Нитраты… Что мы о них знаем?, 9-й класс

Урок проводится в 9-м классе при изучении темы:
“Подгруппа азота” и имеет ярко выраженную
практическую направленность. Учебный материал
содержит сведения из разных областей науки
(истории, медицины, биологии), что делает урок
интегрированным и расширяет кругозор учащихся,
дает им возможность использовать полученные
знания в повседневной жизни, формирует химически
грамотное отношение к своему здоровью.

Цели урока

:

Образовательные:

  • сформировать понятие о нитратах, как
    необходимого источника азота, их положительном
    влиянии на растительные объекты, негативное
    действие избытка нитратов на окружающую среду и
    здоровье человека;
  • изучить физические свойства солей азотной
    кислоты; закрепить умения их качественного
    определения, в том числе с помощью подручных
    средств;
  • ознакомить с методикой и привести анализ овощей
    и фруктов, воды на содержание нитратов;
  • закрепить навыки решения расчетных задач;
  • формировать умения использовать полученные
    знания на практике, в повседневной жизни.

Развивающие:

  • расширять кругозор учащихся;
  • развивать общеучебные умения и навыки
    (логически рассуждать, наблюдать, сравнивать,
    обобщать, планировать ответ)
  • развивать творческую самостоятельность.
  • развивать познавательный интерес,
    коммуникативные навыки.

Воспитывающие:

  • воспитывать коллективизм, умение работать в
    группе, аккуратность при ведении эксперимента,
  • формировать потребность бережного отношения к
    своему здоровью.

Оборудование:

  • бланки с вопросами (приложение
    1
    )
  • карты заданий с вопросами для обсуждения и
    инструкциями к практической части (приложение 2)
  • информационные листы по одному на каждую из 4
    групп (приложение 3)
  • рабочий листок для каждого учащегося
    (приложение 4)
  • коллекция минеральных удобрений
  • штатив с пробирками, спиртовка, спички,
    держатель для пробирок, пипетки
  • презентация к уроку (приложение
    5
    )

Реактивы:

  • образцы кристаллических солей NaNO3, KNO3,
    Ca(NO3)2, NH4NO3, медь, H2SO4
    (к), вода, раствор NaOH, лучинка или уголек.
  • пробы воды из разных источников;
  • овощные (картофельный, капустный, огуречный) и
    фруктовый (яблочный) соки, сок укропа или
    петрушки;
  • аптечные препараты — раствор риванола
    (этакридина лактат), физиологический раствор(0,9%
    раствор NaCl в воде);
  • полоски йодкрахмальной бумаги, сульфаниловая
    кислота, а-нафтиламин.

Метод:

самостоятельная работа учащихся на
разных уровнях учебно-познавательной
деятельности (репродуктивный,
частично-поисковый, творческий)

Форма организации познавательной
деятельности:

Групповая работа, в результате которой каждая
группа вырабатывает общее мнение по заданному
вопросу и делает сообщение об итогах своей
работы для всего класса, реализуя тем самым идею
взаимообучения.

Этапы урока:

I. Стадия вызова

  1. Вводное слово учителя.
  2. Экспресс-опрос
  3. Постановка целей

II. Cтадия осмысления и рассуждения:

  • теоретическая часть (изучение нового материала,
    работа с текстом);
  • практическая часть (расчетные задачи,
    лабораторные опыты);
  • рассказ учителя или (и) сообщения учащихся
  • творческая работа

III. Заключительная стадия (закрепление знаний,
подведение итогов урока)

IV. Рефлексия

Ход урока

I. Стадия вызова

Проблема нитратов время от времени активно
обсуждается общественностью нашей страны. Слово
“нитраты” не сходит со страниц печатных
изданий. Попробуем разобраться в этом вопросе и
мы.

“В повседневном обиходе
Много разных слов находим.
Какое слово тут и там мелькает,
Всеобщее вниманье привлекает?
“Нитраты” – это слово часто мы встречаем
И на него вниманье обращаем”.

В начале урока учащимся предлагается ответить
как можно полнее на предложенные вопросы. Это
мотивирует их на получение недостающих знаний.

1. Как называются соли азотной кислоты?

2. Где применяются эти соли?

4. Как можно распознать нитраты среди других
солей:

а) с помощью химических реактивов?

б) с помощью подручных средств?

4. Почему возникает необходимость
использования минеральных удобрений? Разве
растения не могут усваивать его из воздуха?

5. Каково влияние нитратов на растения?

6. Существует ли реальная опасность для
здоровья человека при попадании нитратов в
организм? Какова ПДК нитрат- ионов для взрослого
и ребенка?

7. Каковы же основные источники пищевых
нитратов?

8. Как уберечь себя от нитратов?

На доске записана тема урока и начало фразы: “
Нитраты – это…”. Каждый ученик заканчивают ее и
делает записи в рабочий листок, ответы сообщаем
классу, они принимаются без исправлений. Далее
учитель осуществляет постановку целей урока.

На демонстрационном столе: коллекция
минеральных удобрений, пищевые продукты: фрукты
и овощи, образцы колбасных изделий, копченой
рыбы, молочные продукты, лекарства, вода.



II. Стадия осмысления и рассуждения

1. Теоретическая часть (

изучение нового
материала)

Учащиеся работают в группах по 4-5 человек, всего
4 группы.

Каждая группа получает карту заданий для
работы на уроке (приложение 2) и
информационный лист (приложение 3).
Необходимо проанализировать, осмыслить и
обсудить предложенный материал, попытаться
продолжить фразу, записанную на доске, например,
могут получиться такие записи:

Нитраты – это составная часть круговорота
азота, неотъемлемая часть любого организма.

Нитраты — это прекрасные азотные удобрения,
необходимый компонент питания для растений.

Нитраты – это источники загрязнений
окружающей среды, источники токсикантов для
человека, угроза его здоровью.

и т. д.

После обсуждения материала ребята готовят
сообщение от группы по итогам своей работы с
использованием презентации (приложение
5) После выступления представителей групп
учащиеся обдумывают и предлагают свое
определение понятия “нитраты – это …”,
записывают его в рабочий листок.

2. Практическая часть (проведение
расчетов, выполнение лабораторных опытов)

Каждая группа учащихся работает по своей карте
заданий (приложение 2). Внутри группы
задания выполняются индивидуально или парами.
Учитель обращает внимание на правила техники
безопасности при работе с химическими
реактивами и малознакомыми веществами.

Одни ребята исследуют физические свойства
селитр, рассчитывают

растворимость удобрений, знакомятся со
способами определения их с помощью подручных
средств. По окончании работы делают вывод о
способах распознавания и условиях хранения этих
веществ. Другие — рассчитывают питательную
ценность азотных удобрений, выявляют наиболее
богатый азотом элемент исследования и
определяют его состав с помощью качественных
реакций. Третья и четвертая группы знакомятся с
разными методиками определения нитратов, в том
числе с помощью аптечных препаратов. Проводят
анализ овощей и фруктов, проб воды на содержание
нитратов, сравнивают с предельно допустимыми
концентрациями, выявляют растения –
нитратонакопители, обсуждают полученные
результаты, и делают выводы.

В процессе выступления представителей групп,
остальные учащиеся заполняют рабочие листы,
делают выводы.

3. Творческая работа

Далее учитель рассказывает о том, от чего
зависит накопление нитратов, а также сообщения
учащихся о способах снижения вредного
воздействия нитратов на организм человека (приложение 6).

Учащимся предлагается, используя полученные
знания и личный опыт, творческое задание:
разработать рекомендации о том, что делать, если
в продукции действительно присутствует избыток
нитратов и работу оформить в виде практических
советов

“Как уберечь себя от нитратов”.

III. Заключительная стадия.

В заключении учитель еще раз обращает внимание
учащихся на вопросы, предложенные в начале урока,
предлагает определить, насколько полно они
смогут ответить на них теперь.

Подводятся итоги урока, оцениваются работы
учащихся, отмечаются наиболее содержательные
выступления. В качестве домашнего задания
учитель предлагает выполнение заданий:

Нитрат меди(II) Сu (NO3)2
используется для повышения плодородия почвы:
катионы меди губительно действуют на вредителей
с/х растений, нитрат — ионы усваиваются
растениями, обогащая растительный организм
азотом. Напишите несколько уравнений реакций
получения данной соли. Укажите, в каких дозах
можно вносить Cu(NO3)2 в почву – больших,
средних или небольших. Почему?

В столовой свекле содержится в среднем 1200 мг
нитрат — ионов на 1 кг. При очистке свеклы теряется
10% нитратов, а при варке – еще 40%. Будет ли
превышена суточная норма потребления нитратов
(350 мг), если ежедневно съедать по 200г вареной
свеклы?

IV. Рефлексия.

Ученики выполняют тест, ставя рядом с
утверждением знак “+” в случае своего согласия.

  1. На уроке я узнал (а) много нового.
  2. Мне это пригодится в жизни.
  3. На уроке было над чем подумать.
  4. На все вопросы, возникшие в процессе урока, я
    получил (а) ответы.
  5. Я доволен своей работой на уроке.

Литература

  1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М.:
    АСТ-ПРЕСС, 2002. – 559 с;
  2. Алтунин В.С., Белавцева Т.М. Контроль качества
    воды: Справочник. М., 1994. С. 7, 64.
  3. Дорофеева Т.И. Эти двуликие нитраты. Химия в
    школе, 2002, № 5, с. 45;
  4. Методы определения нитратов и нитритов.// Химия
    – приложение к газете “Первое сентября”.- №35. –
    2001.
  5. Нитраты, нитриты.// Химия – приложение к газете
    “Первое сентября”. — №31.- 2001.
  6. Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки
    зрения химика. М.: Высшая школа, 1991, 288 с.;
  7. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь
    человека. – М.: Дрофа, 2004. – 253 с.
  8. Покровская С.Ф. Пути снижения нитратов в овощах.
    М.: Урожай, 1988.



Следующий: