Номенклатура и изомерия предельных одноатомных спиртов

Единица содержания: алгоритмы номенклатуры
и определения изомеров на примере предельных
одноатомных спиртов.

Цель урока:

обучающий аспект:

  • освоить способ записи структурных формул
    спиртов по названию на конкретных примерах;
  • освоить способ названия спиртов по их
    структурным формулам на конкретных примерах;
  • продолжить формирование умения определять
    изомеры среди веществ на примере спиртов;
  • продолжить осваивать приемы классификации
    изомеров по их структурной формуле на примере
    спиртов;
  • освоить определение нового вида изомерии –
    изомерии функциональной группы;
  • продолжить формирование умений знакового
    отображения состава и структуры веществ при
    помощи молекулярных и структурных формул;
  • развивающий аспект:

    развитие общеинтеллектуальной сферы учащихся:

    • постановка цели урока, составление плана урока,
      своих действий, подведение итогов урока, анализ
      собственной деятельности;
    • умение анализировать (использование известных
      алгоритмов для номенклатуры УВ, видов изомерии
      на примере УВ в новой ситуации на примере класса
      предельных одноатомных спиртов – достраивание и
      изменение алгоритмов);
    • умение сравнивать, систематизировать, обобщать
      (сравнение состава веществ и вида изомерии,
      химического строения и номенклатуры);
    • умение прогнозировать (прогноз возможных видов
      изомерии, прогноз номенклатуры и изомерии для
      спиртов других классов);

    воспитывающий аспект:

  • воспитание культуры ведения записей на доске и
    в тетрадях;
  • формирование мотивации изучения предмета как
    необходимого условия успешности в
    самоопределении и выборе профессии;
  • работа с мотивацией через организацию
    самостоятельной индивидуальной работы и ее
    анализа с помощью компьютерных технологий и
    использования рейтинговой системы оценивания.
  • Формирование компетенций:

  • формирование информационной компетенции –
    поиск и отбор необходимой информации, ее
    сохранение и передача (работа с текстом заданий,
    с таблицами, устной информацией, сохранение
    информации в виде записей в тетрадях,
    использование информационных технологий);
  • формирование ценностно-смысловой компетенции
    – мотивация;
  • формирование учебно-познавательной
    компетенции;
  • развитие компетентности в общении -
    опыта и готовности взаимодействия с другими
    людьми.
  • Тип урока:

    урок комплексного использования
    знаний.

    Этапы урока

  • Подготовка к активной учебно-познавательной
    деятельности; подготовительный этап;
  • Применение знаний и способов действий;
  • Контроль и самоконтроль степени усвоения;
  • Инструктаж по выполнению домашнего задания;
  • Подведение итогов урока.
  • Граница знания – незнания


    Учащиеся знают и умеют применять Не знают и не умеют применять
    алгоритм названия веществ по
    структурной формуле на примере УВ;

    алгоритм
    записи структурной формулы по названию веществ
    на примере УВ;

    определение изомеров;

    виды изомерии;

    состав и особенности химического строения
    спиртов;

    определение функциональной группы.

    алгоритм названия веществ по
    структурной формуле на примере спиртов;

    алгоритм
    записи структурной формулы по названию веществ
    на примере спиртов;

    определение изомерии функциональной группы;

    виды изомерии спиртов.

    Ход урока


    Деятельность учителя Деятельность учащихся
    1. Подготовительный этап

    Задачи.

    1. Обеспечение мотивации учения школьников,
    принятие ими целей урока.

    2. Осуществление диагностики знаний учащихся

    а) понимания алгоритма номенклатуры веществ;

    б) определения изомеров;

    в) о круге и логике изучения материала.

    3. Формирование информационной и
    коммуникативной компетенции.



    Формы:

    фронтальная, индивидуальная.

    Методы

    : репродуктивные, частично-поисковые.

    Предлагается работа по проверке
    и анализу домашней работы. Работа сделана и
    заранее прислана учителю для проверки (Приложение 1).

    Отмечаются 2 лучшие
    работы.

    Говорится о необходимости определить задачи на
    урок.

    Говорится об этапах работы на уроке, оценивании
    их.

    Сравнивают свою работу с
    работой одного из учащихся, анализируют свой
    результат. Определяют 2 круга вопросов на урок:

    1.
    Работа с алгоритмами номенклатуры для
    предельных спиртов.

    2. Алгоритм определения изомеров.

    2. Применение знаний и
    способов действий

    Задачи:

    обеспечение
    усвоения новых способов действий на уровне
    применения в изменённой ситуации.

    1. Освоить способ номенклатуры предельных
    одноатомных спиртов.

    2. Освоить способ нахождения изомеров и
    определения.

    3. Продолжить формирование умений знакового
    отображения химического строения при помощи
    структурных формул.

    4. Формирование коммуникативной компетенции –
    использование способов взаимодействия с
    окружающими.

    Формы:

    фронтальная, индивидуальная.

    Методы:

    репродуктивные, частично-поисковые.

    Работа с усвоением понятий,
    алгоритмов.

    Работа выполняется в форме
    заполнения пропусков (Приложение 2).

    Учащиеся дают определение
    понятий.

    Составляют и обсуждают таблицу

    (таблица дублируется на доске в бумажном
    варианте).

    Работа оформляется в тетради, а затем
    обсуждается на доске.

    Ребята по очереди классифицируют реакции,
    объясняя результаты.

    3. Контроль и
    самоконтроль степени усвоения

    Задачи:
    выявление качества и уровня овладения знаниями и
    способами действий, обеспечение их коррекции –
    анализ и самоанализ, получение оценки результата
    работы.

    Инструктаж по выполнению
    индивидуальной тестовой работы (компьютерный
    вариант), критерии оценивания (Приложение
    3).

    Для справившихся с тестированием раньше
    срока предлагаются на выбор: работа в
    электронном виде (Приложение 5) или
    творческая работа в бумажном варианте (Приложение 6).

    Приступают к выполнению
    тестовой работы. Завершают работу. По окончании
    индивидуально анализируют результаты своей
    работы (Приложение 4).
    4. Инструктаж по
    выполнению домашнего задания

    Задачи:


    обеспечение понимания цели, содержания и
    способов выполнения домашнего задания.

    Формы:

    индивидуальная (по выбору –
    индивидуализированная) – корректировка и
    повышение качества знаний учащихся.

    Методы:

    репродуктивные.

    Для недовольных своей
    оценкой предлагается еще раз пройти
    тестирование, остальным на выбор – задание в
    электронном или бумажном виде (Приложения 5, 6).
    Слушают и следят в электронном
    журнале за заданием.
    5. Итог на рефлексивной
    основе

    Задачи:

    дать анализ и оценку
    успешности достижения цели и наметить
    перспективу последующей работы.

    1. Дать качественную оценку работы класса.

    2. Установить правильность и осознанность
    изученного материала.

    3. Обсудить работу каждого в классе, умение
    взаимодействовать друг с другом, с окружающими.

    4. Отметить личную ответственность за процесс
    усвоения знаний.

    Формы:

    фронтальная.

    Методы:

    репродуктивные, частично-поисковые

    Чему мы научились на
    уроке, что было особенно тяжело, что понравилось?

    Учитель
    возвращает класс к схеме на доске – круг
    изучаемых вопросов. (Подведение к пониманию
    реального результата урока.)

    Учащиеся анализируют схему
    изучения, определяют результаты своей работы.
    Отмечают наиболее трудные этапы работы, наиболее
    интересные.




    Следующий: