ряд
заданий на карточках.

На карточках написаны для 7 классов — названия
сил (сила тяжести, сила трения, сила упругости,
вес тела). Необходимо дать полную характеристику
силы: обозначение, определение, формула для
расчета, к чему приложена, направление силы,
примеры проявления силы. Для 10 классов на
карточках записаны законы: I закон Ньютона, II
закон Ньютона, III закон Ньютона, Закон всемирного
тяготения. Необходимо дать формулировку закона,
математическую запись, привести примеры
появления закона в природе или технике.

Ведущий 1: 5 Тур «Спортивный» — «Рыболовы».
Необходимо подготовить: канат и свисток.

А похвалитесь-ка, добрые молодцы силушкой своей
богатырской да удалью молодецкой. Объявляется
состязание на перетягивание каната.

2 балла: 1б. за полный ответ о применении
LANG=»EN»>III закона Ньютона, 1б. за победу в
ловкости и силе.

Ведущий 2: 6 Тур «Художественно-музыкальный»
или «Поле чудес». Необходимо подготовить: листы
белой бумаги формата А4 — 4листа и ножницы -
2штуки.

У каждого рыцаря есть своя Прекрасная Дама. В
написанном до принятия Христианства на Руси
кодексе чести, есть такие строки: «русские мужи
честны», обязаны не только в совершенстве
владеть оружием, играть на гуслях и в шахматы,
переплывать реку в броне, но и иметь способность
«красу женскую» и «честь девичью почитать и
оборонять».

1) В этой номинации юноши, по желанию, могут
прочитать стихотворение или спеть песню,
посвященную любви к женщине: подруге или матери.

2) Приглашаются по одному человеку от команды.
Задание заключаются в умении красиво и быстро (на
время) вырезать снежинку из листа бумаги.

Ведущий 2: 7Тур «Черные дыры. Белые пятна».
Необходимо подготовить: таблицы о Солнечной
системе и Галактике, а также 2 воздушных шарика.

Ведущий 1:

1) Рассказать всё о солнечной системе и
Галактике. Вам предлагается ответить на вопрос -
«Где мы живем?» (Оценивается рассказ по
количеству космических терминов).

2) Продемонстрировать с помощью воздушного
шарика реактивное движение — 10 класс или задание
на скорость (7 класс): кто быстрее надует
воздушный шарик.

Ведущий 2: Тур №8 «Страна советов» или «Ничего
случайного. Путешествие в будущее». Необходимо
подготовить: 2 воздушных шарика с предыдущего
конкурса.

Все присутствующие должны представить себя
пассажирами автобуса. Капитаны получают надутый
воздушный шарик и держит его за ниточку в левой
руке, поднятой вверх. Этим шариком надо
показывать как меняется положение тела
пассажира относительно сиденья (стула), то есть
относительно Земли в разных ситуациях
возникающих придвижении в автобусе.

Задания (читает ведущий) — автобус резко или
плавно отъезжает от остановки, резко или плавно
тормозит, делает на большой скорости правый или
левый поворот, тормозит при повороте вправо или
влево, движется по шоссе равномерно и
прямолинейно, автобус преодолевает горный
подъем или спуск с наклонной плоскости (горы).

Обсуждение конкурсного задания: Жюри обращает
внимание на то, как конкурсанты выполняют
задания, подчиняются капитану или руководят его
действиями.

Ведущий 1: И теперь «Запретная зона» или
«Саквояж» — очередной тур (№9) нашего вечера.
Необходимо подготовить: рулетки — 2 штуки,
карандаши или ручки, а также листы бумаги для
записи. Или если имеется компьютеры, то диск
«Астролябия» или листы карты места около школы
с указанным масштабом.

Рассчитать путь от подъезда школы до
следующего объекта (или назовите примерное
расстояние, в метрах, от школьного подъезда до… .

Ведущий 2: 10 Тур «Форт Баяр». Необходимы: 3
гвоздя, 2 молотка, 2 свечи, а также карточки с
заданиями-задачами и загадками.

1 часть. Разминка для мозгов. Загадки:

- Она с винтом пустилась в пляс,
А он, кружась, в доске увяз.
Что это? (Отвертка) [5, с. 71].

- Видно, нет у нее ума:
Ест она себя сама. (Свеча.)

- Я подмышкой посижу
И что делать укажу.
Или разрешу гулять
Или уложу в кровать. (Термометр.)

- Две сестры качались
Правды добивались.
А когда добились
То остановились. (Весы.)

- То как арбузы, велики
То, словно яблоки, мелки.
Они не могут говорить,
Но могут массу определить. (Гири.)

-Чудо-птица, алый хвост, полетела в стаю звезд.
(Ракета.)

-Ежедневно в шесть утра, я трещу «Вставать
пора». (Будильник.)

-Летит — молчит, лежит — молчит, когда умрет,
тогда заревет. Что это такое? (Снег.)

2) В каких видах движения участвует шуруп, когда
вы ввинчиваете его в доску с помощью отвертки? (В
поступательном — входит в доску и во
вращательном [5, с. 71].)

3) Зачем у гвоздя острый кончик?(Для увеличения
давления из-за уменьшения площади). Какие бывают
головки шурупов? (полукруглые).

4) Какие силы действуют на шуруп при его
ввинчивании отверткой?(Сила давления отвертки,
перпендикулярная плоскости головки шурупа, и
пара сил, перпендикулярная прорези головки
шурупа, лежащая в её плоскости [5, с.71]).

5) Для чего при соединении мягких материалов под
головку болта и гайки подкладывают шайбу
большего диаметра?(Шайба увеличивает площадь, на
которую давит гайка или головка болта, и
предохраняет поверхность соединяемых деталей от
повреждения [4, № 84, с. 12]).

6) Почему трудно отвинтить гайку, много времени
находившуюся в туго завинченном состоянии, хотя
болт и гайка, сделаны из нержавеющего металла?
(Вследствие диффузии увеличилось сцепление
между гайкой и болтом [4, №6, с. 4]).

7) Вокруг гвоздя, забитого в сырую доску, через
некоторое время появляется красноватый налет.
Объясните причину.(Под действием влаги
образуется оксид железа, диффундирующий в
древесину, который и окрашивает её [4, №7, с. 4]).

8) Почему на рукоятки, головки болтов, гайки
круглой формы, завинчиваемые и отвинчиваемые
вручную, наносят специальную накатку (рифление)?
[4, № 69, с. 10] (Для увеличения силы сцепления (силы
трения), необходимой для завертывания или
отвертывания).

9) На шляпке гвоздя имеется насечка в виде сетки
(решетки), а под нею на стержне — несколько
поперечных рисок. В чем их значение? [4, № 70, с. 10]
(Риски на стержне увеличивают силу трения между
гвоздем и древесиной, насечка нужна для того,
чтобы не было скольжения молотка при ударе о
головку гвоздя).

2 часть. Задания на ловкость и
сообразительность. За время горения свечи,
необходимо забить гвоздь в деревянный предмет.
Выигрывает тот, кто забил гвоздь (ударил по
вбиваемому гвоздю) последним.

Ведущий 1: Очередной 11 тур нашего вечера: «Сам
себе режиссер» или «Рыцари смеха». Необходимы
карточки с названиями профессий для изображения
командами.

Задание командам: показать и отгадать
показываемые другой командой следующие
профессии — окулист, электрик, космонавт,
пианист.

Ведущий 1: Настал черед 12 тура нашего вечера
«Армейский магазин» или «Магия оружия».

Ведущий 2: Номинация для настоящих воинов,
знающих параметры боевого оружия.

Командам выдаются наборы из 14 карточек.
Необходимо совместить параметры для заданного
вида оружия. Например, автомат Калашникова (АКМ,
АКМС): начальная скорость пули — 715м/с; ручной
пулемет Калашникова: начальная скорость пули -
745м/с. Данные для заданий взяты из книги [2].


1 команда 2 команда
Автомат Калашникова (АКМ, АКМС) Ручной пулемет Калашникова
Масса пули = 7,9г Масса пули = 7,9г
начальная скорость пули — 715м/с начальная скорость пули — 745м/с
Скорость пули на расстоянии 100м от
стрелка — 623м/с
Скорость пули на расстоянии 100м от
стрелка — 650м/с
Скорость пули на расстоянии 500м от
стрелка — 334м/с
Скорость пули на расстоянии 500м от
стрелка — 347м/с
Скорость пули на расстоянии 1000м от
стрелка — 226м/с
Скорость пули на расстоянии 1000м от
стрелка — 240м/с
Предельная дальность полета пули — 3000м Предельная дальность полета пули — 3000м

Ведущий 1: И следующий 13 тур нашего вечера

Ведущий 2: Тур «Фабрика звезд» (конкурс
физиков-практиков). Необходимо подготовить:
мензурки с водой, цилиндр, шарик на нитках,
метровая линейка или рулетка, учебник, задачник
данного класса, таблички со словами — динамометр
и координата. Командам даются одинаковые
практические задания: 1) Измерить объем цилиндра
(шарика) с помощью мензурки с водой. 2) Измерьте
длину (ширину) комнаты с помощью метровой линейки
и «на глаз». 3) Вычислить объем школьного
учебника (задачника) по физике. 4) Назовите
авторов учебника (задачника) по физике.

Оставшаяся часть команды должна составить из
физических слов (координата и динамометр) как
можно больше физических терминов.

Ведущий 1: И предпоследний конкурс нашего
вечера

Ведущий 2: Тур «Настоящий мужчина» [1, с.98-99].
Необходимо подготовить табличку с перечнем
качеств человека — слов.

Хотелось бы услышать от наших участников, какие
качества, по их мнению, присущи настоящему
мужчине. Выберите из списка три качества, которые
более всего присущи настоящему мужчине, и три,
которые не сочетаются с этим понятием. Объясните
свой выбор, рассказав хотя бы об одном из этих
качеств.Возможный ответ в [1, с. 99].

Мама одного из конкурсантов может прочитать
отрывок из поэмы Фазу Алиевой «Сын». [1, с. 99-100]
или поздравить детей с наступающим новым годом.

Ведущий 1: Заключительный, итоговый тур «Бои
без правил». Песню «В лесу родилась ёлочка»
спеть в стиле 1) военного марша; 2) русской
народной песни; 3) рэпа; 4) на мотив детской песни
«Голубой вагон».

Жюри в это время подводит итоги.

Ведущий 1: Наш турнир подошел к концу. Слово
предоставляется нашей коллегии справедливости.

Идет награждение победителей — команды.
Объявляется «Рыцарь физики» — победитель
личного первенства по набранным жетонам.

Литература:

Внеклассные мероприятия. 5-9 кл.: сб-к
мероприятий по воспитательной работе школьников
5-9 кл. по трём направлениям -
«гражданственность, патриотизм», «этика и
мораль», «здоровый образ жизни»/Сос. Г. И.
Григорьева. — Волгоград: Изд-во «Экстремум», 2007.
- 128с.

  • Енохович, А.С. Справочник по физике и технике:
    Учебное пособие для учащихся. 3е изд., перераб.и
    доп. — М.: Просвещение, 1989. — 224с.
  • Ланина, И.Я. 100 игр по физике.- М.: Просвещение,
    1995.-224с.
  • Низамов, И.М. Задачи по физике с техническим
    содержанием: пособие для уч-ся/ под ред.А.В.
    Перышкина. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение,
    1980. — 96с.
  • Федотов, Ю.П. Тайна черных ящиков: физический
    вечер// Физика в школе: научно-методический ж-л. -
    М.: Педагогика, 1991. — №1.- с. 66-71.

  • Следующий: