Новогодние химические приключения

Сказка-ложь, да в ней намёк.
Химию учи, дружок!

Цель:

С помощью эмоционального потенциала школьного
спектакля продемонстрировать эстетические
возможности учебного предмета химии. Привлечь
ребят, в том числе и далеких в своих
предпочтениях от химии, к эксперименту и,
наоборот, стимулировать “химиков” к
гуманитарному образу мышления: заучивать и
играть роли.

Действующие лица:

Марик
Юля
Катя
Вика
Баба-Яга
Кощей
Фея
Помощник Кощея

Звучит музыка из к/ф: “Новогодние приключения
Вити и Маши”

АКТ 1

На сцене декорации с изображением елки;
звучит музыка, выходят девочки, в руках у них
елочная мишура. Подходят и украшают елку.

Юля: Говорят под Новый год , что не пожелается,
все всегда произойдет всё всегда сбывается

Катя: Интересно, интересно, чтобы ты
загадала?

Юля: Ну, например, чтобы все мальчики нашей
школы были от меня без ума.

Вика: (О чем-то думает, развешивает мишуру)

Слушайте, девчонки, а что это у нас Марик таким
задумчивым стал?

Катя: Влюбился. Вы что не видите, как в наш
класс перешел, так с Таньки глаз не сводит
(Смеются)

Вика: А я думаю, все не так! У него научный
процесс идет, вот он и погрузился в думы. Скоро
какое-нибудь открытие сделает!

Юля: И откуда ты все знаешь?

Вика: Да я у него недавно в тетрадь
заглянула, там такое написано!!! (Показывает
пальцем у виска)

Катя: А вот мне лично всё равно! Что-то домой
хочется, по телику передача интересная.

Вика: Тс-с! Слышите, кто-то идёт?

Юля: Ой, правда! Да это же наш Марик!
Девчонки, давайте спрячемся и узнаем, наконец,
его тайну. (Прячутся под ёлкой)

(Появляется Марик. Достает тетрадь, пробирки,
колбочки, произносит сложные химические
названия, готовит растворы)

Марик: Ну вот и всё! Готово! Сейчас я
отправлюсь в другое измерение. Немного карбоната
натрия, так, и еще 10% водного раствора аммиака. Но
не надо забывать и о технике безопасности. (Одевает
халат)
А теперь добавим концентрированную
серную кислоту…(Идет густой белый дым)

Кто-то из девочек: Оо-й!

Марик: (Оглядываясь) Кто здесь? (Никого
не видит)
Фу, показалось, никого! А теперь
вперёд!

(Громкая музыка, смена декораций)

АКТ 2.

Марик: Куда это я попал??? Не пойму, что за
время? (Пожимает плечами)

(Появляются испуганные девочки)

Марик: (Удивленный) А вы- то здесь откуда?

Юля: (Заикаясь) Так мы это,… в актовом
зале были, когда ты это…(Делает пассы
руками
)

Катя: (Плачет) Ой, Марик, я домой хочу, к
маме!

Вика: Да что вы нюни- то распустили.
Посмотрите, какая тут красотища! А солнышко
какое, тепло! Какие цветочки красивые и всё, как в
сказке! (Исполняется танец “Пчелы”)

Марик: (Недовольный) Н- да- да. Вы, девочки,
вечно всё испортите, вот – в сказку, как
маленькие — попали! Ну…, что теперь делать? Ладно,
я сам по себе, вы сами по себе. Только встретимся
здесь! Запомнили?!

Катя: (Хватает Марика за руку) Ну нет! Я
от тебя ни на шаг.

Марик: Ладно, так уж и быть, пошли. (Уходят)

Вика: Юля, а мы давай так договоримся, я иду в
одну сказку, а ты – в другую. Потом встретимся и
расскажем друг другу о своих приключениях.

(Расходятся)

АКТ 3.

Марик и Катя рассматривают сказочные цветы.
(Исполняется танец “Цветы”)

Катя: Марик, а Марик! А как у тебя это
все получилось???

Марик: (Ухмыляется) Химию надо лучше
учить.

Катя: Марик, а Марик! А назад мы точно
вернёмся?

Марик останавливается, хватается за голову.

Марик: Я…Я…Я же забыл реактивы на
столе.

Катя:

Что же теперь делать?!

Марик: Знаешь, настоящий мужчина
никогда не унывает! Будем искать дорогу домой,
может что в голову и придет.

Катя:

Но сначала найдем девчонок! (Уходят)

АКТ 4.

Появляется уставшая Вика, звучит музыка.

Вика:

Да, красиво тут, ничего не скажешь, но
пора и назад. Только, что это там за избушка?
Баба-Яга (смеется) тут что ли живет, пойду
посмотрю. (Обходит избушку)

Декорации избушки Бабы-Яги.

Баба-Яга:

(Готовит снадобье и поет песню
Бабы-Яги)
Пару толстых мышей, одну осу и горстку
тараканов, все хорошенько прогреем и перемешаем.
Только пламя какое-то не такое. Может, оно должно
быть синим (показывает опыт “Цветное пламя
свечи”),
а может, красным или желтым, кто ж
все эти кулинарные тонкости запомнит?

Вика:

(Шепотом) Будто и правда, в сказке.(Громко)
Здравствуйте, бабушка.

Баба-Яга:

Здравствуй, милая, с чем пожаловала?
Откуда будешь?

Вика: Из школы №32. А как сюда попала и сама
понять не могу.

Баба-Яга: А что это я с тобой церемонничаю.
Пришла тут, отвлекает меня от готовки супа. Ну-ка,
помоги мне. Найди где-то здесь тараканьи лапки.

Вика: (Удивленно) Что?! Тараканьи хвосты?

Баба-Яга: Лапки! У тараканов нет хвостов.
Хи-хи-хи.

Вика: (Берет смесь реактивов )Фу, какая
гадость! Как же Вы, бабулечка, из этого суп варите?
Вы точно ничего не путаете?

Баба-Яга: Бабулечка — Ягулечка никогда
ничего не путает. А супчиком я тебя угощу.
сторону)
Сейчас что-то будет.

Вика добавляет в “суп” реактив и появляются
яркие вспышки, треск . Опыт “Огни в жидкости”.

Баба-Яга: Ты, милая, как будто испугалась? А я
пошутить вздумала, развеяться решила. (Смеется)
Говори, что тебе нужно?

Вика: Мне бы моих друзей найти.

Баба-Яга:

Вижу, добрая ты. Так и быть помогу
твоему горю. Главное рецепт одного зелья найти.
(Ищет)

Вика:

(Подает книгу) Может быть, вот это?

Баба-Яга: (Читает название) Лермонтов! Ни
за что! (Находит клочок бумажки, приготавливает
зелье)
Орлиные кости, их нужно растолочь.
Чуфырь, чуфырь, энеки — бенеки. Так, сейчас тухлые
яйца. Все тщательно перемешиваем.

Вика: (Заглядывает в рецепт Бабы-Яги) И
как же Вы разбираетесь в этих каракулях?

Баба-Яга: Вот доживешь до моих трехсотых
годов, тогда и поймешь. (Колдует над реактивами)
А теперь само заклинание:

Однажды в студеную зимнюю пору
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Гляжу поднимается медленно в гору
Вскормленный в неволе орел молодой…

(Идет химическая реакция “Раствор
–хамелеон”).
Все получается. Вижу. Волшебник
ваш (ухмыляется) как домой вернуться не знает.
Подруга твоя в другой сказке заплутала, дорогу
ищет, найти не может. Ступай – ка ты направо, иди
вдоль реки, там их и встретишь. (Яркая вспышка
веществ в очередном опыте “Небесный огонь”).

Вика: Спасибо, Вам, бабушка.

Баба-Яга: Ступай, ступай (Садится на метлу,
улетает)
Э-эх, молодежь!(Звук летящего
самолета).

АКТ 5.

Появляются Марик и Катя.

Юля: (За занавесом) Ау! Здесь есть кто
живой?

Марик: Слышишь, крик?

Катя: Слышу! Смотри кто-то к нам бежит.

Марик: Таня! Ну как прогулочка?

Юля: (Бросается обниматься) Я
заблудилась в этих сказках, так испугалась. Я
ведь подумала, что вы меня здесь оставите.

Марик: Ну, что ты, разве я могу так
поступить, забыть, оставить. Хм, тоже мне
придумала.

Катя: Конечно, теперь не оставит, мы
все тут останемся. Этот растяпа свои колбочки
забыл.

Юля: (Шатаясь) Что?!

Катя: Ага, а вон, кажется, к нам и Вика
идет. Сейчас и её обрадуем.

Вика: Что я вам скажу, никогда не
поверите! Я ведь у самой настоящей Бабы — Яги была.

Марик: (Вздыхает) теперь чему
угодно поверить можно.

Все задумались. Влетает Фея.

Фея: Вы кто, странники?

Катя: Мы из школы №32 и хотим домой, а
как вернуться, не знаем.

Фея: Как же вы тут оказались?

Хором: (Девушки указывают на Марика) Это
всё он, он!!!

Фея: Не отчаивайтесь! Как бы я была
рада помочь вам, но злой Кощей украл у меня чудо
зелье и я не могу больше помогать людям. А как бы
хотела.

Марик: Тогда мы пойдем к самому Кощею

Фея: И не боишься ты, добрый молодец?

Марик: Я ничего не боюсь!

Фея: Но помни, что Кощей бессмертный. А
попасть к нему я вам помогу.

(Взмахивает волшебной палочкой, все исчезают)

АКТ 6.

Замок Кощея. Кощей восседает на троне.
Проводит опыт “Пожар под водой”. Появляются
испуганные ребята

Кощей: (Гневно) Чего надо?

Марик: Верни нас обратно в школу.

Кощей: Не-е-е-ет. Так просто не верну. Подруг
твоих я забираю в плен. (Хлопает, помощник Кощея
уводит девушек
) Разгадаешь формулу чудозелья,
может быть, и отпущу. А нет — жить вам в моем
царстве. Понял? Молчать! Что – то жарко мне стало,
сделай-ка мне лимонад, да побыстрее работай.

Марик, недолго думая, берет реактивы,
получается “лимонад”

Кощей: Хм, а умный ты, ничего не скажешь. Ищи
среди всего этого, что тебе нужно. Помни,
ошибешься, обидишь доброго Кощеюшку, не будет
тебе пощады.

Марик выбирает реактивы, получает Пепси-Колу.
(Добавляя в раствор гидрокарбоната натрия и
уксусной кислоты, раствор хлорида железа)

Кощей: Н-да, мудро, дай, испробую. (Пьет)
Настоящая Пепси-кола!!! Но это еще не все
испытания. Рецепт чудозелья я тебе, как ты понял,
не скажу. Впрочем, я тебе его дам. Просто так. Ха,
обрадовался. Держи. (Подает пустой лист)

Марик: Как же это, ведь нет тут ничего.

Кощей: Что?! Ты мне еще и не веришь. Написано
здесь заклинание, выпив болотной воды и прочитав
его, вернетесь вы в школу.

Марик: (Шепотом) Так, не обмануть меня
хитрому Кощею (громко). Знаю я, как разгадать и
этот секрет, но теперь мне понадобится…

Кощей: (Расстроенный, подает распылитель)
На, вот, бери. (Марик опрыскивает лист раствором
фенолфталеина, проявляется надпись сделанная
раствором щелочи
).

Марик: Так вот оно, все заклинание, в чем
состоит.

Кощей: Нет, вот тут–то ты и ошибся. Здесь
только часть заклинания. Что написано на этом
листе, тебе не узнать. ХА, ХА, ХА!

Марик: Покажи, пожалуйста! (Кощей дает
лист. Марик внимательно осматривает его и,
улыбаясь, говорит
). А огоньку у тебя не
найдется? (подходит к спиртовке, зажигает ее,
проявляет вторую часть заклинания написанную
серной кислотой
). Вот и все. Разгадал я все твои
секреты. Не отпустишь ли ты нас домой?

Кощей: (Зевает) Притомился я что-то с
тобой, слишком много ты знаешь. Так уж и быть,
готовь чудозелье. (Хлопает в ладоши, появляются
пленницы, Марик готовит шипучку
) А теперь
выпейте это и прощайте! (Все выпивают шипучку и
возвращаются в актовый зал школы
)

Акт 7.

Все благополучно возвращаются в актовый зал,
к елке.

Юля: Что это было?!

Катя: Ну, и натерпелись же мы.

Вика: (Улыбается) А мне все равно
понравилось. Только вот с этим (показывает на
реактивы
) что делать будем?

Марик берет реактивы и делает салют.(Опыт
“Фейерверк над тиглем”
).

Марик: За благополучное возвращение –
салют! Ура!!!

Хором все: Ура!!! Ура!!! (Звучит песня: “Happy
end”).

ЛИТЕРАТУРА

Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные
задания и эффективные опыты по химии.-М.:
“Дрофа”.2002 год.

Следующий: