Нетрадиционные формы занятий в учреждении дополнительного образования

Содержание и многообразие форм
учебно-воспитательного процесса в их единстве
позволяет заинтересовать и вовлечь обучающихся
в систему дополнительного образования. Большой
диапазон направлений и сфер образовательной и
социальной деятельности, многообразные формы и
методы, применяемые в образовательном процессе,
позволяют удовлетворять разнообразные
потребности обучающихся и дают им возможность
проявить себя в различных видах творческой и
социальной деятельности. Поэтому сфера
дополнительного образования создает
социально-образовательное пространство, в
котором не только формируются духовные и
нравственные качества личности, нормы
социального общения, но и постоянно реализуются
достижения и ценности науки, культуры,
производства.

В учреждениях дополнительного
образования детей возможности и специфика
социально-педагогической деятельности
позволяет объединять в сотворчестве детей и
взрослых все группы обучающихся – одарённых,
имеющих физические недостатки и т.д. Это
обстоятельство уже само по себе предопределяет
новаторский подход и нетрадиционные формы и
методы организации работы, которые складываются
в практической деятельности педагогов
дополнительного образования детей.

Данный вопрос является актуальным еще
и потому, что в наше время необходимо быть
конкурентоспособным. В настоящее время нашим
детям предлагаются широкие возможности для того,
чтобы занять свой досуг. И педагогам
дополнительного образования необходимо сделать
так, чтобы ребята пришли именно к ним (и не просто
пришли), а остались в объединении на весь период
обучения. А это возможно, если у педагога горят
глаза, если он в постоянном поиске чего-то нового
интересного, если он уходит от обыденных
стандартных занятий, и приглашает обучающихся в
мир дополнительного образования.

Рассмотрение целей и задач учебных
занятий, типологии и структуры занятия и
педагогических требований к нему, особенностей
состава обучающихся помогает осознать важность,
необходимость и сложность выбора путей
совершенствования организации
обучения. Уровень общественного развития
обусловливает усвоение больших объемов знаний,
усложнение самостоятельной
учебно-познавательной деятельности обучающихся,
пересмотра содержания, обогащения форм и методов
обучения.

Взаимодействие структурных
компонентов занятия, характер их связей вытекает
из законов, закономерностей и принципов
обучения.

Этим и обеспечивается возникновение
адекватных форм обучения. В последнее
десятилетие начали получать широкое применение
занятия проблемного и развивающего обучения,
различные формы организации групповой,
коллективной и индивидуальной работы. Именно те
формы, которые развивают познавательную
активность, инициативу, творчество. Например,
занятия с использованием элементов деловых игр,
занятия с использованием различных учебных
дисциплин, занятия эвристического и проблемного
обучения и другие. Так, что же такое
нетрадиционное занятие?

В современной литературе существует
много определений данного понятия.
Нетрадиционные формы занятия базируются на
понимании обучающихся как субъекта
образовательного процесса, нацелены на развитие
личности обучающихся, их творческого потенциала
и мотивационно – ценностной сферы. В связи с этим
учебный материал отбирается в соответствии с
критериями проблемности, альтернативности,
критичности, возможности интеграции знаний из
различных научных дисциплин.

Это достигается за счет совместной,
творческой работы педагогов и обучающихся в
области целеполагания, планирования, анализа
(рефлексии) и оценивания результатов учебной
деятельности. Педагог становится координатором
в этой деятельности. Его задача заключается в

стимулировании развития творческого
потенциала обучающихся. Нетрадиционные формы
занятий дают возможность реализовать
качественный подход к оценке результатов.
Принципы, лежащие в основе концепции
нетрадиционных форм занятия, способствуют
развитию самой личности учащихся.

Применение нетрадиционных форм
занятий, в частности занятия-игры,
занятия-дискуссии – это мощный стимул в
обучении, это разнообразная и сильная мотивация.
Посредством таких занятий гораздо активнее и
быстрее происходит возбуждение познавательного
интереса, отчасти потому, что человеку по своей
природе нравится играть, другой причиной
является то, что мотивов в игре гораздо больше,
чем у обычной учебной деятельности. На
нетрадиционных занятиях активизируются
психические процессы обучающихся: внимание,
запоминание, интерес, восприятие, мышление.
Конечно нестандартные занятия необычные по
замыслу, организации, методике проведения,
больше нравятся обучающимся, чем будничные
учебные занятия со строгим и установленным
режимом работы. Поэтому практиковать такие
занятия следует всем педагогам. Чаще всего такие
занятия проводятся в системе дополнительного
образования, так как специфика дополнительного
образования – это принцип свободы выбора,
реальная возможность творческого и
нестандартного подхода к содержанию, методам и
формам образовательного процесса.

Таким образом, нетрадиционные занятия
– это занятия, которые отличаются по организации
деятельности, по структуре содержания, по
использованию в подготовке средств обучения, а
также по характеру взаимоотношений педагог –
обучающийся. Нетрадиционное занятие отличается
от традиционного: по подготовке и проведению; по
структуре занятия; по взаимоотношениям и
распределениям обязанностей между педагогом и
обучающимися; по подбору учебных материалов и
критериям их оценки; по методике оценки
деятельности обучающихся; по структуре анализа
занятия.

Нетрадиционные занятия – это
неординарные подходы к преподаванию учебной
дисциплины. Цель их предельно проста: оживить
скучное, увлечь творчеством, заинтересовать
обыденным, так как интерес – это катализатор
всей учебной деятельности. Нетрадиционные
занятия – это всегда праздники, когда активны
все обучающиеся, когда каждый имеет возможность
проявить себя в атмосфере успешности. Эти
занятия включают в себя все разнообразие форм и
методов, особенно таких, как проблемное обучение,
поисковая деятельность, межпредметные и
внутрипредметные связи, опорные сигналы,
конспекты и др. Снимается напряжение, оживляется
мышление, возбуждается и повышается интерес к
образовательной программе в целом.

Но, не смотря на все плюсы многие
педагоги продолжают придерживаться структуры
традиционного занятия при выполнении любой
дидактической задачи, будь то формирование новых
знаний или выработка навыков. Это объясняется не
только теоретической неразработанностью
структуры современного занятия. Умственный
навык построения традиционного занятия,
выработавшийся у педагогов в течение
десятилетий, стал своего рода психологическим
барьером, преодоление которого возможно только
путем осознания того, что изложение, закрепление
не главная цель педагога и что занятие можно
построить на основе других целей по другой
дидактической схеме.

Следующий: