Нетрадиционные формы уроков как одна из форм исследовательской работы

Перед современной школой встаютсоциальные задачи. В этих условиях усилияметодической науки и учителей направляются на поиски путей дальнейшего совершенствованияурока химии.

Опыт показывает, что активными формы иметоды становятся тогда, когда активизируютучебно-познавательную и практическуюдеятельность учащихся, повышая качество и всеэто на основе повышения познавательногоинтереса.

Нетрадиционные формы обученияотличаются от традиционных тем, что онипостроены на игре. Для того, чтобы владеть языкомхимической науки, недостаточно одного учебника.Поэтому основная задача, стоящая перед учителямихимии, заключается, прежде всего, в том, чтобы накачественно новом уровне проводитьучебно-воспитательный процесс.

Введение новых программ по химиитребует от учителя совершенствования форморганизации учебно-воспитательного процесса,использования их в оптимальном сочетании. Неслучайно в реформе общеобразовательной ипрофессиональной школы отмечено: «Наряду суроком – основной формой учебного процессаявляется шире практиковать лекции, семинары,собеседования и другие формы обучения».

Эта задача может быть решена и черезусиление обучающей работы учителя на уроке,планомерно и активно организованной им,учитывающей самые различные формы и методы.Именно поэтому учитель должен быть интереснымдля учащихся человеком, показывать образцытворчества на каждом уроке; переплетатьпреподавание химии со всем многообразием знаний;доказывать, что химия – царица естествознания.

Усиление практической направленностисодержания курсов естественно-научного циклатребует развития самостоятельности и инициативыучащихся. Эти качества могут быть реализованычерез использование нетрадиционного методапреподавания – организациюучебно-исследовательской работы учащихся.

Простейшим звеномучебно-исследовательской деятельности являетсяурок-конференция. На этом этапе учащиесяполучают первые навыки в работе с научно –популярной литературой, учатся отбиратьматериал, соответствующий содержаниюпоставленных целей, анализировать литературныеисточники.

Первые уроки – конференции по химии япровожу уже в 8 классе. Ученики готовят небольшиедоклады о жизни и деятельности ученых –основателей химической науки. Как правило, они судовольствием выполняют эту работу, стараются встрого определенное время сообщить максимуминтересной и полезной информации.

В 9 классе для дальнейшего развитияисследовательской деятельности я провожуделовые игры. Деловая игра создает типичнуюжизненную ситуацию, в ходе которой учащиесянаходят правильную линию поведения иоптимальное решение проблемы. Деловые игры яиспользую для развития познавательного интересаучащегося, их творческих способностей, умениярешать проблемы. У них формируются важныекачества: умение участвовать в обсуждении ипринятии коллективного решения, излагать иаргументировать свою точку зрения, внимательновыслушивать сторонников и оппонентов.

Деловая игра строится на постановке иразрешения конкретной проблемы, возможноститворческого поиска ее решения, а такжеспособствует организации самостоятельной,исследовательской, практической работы учащихсяна основе имеющихся знаний.

Формы деловой игры, которые я провожу,разнообразны: совет бригадиров, репортаж с местасобытий, заочная экскурсия на завод, совещание,заседание суда.

Итогом учебно-исследовательскойявляется школьная научно-практическаяконференция. На секциях естественных игуманитарных наук оцениваются выполненныеучебно-исследовательские работы учащихся.Специально созданные комиссии из опытныхпреподавателей анализируют работы и выбираютлучшие из них.

Начиная с 2004 года на секции естественныхнаук, заслушивается все большее количестворабот, разнообразных по тематике. Мои ученикивыступали с работами «Силикатная промышленностькак один из древних промыслов», «Экологическаябезопасность использования бытовых химическихвеществ», «Периодический закон и периодическаясистема как основа познавания научно –естественной карты мира», «Истоки блеска русскихминералов». Интересные сами по себе работыорганично вплетают региональный компонент,имеют интегрированный характер. Связь химии сбиологией, валеологией, экологией в этих работахудачно сочетается с интеграцией химии илитературы, химии и музыки. Лучшие работырекомендуются на городскую конференциюС.С.Молодц
ова:

  • 2003 – 2004 III место: «Влияниевитаминизированного питания на физическоеразвитие школьников».
  • 2004 – 2005 Участники: «Влияние биогенныхэлементов на здоровье человека в условияхТатарстана», «Влияние минеральных удобрений иподкормок на комнатные растения».
  • 2006 – 2007 Участница: «Чай во вредили на здоровье человека».
  • В 2004 – 2005 учебном году две работы былипредставлены на российскую конференцию «Первыешаги в науку» г. Обнинск, где стали лауреатами, атакже мы привезли 13 наград разного характера.

Рассказывая об опыте использования впедагогической деятельности такогонетрадиционного метода, какучебно-исследовательская работа, было бынесправедливо умолчать о роли учителя какорганизатора, вдохновителя, непосредственногоруководителя работы. Учебно-исследовательскаяработа способствует расширению кругозораучащихся, приобретению опыта первого публичноговыступления, требующего владения техникой речи,коммуникативной культуры и других качеств, такнеобходимых развивающейся личности.

Приложение

Следующий: