Новая школа – новый учитель: все начинается с нас!


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,05 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Конец лета… “Мариинская гимназия”…
Директор… Я с дипломом. Через час договор
подписан, нагрузка хорошая, старт дан.

Подобным образом, я думаю, начинается трудовая
деятельность каждого молодого учителя в наши
дни. Многие в первой же четверти не могут найти
ответ на свои вопросы. В полной мере осознают
размер ответственности за знания подопечных. Не
всегда находят поддержку и элементарное участие
у своих коллег и администрации, но это не про
меня. Пытаются самостоятельно разобраться в
практике, зная лишь теорию. Не у всех получается,
не у всех хватает терпения и силы воли, а почему? В
основном это происходит потому, что не хватает
опыта. Как сказал У. Филлипс: “Опыт — надежный
светильник в пути”.

Урок за уроком, четверть за четвертью, год за
годом светильник начинает светить всё ярче и
ярче, свет проникает во все доступные и
недоступные уголки, и при ярком свете видны все
недостатки, все неточности, которые можно
исправить, а также и все достоинства. С годами и
приобретённым опытом учитель из молодого и
“гадкого утёнка” превращается в “красивого
лебедя”, со своей сформированной методикой.

Получив статус молодого специалиста вместе с
дипломом о высшем образовании, молодой
специалист начинает свою трудовую деятельность
в различных образовательных учреждениях.

За эти годы мудрость о том, что “теория без
практики – ничто, также как и практика — без
теории”, не раз находила своё подтверждение.
Первые годы своей преподавательской
деятельности каждый из нас может сравнить с
узкой тропинкой, по которой он идёт с завязанными
глазами. Я всегда чувствую руку помощи, слышу
слова поддержки, одобрения или критики, но вся
ответственность за моих подопечных на мне. Мои
ученики – это мой личный двигатель саморазвития.
“Люди перестают мыслить, когда перестают
читать” говорил Д. Дидро, а учитель перестаёт
быть учителем, когда перестаёт учиться.
Учительство – это вечное ученичество. Мои
учителя – это мои ученики. Поэтому слежу за
новинками в методической литературе,
ориентируюсь в широком спектре современной
методики преподавания, стараюсь творчески
подходить к организации учебного и
воспитательного процесса, быть в полном смысле
“современным” учителем.

А что такое современный урок и современный
учитель?



Какие уроки интересны школьникам 21 века?

На этот вопрос отвечают мои ученики. Урок
интересен тогда, когда он современен.
Современный, — это и совершенно новый, и не
теряющий связи с прошлым, одним словом –
актуальный. АКТУАЛЬНЫЙ [от лат. actualis - деятельный]
означает важный, существенный для настоящего
времени.

“Сделать учебную работу насколько возможно
интересной для ребенка и не превратить эту
работу в забаву — одна из труднейших и важнейших
задач”, - писал К.Д. Ушинский. Отсюда
следует, что развитие учащихся зависит от той
деятельности, которую они выполняют в процессе
обучения — репродуктивную или продуктивную
(творческую). Только тогда, когда учебная
деятельность, направленная на применения на
практике, на личное осмысление и на развитие
личностных качеств, сформирована на более
высоком уровне, начинает ясно проявляться ее
творческая сторона. Возможности школьников
различны, но они должны приводиться в движение
для развития творческой деятельности, а вместе с
тем и личности школьника. Имеются различные
методы, важно лишь пробудить мыслительный
процесс ученика, и он сможет преодолеть
трудности в овладении учебным материалом и выйти
победителем в незнакомых ситуациях.

На мой взгляд, наиболее перспективной в
современном образовании является технология личностно
ориентированного подхода.
Потому что она
нацелена на оказание ученику необходимой
психологической поддержки, на обеспечение
развития личности ученика. Для меня являются
важными следующие тактические позиции: 1)
позитивное сотрудничество; 2) индивидуализация
образовательного процесса. Один из важных
моментов, на мой взгляд – договор ученика с
учителем. Ценность договорных тактик – развитие
самостоятельности. На каждом уроке создаю
ситуацию выбора (выбор уровня изучения нового
материала, выбор уровня и методов выполнения
заданий, выбор вида рефлексии, оценка своих
результатов, самокритика). На каждом этапе
пытаюсь создать ситуацию успеха и поддержки — у
каждого она своя.



На мой взгляд, самое главное не бояться новинок,
смело их использовать на уроке и тогда
открываются новых перспективы. Например, при
использовании компьютерных технологий на уроке
можно, не только в несколько раз увеличить
количество обязательных заданий на закрепление
по данной теме, но и успеть объяснить и показать
применение темы ещё раз, только уже через
использование нестандартные формы деятельности.
Тем самым внедрять в структуру урока творческий
подход
.

Цель моей профессиональной деятельности
показать, что творческие задания являются
благодатной почвой для активизации
познавательной деятельности учеников.
Применение творческих заданий на уроках
помогает ученикам проявить себя в классе,
подняться самому в своих глазах, развивает
потребность самообразования и самоконтроля,
формирует понятие о культуре речи и умение
выражать ясно свои мысли.

Ежедневно, сама удивляюсь красоте и мощи
математических методов и заражаю этим своих
учеников. Я не вправе ожидать мгновенных
результатов. Математика — наука
“замечательная”. В ней нужно замечать, а для
этого следует побуждать учеников к поиску
истины. На каждом уроке учу детей наблюдать,
сравнивать, замечать закономерности,
формулировать гипотезу, учу доказывать или
отказываться от гипотезы.

Применение творческих заданий на уроках
математики мне помогает развивать у учащихся
ценные качества, присущие развитой личности:
умение мыслить нестандартно и находить
творческий подход к решению не только
математических задач, но и жизненных
ситуаций.

Очень нравится проводить на уроках
нестандартные виды деятельности: лабораторные
работы, дидактические игры, математические
сценки, ситуации и сказки и т.д.,
потому что
виден результат.

Следовательно, критерием деятельности учителя,
на мой взгляд, является конечный результат,
продукт деятельности на уроке. Важно, чтобы выйдя
из стен школы в большой мир, молодые люди могли
адаптироваться к этому миру.

Наше время — это время перемен и глобализации.
Всем известно, что происходит постепенный
переход жизни школы на новый уровень — СТАНДАРТЫ
ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
. Важнейшей отличительной
особенностью стандартов нового поколения
является ориентация на результаты образования,
на основе системно-деятельностного подхода. Результаты
должны продемонстрировать сами дети, в созданных
для них условиях. К результатам освоения
основной общеобразовательной программы
выдвинуты требования, такие как овладение
ключевыми компетенциями
(умение учиться,
межпредметные связи), способность учащихся к
саморазвитию, наличие мотивации к обучению и
познанию
, социальные компетенции
(межличностные отношения, выражать свои мнение и
желания, слушать, наблюдать за другими,
воспринимать стимулы, способность выслушивать
критику, осознавать и воспринимать свои
возможности, способность адаптироваться,
налаживать контакты, поддерживать баланс
“близость и дистанция”), преобразование и
применение знаний и д.р
. В базисный учебный
план впервые включён раздел “Внеурочная
деятельность”. С этого учебного года 1,2, и 5
классы нашей гимназии, в экспериментальном
порядке, уже перешли на СТАНДАРТЫ ВТОРОГО
ПОКОЛЕНИЯ.

Работать в школе без классного руководства – в
пустую проводить время, быть своеобразным
эгоистом, но быть классным руководителем не
просто. В каждом классе нет детей, похожих друг на
друга, как нет двух одинаковых снежинок. И к
каждому нужен свой индивидуальный подход, как в
личностном, так и обучающем плане. Самое
интересное, что никто, даже из самых
титулованных, имеющих колоссальный опыт,
педагогов, никто не может точно сказать, как
вести себя в той или иной ситуации, а могут лишь
подсказать. Поэтому остаётся лишь нарабатывать
свой личный опыт, используя как знания, так и
личную интуицию.

Для того, чтобы не стать лишь урокодателем,
человеком внушающим ученику прописные истины,
каждый день с детьми общаюсь, слушаю и слышу их.
Началом работы в классном коллективе, я считаю,
формирование традиций самого класса. В моём
классе существуют такие традиции, как: “День
рождения класса”, “День пожилого человека”,
“День матери”, “Осеннее путешествие”, “УРА!
Новый год!”, “Весёлый девичник”, “Я — патриот”,
“Вот и стали мы на год взрослее…”. В ходе данных
мероприятий каждый ребёнок, как на ладошке, хочет
быть понятым и услышанным, пробует проявить себя.
Именно здесь раскрываются наши ученики,
становятся увереннее, добрее, взрослее. Дети
учатся взаимопомощи, взаимоподдержке,
взаимовыручке, безусловное сплочение коллектива
в целом, формирование благоприятного
коммуникативного пространства класса.

Хочется успевать везде! Принимать участие в
конференциях, в конкурсах различного уровня,
посещать мастер – классы, лекции и творческие
встречи. На этих мероприятиях, новый специалист
будет впитывать опыт, энергию, приобретать
бесценные навыки, даже не заметно для себя. После
общения с сегодняшними КОРИФЕЯМИ
математического образования, не просто не
устаёшь, а хочется работать, творить на пределе
своих сил!!! Проверено на личном опыте!

Моя небольшая копилка:

  • Выступления на заседаниях учителей математики
    и информатики, школьного методического
    объединения, даёт возможность обобщить и
    распространить свой опыт.
    • Протокол №1 от 30.08.2010г. Токарева Т.Н. выступала по
      теме: “О результатах Всероссийской конференции
      учителей математики, физики, химии и биологии 2010
      г., проведённой Фондом “Династия” совместно с
      Фондом “Современное Естествознание””;
    • Протокол №3 от 22.10.2010г. Токарева Т.Н. выступала по
      теме: “Об участии во Всероссийской научной
      конференции “Школьное математическое
      образование: традиции и инновации”, проведённой
      Ульяновским государственным педагогическим
      университетом им. И.Н. Ульянова, с 20 – 22 октября 2010
      г., при финансовой поддержке Российского
      гуманитарного научного фонда”;
  • Победа на Всероссийском конкурсе учителей
    математики, физики, химии и биологии 2010 г.,
    проведённом Фондом “Династия” совместно с
    Фондом “Современное Естествознание” в
    номинации Молодой Учитель, дала заряд
    энергии на целый учебный год и огромное желание
    повторить данный успех.
  • Участие во Всероссийской научной конференции
    “Школьное математическое образование: традиции
    и инновации”
    , проведённой Ульяновским
    государственным педагогическим университетом
    им. И.Н. Ульянова, с 20–22 октября 2010 г., при
    финансовой поддержке Российского гуманитарного
    научного фонда, подготовка доклада по теме “О
    некоторых аспектах совершенствования
    методической подготовки молодого учителя
    математики”, привели к ускорению становления
    профессиональной компетенции.
  • Накопление бесценного опыта дало посещение
    цикла лекций и мастер-классов:
    • Р.К. Гордин “Обзор задач по геометрии”;
    • Р.К. Гордин “Задачи по геометрии в ЕГЭ 2010”;
    • А.Ю. Розанов “Жизнь на ранней земле”;
    • В.И. Рыжик “Школьное математическое
      образование будущих физиков”;
    • И.В. Ященко “ЕГЭ и олимпиады”;
    • С.Э. Шноль “Наука: Россия – СССР — Россия”;
    • А.Д. Блинков “Числовые средние в арифметике и в
      геометрии”;
    • А.Г. Мордкович, доктор педагогических наук,
      профессор (г. Москва) “Построение школьного
      курса алгебры 7 – 11 классов на основе
      приоритетности функционально – графической
      линии”;
    • В.М. Монахов, член-корреспондент РАО, доктор
      педагогических наук, профессор (г. Москва) “Какой
      хотелось бы видеть школьную математику
      сегодня”;
    • Г.И. Саранцев, член-корреспондент РАО, доктор
      педагогических наук, профессор (г.Саранск)
      “Современное методическое мышление: трактовка,
      признаки, средства формирования”;
    • А.Г. Мордкович, доктор педагогических наук,
      профессор (г. Москва) “Что делать со школьной
      тригонометрией чтобы её знали дети”;
    • В.М. Монахов, член-корреспондент РАО, доктор
      педагогических наук, профессор (г. Москва)
      “современное понимание инновационной сущности
      профессиональной деятельности учителя
      математики”;
    • Творческая встреча профессора В.М. Монахова с
      учителями математики г. Ульяновска;
    • Творческая встреча профессора А.Г. Мордкович с
      учителями математики г. Ульяновска;

И теперь могу сказать, не надо ничего бояться,
нужно работать, участвовать, общаться, побеждать!
Помните про ответственность за того кого и чему
обучаете!!! Желаю Вам, всем молодым специалистам,
чтобы ваше творчество не превратилось в
“отбытие трудовой повинности, от звонка до
звонка”!!!



И вместе с новым учителем сама школа,
поднимется на новую ступеньку и явится следующим
поколениям обновлённой, жизнерадостной,
креативной, современной – НОВОЙ ШКОЛОЙ.

Всё начинается с молодых, неопытных, но
активных и целеустремлённых – НОВЫХ УЧИТЕЛЕЙ!
Дерзайте!!! Всё начинается с нас!!!




Следующий: