Номенклатура и классификация оксидов

Цели:

  • изучение классификации оксидов, их физических
    свойств , отличительных признаков от других
    классов неорганических соединений и реакций
    взаимодействия с водой различных групп оксидов;
  • актуализация знаний о валентности , составлении
    формул по валентности, типах химических реакций,
    алгоритме составления уравнения и форму веществ.
  • Оборудование:

    образцы оксидов: вода,
    углекислый газ, оксид меди (II), оксид кальция, оксид кремния (IV) , оксид фосфора (V),
    оксид железа (III), универсальный индикатор ,
    пробирки.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент.

    2. Начать урок я хочу с загадки :

    Хоть составчик мой и сложный,
    Без меня жить не возможно,
    Я — отличный растворитель,
    Жажды лучший утолитель.
    А разрушите, так сразу
    Два получите вы газа.

    Ученики : Это вода.

    Учитель : Как еще можно назвать это
    вещество?

    Ученики: Оксид водорода .

    Учитель : Итак, тема урока
    «Номенклатура и классификация оксидов». (в ходе
    беседы по предложенным ниже вопросам
    актуализируются ранее полученные знания.)

    1. Какие вещества называют оксидами?
    2. Каков порядок составления формул оксидов ?
    3. Каков порядок составления названия оксидов ?
    4. По каким признакам можно распознать оксиды
      среди других веществ?

    Задание . Среди перечисленных веществ
    выбрать оксиды: NН3 , СН4 , NO , Р2О5
    , Mg3N2 , КН, НСl ,СаО, CrO3. Назовите
    выбранные вещества.

    А теперь выполним лабораторный опыт №
    1 (стр. 114 учебника Кузнецова Н.Е. , Титова И.М. Гара
    Н.Н., Жегин А.Ю. «Химия 8″). По результатам
    наблюдения и используя справочную литературу
    заполните таблицу:


    Название оксида

    Формула

    Агрегатное состояние (н.у.)

    Цвет

    Температура плавления

    Температура

    кипения

    Растворимость в воде

    Уравнение

    получения этого оксида

    Вода

    Углекис-лый газ

    Оксид меди (II)

    Оксид кальция

    Оксид кремния (IV)

    -Итак, по каким физическим признакам
    отличаются оксиды друг от друга?(Агрегатное
    состояние, цвет, температура плавления и кипения)

    Выполним лабораторный опыт № 2 (стр. 114
    учебника Кузнецова Н.Е., Титова И.М.

    Гара Н.Н., Жегин А.Ю. «Химия 8″). Что
    наблюдаем в каждом случае? Объясните наблюдения.

    Опыт №2 позволяет сделать вывод о том , что
    оксиды отличаются не только по физическим, но и
    по химическим свойствам.

    Различают четыре основные группы оксидов :
    основные, кислотные, амфотерные и безразличные.
    Как видно из приведенных в схеме общих формул,
    основные оксиды могут быть образованы металлами
    (Me), проявляющими валентность I и II .К кислотным
    относятся почти все оксиды, в состав которых
    входят помимо кислорода атомы неметаллов (Нм), а
    также оксиды металлов, проявляющих валентность
    более четырех: (V205, Cr03, Мп207
    и др.).



    Некоторые металлы с валентностью II и III
    образуют с кислородом особую группу соединений,
    отличающихся от прочих особенностями химических
    свойств и называющихся амфотерными оксидами.
    (BeO, Z nO , А1203, Сг2Оэ)
    К безразличным оксидам относят воду Н2О
    и угарный газ СО. Обратим свое внимание на
    кислотные и основные оксиды.

    Многие кислоты и основания можно получить
    путем растворения соответствующих оксидов в
    воде.

    Растворение оксидов в воде — химический
    процесс, сопровождающийся образованием новых

    Химических соединений :

    а) С02 + Н20 = Н2СО3
    a) Na20 + Н20 =2NaOH

    б) Р205 + 3 Н2О = Н3РО4
    б)ВаО +Н20 = Ва(ОН)2

    Большей части кислотных оксидов соответствуют
    кислоты, а практически всем основным оксидам -
    основания. Но большинство основных оксидов
    нерастворимы , исключением являются лишь оксиды,
    соответствующие элементам первой и второй групп
    периодической системы (кроме ВеО и МgО): Li2 О
    , Na2 О , K2 О, Ca О , Ba О.

    Большинство же кислотных оксидов растворимы в
    воде (исключение — SiО2 ).

    Кислоты и основания называют гидроксидами (это
    слово состоит из двух корней гидро -»вода» +
    оксид).

    Учитель , с целью закрепления нового материала
    предлагает учащимся выполнить следующие задания

    1. Найдите в каждом ряду один оксид, не
    соответствующий следуюим признакам:


    1) Кислотный оксид среди основных а) Na20, S02 BaO, К20
    2) Основной оксид среди кислотных б)N02, CuO, FeO.CaO
    3) Основной оксид среди В) S02, C02, CaO, Cr03
    Г) A1203, Na20, ZnO, Cr203

    2. Игра в «Крестики и нолики». Выигрышный путь
    составляют: а) оксиды, взаимодействующие с водой;
    б) окрашенные оксиды.

    А)


    MnO ZnO CaO Fe2O3 CaO Al2O3
    SO3 SO2 Al2O3 ZnO Ag2O CO2
    Na2O Ag2O CuO SO3 BaO K2O

    Б)


    CuO SO3 CO SO3 Al2O3 CO
    SO2 NO2 CO2 Сr2O3 FeO NO2
    Сr2O3 NO Fe2O3 NO CO2 CuO

    3. Составьте формулы всех возможных
    оксидов, комбинируя нижеприведенные составные
    части по горизонтали (слева направо) и вертикали
    (сверху вниз) при условии, что оксидообразующие
    составные части должны стоять рядом. Сумма всех
    оксидов равняется относительной атомной массе
    углерода.

    4. Впишите отсутствующую формулу вещества
    (с необходимыми индексами и коэффициентами)

    Учитель анализирует и оценивает работу ребят,
    подводит итог урока.

    Домашнее задание параграф 35 , составить презентацию по
    теме » Применение оксидов».




    Следующий: