Номенклатура алканов разветвленного строения с использованием компьютерной презентации

Цель урока: Сформировать умения и
навыки в составлении названий алканов
разветвлённого строения.

Тип урока: урок изучения новых знаний

Метод:

  • словесно-наглядно-практический,
  • использование ИКТ

Опорные знания: номенклатура алканов
нормального строения; радикал; название
радикалов.

Требования к уровню подготовки учащихся

  • Знать правила составления названий
    алканов в соответствии с международной
    номенклатурой
  • Уметь называть алканы разветвлённого
    строения по международной номенклатуре.

Оборудование:

  • ПК,
  • проектор,
  • экран или интерактивная доска,
  • карточки с заданиями (приложение 2);
  • презентация (приложение 1).

Ход урока

Курсивом обозначены предполагаемые правильные
ответы учащихся

(*) — щелчок мыши для воспроизведения анимации
или перехода на другой слайд


Этапы урока Деятельность учителя и
обучаемых
Примечание
Организационный момент (0,5 мин) Приветствие
Подготовительный этап
(5 мин)
Сообщение темы и цели урока.

Актуализация
опорных знаний.

Презентация (Приложение
1. слайд 1)
Изучение нового материала (23 мин) Задание: составить название
предложенного алкана.

(*)Чтобы дать название
веществу сначала необходимо выделить самую
длинную цепь из атомов углерода. Появившийся на
слайде текст учащиеся записывают в тетрадь.

Каждая цепь имеет начало и конец, поэтому нам
необходимо определить концевые атомы, пометим их
точками (*). Назовите пожалуйста точки, соединение
с которыми приведёт нас к выделению одинаковых
цепочек.

- Серая и голубая, синяя и жёлтая (поэтому
голубую и жёлтую можно убрать)(*)

слайд 2
Определим цепи и их длины (*)

Сколько
атомов содержит самая длинная цепь?

- 7

Сколько таких цепочек?

- 2

Уберём короткие цепи и две самые длинные
оставим (*)

слайд 3
Вторым шагом в составлении названия
является определение ответвлений от главной
цепи. (*) Появившийся на слайде текст учащиеся
записывают в тетрадь.

Определим ответвления от
каждой из цепочек

(*) — от розовой

(*) — от синей

Сравните число ответвлений и строение
ответвлений.

Как вы думаете, какой из цепочек мы отдадим
предпочтение и почему?

А что об этом нам говорят международные
правила? (*)Появившийся на слайде текст учащиеся
записывают в тетрадь.

Какую цепь оставляем?

- синюю

(*)

слайд 4
Третий шаг (*): Пронумеровать атомы
углерода в цепи с того конца, к которому ближе
ответвление. Появившийся на слайде текст
учащиеся записывают в тетрадь.

С какой стороны в
данном случае будем нумеровать атомы углерода в
цепи и почему?

- всё равно: слева направо или справа налево,
т.к. в обоих случаях первое ответвление
встречается у второго атома углерода.

Пронумеруем атомы углерода для каждого
варианта (*)

Какую же нумерацию следует выбрать и почему?
Для данного случая тоже существует примечание к
правилу. (*) — появившийся на слайде текст
учащиеся записывают в тетрадь.

Применим это правило для выбора верного
варианта. Назовите номера атомов углерода,
имеющих ответвления для красной нумерации :, для
зелёной :. (*)

Какую нумерацию выбираем?

- Красную

(*)

(*) — переход на следующий слайд

слайд 5
Сравните ответвления. Что вы можете о
них сказать?

- Ответвления разные: три -СН3
и одно -С2Н5.

Выделим их разными цветами (*)

слайд 6
Соотнесите номера атомов углерода и
соответствующие им ответвления

- У 2-го, 3-го и
6-го атомов углерода — ответвления -СН3, у
3-го — ответвление -С2Н5
(*)

слайд 7
Мы будем работать с двумя видами
ответвлений, поэтому и номера атомов углерода,
имеющие ответвления разделим на две группы (*)
слайд 8
Итак, перейдём к завершающему этапу -
составлению названия алкана (*). Появившийся на
слайде текст учащиеся записывают в тетрадь.

Ответвления
будем рассматривать как радикалы, т.к. они имеют
такой же состав: СnH2n+1.

Дайте название радикала -СН3?

- Метил (*)

Дайте название радикала -СН2-СН3?

- Этил

(*)

Но мы с Вами видим, что у нас три одинаковых
ответвления. Такой случай тоже предусмотрен
правилами. (*) Появившийся на слайде текст
учащиеся записывают в тетрадь.

Какую приставку надо поставить перед названием
радикала «метил»?

- три (*)

Какую приставку надо поставить перед названием
радикала «этил»?

- никакой

Обратите внимание, что для каждого ответвления
указывается номер атома углерода.

Как Вы думаете, что ещё мы пропустили? Уверены
ли Вы, что при самостоятельной работе на данном
этапе у всех было бы написано именно так?

- Нет. Возможен вариант: 3-этил-2, 3, 6-триметил

Из множества возможных вариантов выбор
верного предусмотрен правилом (*)

слайд 9
Появившийся на слайде текст учащиеся
записывают в тетрадь. (*)
слайд 10
И последнее, что мы должны указать (*) -
название пронумерованной цепочки атомов
углерода. Появившийся на слайде текст учащиеся
записывают в тетрадь.

Сколько атомов углерода в
пронумерованной цепи?

- 7

Как называется такой алкан нормального
строения?

- Гептан (*)

Название составлено, но требует
орфографического уточнения: между словами и
цифрами в названии ставят дефис (*)

слайд 11
Все слова пишутся слитно (*) слайд 12
Мы с Вами рассмотрели правила
построения названий алканов разветвлённого
строения по систематической международной
номенклатуре ИЮПАК.

Запишите в тетради
полученный результат.

Учащиеся записывают в тетрадь формулу и
название вещества. Работа сопровождается
краткими комментариями, позволяющими повторить
рассмотренные на уроке правила.

слайд 13
Закрепление (10 мин) Самостоятельная работа по карточкам.

(*)Задание:
Дайте названия следующим углеводородам по
систематической номенклатуре.

слайд 14

карточки
(приложение 2)

Рефлексия (6 мин) Проверка выполнения самостоятельной
работы

Самооценка выполненной работы

слайды 15 — 23
Домашнее задание (1 мин) Л. А. Цветков Органическая химия 10 — 11

6
стр.30; презентация; упр. 14, 15

слайд 24

Следующий: