Нетрадиционные методы и приемы в работе с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении

Одной из наиболее острых проблем современной педагогики остается проблема
неуспеваемости. Количество детей, которое по различным причинам оказываются не в
состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу,
колеблется по данным различных авторов, от 20 до 30%.

В исследованиях ученых по специальной педагогике дается психолог –
педагогическая характеристика детей, испытывающих трудности в обучении,
указываются особенности их внимания, памяти, мышления, раскрывается специфика их
учебной деятельности, дается обоснование дифференцированного обучения на основе
личностного подхода.

Не вызывает сомнений тот факт, что для детей данной категории необходим
учитель способный помочь ребенку в преодолении возникающих трудностей. То есть
учителю необходимо знать не только свой учебный предмет, но и хорошо владеть
методами и приемами обучения, эффективно использовать имеющиеся средства.

Однако традиционной общепедагогической подготовки для успешной работы с
детьми указанной категории недостаточно, нужны специально подготовленные
учителя, владеющие нетрадиционными методами и приемами работы. В результате
подготовки учитель должен знать особенности работы с детьми, испытывающими
трудности в обучении. И прежде всего это касается нас, учителей начальной школы,
т.к. в этот период у ребенка закладывается фундамент всей системы его
познавательной деятельности. Значит, необходимо научить педагога использовать
разные методические приемы не только известные в массовой школе, но и
применяемые в специальной педагогике, ориентированной на
коррекционно-развивающее обучение детей. Главное, чтобы эти методические приемы
помогли ученику понять и усвоить изучаемый материал.

Методы и приемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями
могут быть успешно применены учителями массовых школ.

Мы хотим описать те методы и приемы, которые применяем в своей работе. Будучи
на курсах усовершенствования учителей начальных классов, мы познакомились с
приемами написания различного рода стихов (из опыта работы немецких коллег). У
нас появилось желание заняться с детьми пробой пера. Мы увидели, что это
расшевелило детей, им интересно заниматься этим делом. Даже на одном
родительском собрании некоторые родители попросили почаще давать детям задание
такого рода. Дети почувствовали радость от собственно сочиненных строчек. Пусть
эти строчки наивны, несовершенны, но они от души, от всего сердца. В них дети
выражают свою любовь к маме, к товарищам, к животным. И это очень приятно. Дети
стали больше читать, лучше говорить, обогатился их словарный запас. Мы
познакомили детей лишь с несколькими видами стихов.

Вот несколько примеров написания детьми стихов.

Юля К. Акро Стих “Щенок”

Щенок, пушистый друг мой.
Его я назову Дружком.
Нет лучше друга милого
Он преданнее всех
Какой красивый пес!

Игорь Б. Стих. “Я”

Я – ветер
Верчу, кручу.
Я – ветер
Лечу, куда хочу.
Я – ветер
Разгоняю стаи туч.
Я – ветер
И очень могуч.
Я – ветер
С дождем дружу.
Я – ветер
Ни с кем не тужу.
Я – ветер
Гоню облака.
Я – ветер
И был им всегда.

Настя Ч. Стих. “Эльфен” (11-словие)

Красивая!
Дорогая мамочка!
Я люблю тебя
За твою доброту, сердечность
Милая!

Олег Л.

Прекрасная
Красная роза!
Так красива она.
Ароматом своим радует нас
Восхитительно!

Кроме стихов дети пишут еще письма героям прочитанных произведений. Так,
прочитав произведение В.Л.Дурова “Наша Жучка”, дети написали такие письма:

Павлик М. “Уважаемый Владимир Леонидович! Я прочитал Ваш рассказ “Наша
Жучка”. Эта история учит нас быть добрыми, ласковыми, любить животных. Ведь
собака – это друг человека. А своих друзей нельзя оставлять в беде, а идти к ним
на выручку. Недаром есть такая пословица “Сам погибай, а товарища выручай”.

Даже было письмо Жучке, написанное ученицей Валей Г. “Здравствуй, милая
Жучка! Меня зовут Валя. Мне понравился твой поступок. Ты была очень ласковой,
миролюбивой, не была злопамятной. Ты была примером для меня. Я поняла, что
нельзя быть злопамятной и просто злой. Я хочу, чтобы ты оставалась такой же
умной, ласковой и доброй”.

После прочтения сказки Шарля Перро “Принц Лягушонок или Генрих Железное
сердце” дети написали такие письма:

Юля К. “Здравствуйте, уважаемый король! Я очень рада, что на свете были такие
справедливые короли, как Вы, которые поступали честно и по совести. Мне очень
понравилось то, что на капризы своей дочери Вы ответили такими словами “Не давши
слова – крепись, а давши его – держись” и “Кто помог тебе в беде – того не
презирай!” Мне хотелось бы, чтобы и в жизни таких людей было больше, и чтобы они
были примером для всех остальных”.

Кирилл М. “Здравствуй, Генрих! Прочитав историю о том, как злая ведьма
превратила твоего хозяина в лягушонка, я был восхищен твоей преданностью и
любовью к своему хозяину. Я очень рад, что у этой истории счастливый конец”.

Марина Ч. “Здравствуй, дорогая принцесса! Я прочитала сказку про тебя. Мне
очень не понравилось то, что ты обманула лягушонка. Но только благодаря
настойчивости лягушонка и добрым советам отца ты помогла ему снова стать
принцем. Я очень рада за вас и желаю вам счастья и добра”.

Иногда мы с детьми, если позволяет изучаемый на уроке материал, отправляемся
в удивительные заочные путешествия. Произведение Б.С. Житкова “Про обезьянку”
как раз тому подтверждение. Здесь мы видим шкодливую обезьянку. А как она попала
в нашу страну? Где ее родина? И тут мы “отправляемся” во влажные экваториальные
леса, в этот экзотический мир поистине сказочных растений, где отдельные виды
цветов достигают 1-го м в диаметре. И в этом удивительном месте живут обезьяны.
А о том, как обезьяна попала в нашу страну, дети начинают фантазировать,
размышлять, рассуждать, докапываться до истины.

Очень хорош прием для развития памяти, внимания, который заключается в
следующем. После словарной работы перед чтением произведения на доске влажной
тряпкой записываются слова в порядке увеличения количества букв. Вначале это
было 3-4 слова, а затем количество слов постепенно увеличивается.

После изучения темы по окружающему миру “Охрана растений” детям было дано
задание оформить книжку-малышку для своих младших товарищей. Были “изготовлены”
книжки: “Берегите растения!”, “Берегите животных!”, “Мы – живые” и др.. В них
дети поместили стихи, маленькие рассказики, кроссворды, которые придумали сами,
и, конечно, красочно их иллюстрировали. Помимо этого ребята обратились в этих
книжках с просьбой соблюдать правила поведения в природе.

Нетрадиционный прием обучения – это пение песен на любом уроке, если
содержание песен соответствует изучаемому на уроке материалу. Очень благодатная
почва для песен при прохождении темы “Русские народные песни”.

Во втором классе на уроке русского языка мы составляем рассказ по серии
картинок, где были изображены на замерзающем водоеме два лебедя. Всем известно,
что эти птицы улетают из наших мест на юг. А вот почему эти птицы не улетели? И
тут дети высказывают различные мнения по этому поводу. Но вывод был таков, что у
одной из этих птиц было перебито крыло, и она не могла лететь. А почему же
другая птица не улетела? И опять масса высказываний. Была затронута тема
верности. Значит, другая птица не улетела из-за того, что была верна первой. Это
была лебединая пара. И тут уместна песня Е.Мартынова “Лебединая верность”. Дети,
затаив дыхание, слушают и радуются за птиц, изображенных на картине. Птицы
остались вдвоем. Одна из девочек высказала такую мысль: “Хорошо бы среди людей
было так сильно развито чувство верности друг другу”.

На уроке математики, изучая таблицу умножения, дети с удовольствием исполняют
песню “Дважды два четыре”. Привить любовь к настоящей песне – вот цель такого
вида работы.

На уроках русского языка изучается состав слова, где дети знакомятся с частью
слова – суффикс, но не изучаем еще их правописания. А слова – то с суффиксом
встречаются при письме. Уместно ознакомить детей с суффиксом с помощью таких
таблиц:

1 таблица. Суффикс – еньк.

Мал
Хорош
Мил
Слад
Молод
Стар
Добр

Я

Получается такой ребус, где дети отгадывают слова и запоминают, какой суффикс
в них пишется. 2 таблица.

Учит
Писат
Картоф

3 таблица и 4 таблица. Суффиксы – чик, -чек.

Маль
Паль
Зай
Клю
Мя
Забор
Колоколь

Плато
Комо
Кусо
Брусо
Замо
Пене

При изучении темы “Безударная гласная в корне слова” можно провести такую
ассоциацию: когда у человека заболевает корень зуба, человеку очень плохо, он
чувствует невыносимую боль. И если вы неправильно напишите безударную гласную в
корне, то заболевает все слово.

Существующая методическая литература по преподаванию математики в начальной
школе направлена на среднестатистического ученика. В ней не изложены методы и
приемы, позволяющие преодолеть затруднения ребенка в освоении им математических
знаний.

Одним из самых сложных вопросов обучения математике является переход от
решения простой задачи к решению составной.

Как подвести учащихся к решению составной задачи? Какой путь рассуждения
избрать на первичном этапе?

Традиционная методика предлагает два варианта ознакомления с составной
задачей:

  1. решение двух простых задач, из которых вторая является продолжением
    первой;
  2. решение одной за другой простых задач, составленных так, что искомое
    первой задачи входит в качестве данного во вторую.

Такой подход решения задачи позволяет учащимся облегчить соединение простых
задач в составную. Однако, как показывает опыт, синтез двух простых задач в одну
происходит с большим трудом даже у хорошо успевающих детей. Работу с составными
задачами можно провести следующим образом. Обучение решению задач в два действия
проводится в несколько этапов:

  • а) подготовительные упражнения в постановке вопроса;
  • б) драматизация условия задачи;
  • в) решение задач-инструкций;
  • г) составление задач учащимися по инструкции;
  • д) решение задач по тексту;
  • е) самостоятельное составление задач.

На первом этапе упражнения могут быть двух видов:

  • учащиеся ставят вопрос по демонстрируемому учителем действию. Учитель
    демонстрирует наглядную задачу (в одно действие), например, кладет в коробку
    3 синих карандаша и 5 красных. Учащиеся должны сформулировать вопрос;
  • учащиеся ставят вопрос к данному условию. Например, “У Маши было 6
    машинок, а у Коли 5. Что можно узнать?” и т.д.

Второй этап – решение наглядных задач. Вначале задача демонстрируется
учителем, а позднее и учениками. Драматизация задачи должна сопровождаться
словесным описанием и предметной иллюстрацией условия. Демонстрация проводится
таким образом, что учащиеся должны найти не только конечный, но и промежуточный
результат. Так, например, на стол ставятся две корзинки. В одну из них учитель
кладет 10 грибов, а в другую -7. После этого учитель берет 3 гриба и спрашивает
“Сколько грибов осталось в корзинках?”. Учащиеся решают задачу устно, говорят
ответ (14 грибов). Затем решение проверяется пересчитыванием оставшихся в
корзинках грибов. Эти задачи дети, как правило, решают быстро и с большим
интересом.

В решении задач – драматизаций, в свою очередь, также выделяют нсколько
этапов:

а) решение без записи: учащиеся говорят только ответ, затем решение
проверяется (пересчитываются предметы);

б) решение записывается в одну строчку; так, например, решая наглядную задачу
о грибах, ученик записывает решение:

10 + 7 – 3 = 14 (гр.)

в) решение записывается в два действия; применительно к указанной задаче
запись решения выглядит так:

1) 10 + 7 = 17 (гр.)

2) 17 – 3 = 14 (гр.)

Таким образом, ученик впервые расчленяет операцию на 2 действия. Это очень
важный шаг в освоении наблюдаемого – в сознании школьника выделились два момента
в решении одной задачи.

Третий этап – решение задач – инструкций. Учитель предлагает инструкцию и
вопрос задачи в устном или письменном виде. Например, учитель предлагает ряд
инструкций:

– Валя, возьми 4 тетради. Положи в шкаф.

– Дима, возьми 8 тетрадей. Положи в шкаф.

Дима кладет 8 тетрадей к тем, которые положила Валя.

– Кирилл, возьми 9 тетрадей из шкафа.

Учитель спрашивает: “Сколько тетрадей осталось в шкафу?”

Дети сразу отвечают.

Четвертый этап – составление задач учащимися по инструкции. По данным
учителем инструкциям вызванный ученик выполняет соответствующие действия.
Остальные ученики составляют задачу, а затем ее решают.

Пятый этап – решение задач по заданному тексту. Учитель использует тексты
задач из учебника или дополнительной литературы. Несмотря на то, что учащиеся
приступают к решению задач по тексту, работа с задачами – инструкциями
обязательно должна продолжаться.

Шестой этап – самостоятельное составление задач. Наблюдения показывают, что
составление задач помогает детям, испытывающим трудности в обучении, лучше
ориентироваться в задачах разных видов, усваивать приемы их решения. Из удачно
придуманных учениками задач можно сделать небольшой “задачник” и предлагать их
для решения не только в своем, но и в других классах. А на уроке решается удачно
придуманная задача. Это хороший стимул и мера поощрения для авторов задач. Кроме
того это побуждает интерес к предмету.

Для того, чтобы учащиеся научились решать задачи данного вида и приобрели
навык обобщенного способа их решения требуется многократное прорешивание
достаточного количества задач. Задачи можно включать в устные упражнения, не
забывая о том, что решать подряд задачи одного вида не следует, т.к. это может
привести к “натаскиванию” учащихся в их решении только на короткий срок. Полезно
чередовать решение разных видов задач.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что необходима более глубокая и
дифференцированная подготовка педагогов к работе с учащимися начальных классов,
обеспечение его широким спектром нетрадиционных методических способов и приемов,
позволяющих найти подход к любому ребенку, испытывающему затруднения в освоении
того или иного материала.

Следующий: