Нетрадиционные формы учета знаний, умений, навыков учащихся на уроках русского языка и литературы

Введение

Контроль знаний является одним из важнейших
элементов урока. С его помощью устанавливается
обратная связь, позволяющая вести наблюдение за
уровнем усвоения учащимися программного
материала.

Систематический учёт знаний школьников
помогает своевременно обнаружить пробелы в
восприятии и осознании, осмыслении и
запоминании, обобщении и систематизации знаний и
действий, применении их на практике, а также
соответственно корректировать деятельность
учащихся и способы руководства этой
деятельностью. При этом учитель получает
обратную информацию о ходе процесса усвоения
знаний и о его результатах и соответствующим
образом вмешивается в процесс: я на своих уроках
даю индивидуальные задания учащимся,
дополнительно объясняю, привожу вспомогательные
примеры, помогаю выработать правильный способ
рассуждений.

Таким образом, контроль знаний, умений, навыков
не только даёт возможность установить, что
усвоили ученики, какими умениями они овладели,
чтобы в процессе дальнейшей познавательной
деятельности опираться на приобретённые знания,
но и зафиксировать пробелы в знаниях и наметить
рациональные пути их устранения с учётом
индивидуального подхода к учащимся.

Контроль знаний, умений, навыков — это итог,
результат, оценка работы ученика. На современном
этапе развития образовательной системы
существует две методические категории оценки
уровня овладения детьми изучаемым материалом:
критерии и нормативы.

Критерии характеризуют качество усвоения
учеником материала. Нормативы определяют
допустимое количество ошибок и недочётов,
позволяющие считать школьника успевающим.

Нетрадиционные формы наряду с традиционными
методами и приёмами контроля знаний, умений,
навыков значительно повышают уровень владения
знаниями, поскольку дают школьнику мотивацию
обучения, прививают интерес.

Таким образом, можно только тогда правильно
организовать обучение, когда хорошо виден
уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно
поэтому организация чётко спланированной,
тщательно продуманной, гибкой, неформальной
системы контроля является одним из резервов
повышения эффективности процесса обучения.

Этими положениями определяется актуальность
проблемы.

Цель: на основе обобщения и
систематизации педагогического опыта показать
нетрадиционные формы учёта знаний, умений,
навыков учащихся, дать практические
рекомендации по их внедрению в систему обучения
русскому языку и литературе.

Для решения цели сформулированы следующие задачи:

  • проанализировать имеющуюся методическую
    литературу по заявленной проблеме;
  • дать характеристики нетрадиционным формам
    контроля;
  • проанализировать результаты
    учебно-познавательной деятельности.

Презентация.

I. Роль оценки при учёте знаний, умений,
навыков учащихся

Психология ребёнка такова, что он ещё не в
состоянии учиться ради познания. Ребёнок будет
стараться учиться в том случае, если он знает и на
практике убедился, что за его работой следят, её
направляют, замечают его старания и рост. При
плохом контроле исчезает интерес к учению.
Ученик перестаёт стараться, регулярно готовить
уроки.

Систематический учёт даёт возможность следить
за работой ученика над различными разделами
программы, обеспечивает индивидуальный подход к
ученику, обосновывает итоговые оценки за
четверть. Кроме того, дети любят, когда оценивают
их труд, подчёркивают старания и успехи. Они
также в большинстве случаев огорчаются, когда
получают плохие оценки.

В современных условиях можно выделить
несколько аспектов оценки.

1. Социальный аспект.

Образование — это особый социальный институт,
с помощью которого государство готовит будущих
специалистов и профессионалов. Через
диагностику и оценивание (комплексная проверка,
мониторинг, автоматизированный контроль) можно
судить о степени готовности учащихся к той или
иной социально значимой деятельности.

Любой вид контроля должен заканчиваться
оценкой. Оценка выполняет определённые функции:

  • эмоционально-мотивационную, процесс
    оценивания создаёт определённый эмоциональный
    фон и вызывает соответствующую эмоциональную
    реакцию ученика;
  • информативную, основа в планировании и
    прогнозировании образовательной траектории
    учащихся и во взаимодействии учителя и ученика;
  • функцию управления, которая помогает
    учителю, уточнив имеющиеся достижения и
    недочёты, спроектировать дальнейшую тактику и
    стратегию в организации учебного процесса как по
    отношению к отдельному ученику, так и по
    отношению к группе учащихся;
  • социальную, требования общества к уровню
    знаний, умений, навыков школьника, установленных
    Государственным образовательным стандартом.

2. Педагогический аспект.

Учитель оценивает степень владения учебными
умениями, навыками, а учащийся помнит о
затраченных усилиях в процессе выполнения
задания, о концентрации воли на встретившихся
трудностях.

Учитель может похвалить ученика, подчеркнуть
его достижения, тем самым стимулируя его к
дальнейшей деятельности, либо намеренно
поставить ученика в ситуацию неуспеха, чтобы он
почувствовал радость не столько от оценки,
сколько от самого процесса открытия истины, то
есть ученик преодолеет определённые трудности
учебного, нравственного, коммуникативного
характера.

Очень важно отметить достижения учащегося,
показать своё уважительное отношение к его
труду, чтобы у него появилось желание учиться
дальше.

3. Психологический аспект.

Опросные этапы урока, диктанты, контрольные
задания воспринимаются учениками как стрессовые
ситуации. Это связано с оценкой и её
последствиями. Нетрадиционные формы контроля,
например, тестирование ставит учащихся в
изначально равные условия и обеспечивает
равенство в итоговой оценке работы. Таким
образом, избегая образования барьеров в учебных
взаимодействиях и взаимоотношениях учителя и
учащегося, не порождает соперничество между
одноклассниками, не провоцирует ссоры в семье.

4. Методический аспект.

Чтобы контрольный этап процесса обучения мог
стать не приговором, а стимулом к дальнейшей
учебной работе, нужно через оценку и
взаимооценку подвести учащегося к самооценке.
Для этого надо предоставлять учащимся право на
самостоятельный выбор сложности заданий;

  • давать учащимся возможность выбирать ту часть
    работы, которую он хочет сегодня предъявить
    учителю для оценки (это приучает учащихся к
    ответственности оценочных действий);
  • постепенно вводить систему самоконтроля,
    позволяющую самому ученику и его родителям
    прослеживать динамику учебной успешности
    относительно его самого.

II. Нетрадиционные формы опроса

С давних времён установлено, что в процессе
познания важнейшим условием усвоения является
постепенность. Разбор любого учебного материала
необходимо начинать с более общих отношений,
постепенно переходить к усилению частностей,
уточнению отдельных элементов и лишь затем
обобщать и делать выводы. Только при соблюдении
последовательности, постепенности, терпеливости
учащиеся могут сознательно приобретать и прочно
усваивать новые знания.

В зависимости от степени прохождения материала
различают два вида опроса: текущий опрос,
связанный с проверкой усвоения и закрепления
того материала, который непосредственно
изучается, и обобщающий опрос, подводящий итоги
работы по текущей теме, связанный с повторением и
углубленным обобщением пройденного материала.
Между видами опроса много общего, но различны
методические приёмы в проведении опроса,
учитель, применяя нетрадиционные формы опроса,
обучает учащихся в процессе опроса,
совершенствует и закрепляет знания, добивается
при помощи систематического спрашивания
активного и сознательного усвоения учебного
материала.

Мною опробованы разные виды нетрадиционных
форм опроса.

2.1. Вспомогательные способы обратной связи

Существуют различные вспомогательные средства
обратной связи. Наиболее эффективными
оказываются те методы обратной связи, которые
позволяют за небольшое время проверить усвоение
всеми учащимися класса нужного количества
фактического материала и навыков применения
полученных знаний на практике.

Трафареты обеспечивают экономию времени на
выполнение упражнений, закрепление материала,
помогают опросить всех учащихся и выставить
большое количество оценок.

Перфокарты используют в качестве упражнений,
углубляющих, закрепляющих, а также
контролирующих знания, умения учащихся, их
применение даёт возможность установить степень
усвоения учащимися нового материала или пробелы
в изученном ранее. Обязательно проводится работа
в классе над всеми допущенными ошибками.

Как показывает практика, при использовании
перфокарт для отработки написания приставок на -з,
через три-четыре урока даже слабо успевающие
по предмету ученики успешно справляются с темой.
Из 27 слов на класс к четвёртому уроку остаётся 4-5
ошибок. Необходимо постоянно помнить
обязательное условие: должна проводиться работа
над всеми допущенными ошибками.

Таким образом, данный вид работы выполняет не
только контролирующую, но и обучающую функцию.
Планируя, например, работу по изучению новой темы
и заранее определяя, какой диктант будет
предложен школьникам в конце её изучения,
предусматриваю попутное повторение орфограмм,
которые встретятся в диктанте и написание
которых может вызвать затруднения у учащихся.

2.2. Нестандартные уроки

Применяя игровые разновидности урока, новые
построения учебных занятий, в корне отличающихся
от так называемых стандартных уроков
классического образца, повышается
работоспособность учащихся, результативность
урока возрастает.

Игровая деятельность помогает снижению
перегрузки обучаемых, снятию утомления и
психологического дискомфорта, повышению
эмоционального настроя на дальнейшее восприятие
материала. Учебные игры привлекают интерес детей
любого возраста, существуют различные виды
уроков: диктанты-кроссворды, игры «четвёртый
лишний», заочные путешествия, урок-творческий
отчёт, — викторина, — аттракцион знаний, -
дискуссия, — заседание учёного совета, — ролевая
игра, — презентация.



Нет предела учительской фантазии, но в выборе
нестандартных уроков нужна мера. Если все уроки
делать нестандартными, если отказаться от
традиционного урока, то общая картина будет
неблагоприятной, ученики привыкают к необычным
способам работы, теряют интерес, и успеваемость
заметно понижается. Место нестандартных уроков в
общей системе определяется учителем в
зависимости от конкретных условий, содержания
материала и индивидуальных особенностей самого
учителя. Я провожу такие уроки, как:

Урок-дискуссия

Основу таких уроков составляют рассмотрение и
исследование опорных вопросов, проблем,
различных подходов при решении заданий.

Различают дискуссии — диалоги, когда урок
компонуется вокруг диалога двух участников, групповые
дискуссии
, когда спорные вопросы решаются в
процессе групповой работы.

Нужно учить учеников правилам дискуссии:

  • вступая в дискуссию, представьте предмет спора;
  • в споре не допускайте тон превосходства;
  • чётко ставьте вопросы;
  • пытайтесь формулировать выводы.

Завершая дискуссию, необходимо подвести её
итоги: оценить правильность формулировки и
употребление понятий, умение использовать
примеры, культуру дискуссии. На этом этапе
учащиеся получают отметки за участие в
дискуссии.

На заключительном этапе урока следует
поставить новые вопросы, дающие возможность для
новых раздумий учащихся.

Урок — ролевая игра

Такие уроки ограничены набором структурных
компонентов, их можно выделить в группы по мере
возрастания их сложности:

  • имитационные, которые направлены на
    имитацию определённого профессионального
    действия;
  • ситуационные, которые связаны с решением
    какой-либо узкой конкретной проблемы, то есть
    применить баскет-метод — метод обучения на
    основе имитации ситуаций.

2.3. Тестирование

Контрольные задания тестового типа — это
совокупность таких заданий и упражнений, которые
требуют кратких, однозначных ответов,
преимущественно в форме подчёркивания,
дополнения фраз, графических обозначений и т.д. В
школьной практике наибольшее распространение
получили тесты с выборочными ответами.

Будучи стандартизированной формой проверки
знаний, тесты дают возможность однозначно
толковать результаты проверки, поэтому они
поддаются количественному учёту, удобны для
статистической обработки. Однозначность тестов
позволяет шире привлекать учеников к
самопроверке и самооценке знаний.

Учащиеся самостоятельно могут определить
правильность выполнения тестовых заданий.
Навыки самопроверки и самооценки у учащихся
проводятся систематически, поэтому результаты
по отдельным темам вносятся в журнал. Это имеет
воспитательное значение, содействует
формированию у учащихся таких качеств, как
точность, чёткость, объективность.

Самоконтроль ориентирует учащихся на
правильное понимание оценки как средства
определения результатов учёбы. Для его успешного
осуществления необходима соответствующая
подготовка. Надо научить школьников умениям,
пользоваться различными видами проверки,
ознакомить их с нормами и критериями оценки
знаний, умений и навыков, вести соответствующую
подготовительную работу на уроках.

Есть отдельные ученики, которые допускают
ошибки в самооценке, в таких случаях нужно помочь
ученику разобраться в нормах оценок, чтобы
правильно пользоваться ими в дальнейшем.

Практика показывает, что при правильной
организации самопроверки и самооценки заметно
уменьшаются случаи списывания в процессе
проверок, учащиеся правильно понимают принципы
взаимопомощи одноклассников в процессе учёбы.

Сегодня тестовые задания по своей форме
приближены к контрольно-измерительным
материалам Единого государственного экзамена по
русскому языку. Используются тестовые задания
трёх типов:

  • задания типа А — с выбором ответов;
  • задания типа В — с кратким ответом;
  • задания типа С — с развёрнутым ответом.

В своей практике я применяю тесты уже 10 лет,
использую пособие А.Б. Малюшкина «Тестовые
задания для проверки знаний учащихся по русскому
языку» для 5-9 классов, подготовленное
издательством «ТЦ Сфера», методическую газету
для учителей-словесников «Русский язык».

2.4. Метод проектов

Проектная деятельность учащегося не может
выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед
началом работы он должен эти знания получить.
Проектная деятельность — педагогическая
технология, ориентированная не на интеграцию
фактических знаний, а на их применение и
приобретение новых знаний путём
самообразования.

Проектный метод активизирует познавательные
способности, раскрывает творческие возможности,
учитывает интересы учащихся, даёт простор для
творческой инициативы учащихся и педагога,
подразумевает их дружеское сотрудничество, что
создаёт положительную мотивацию ребёнка к учёбе.
«Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю,
где и как эти знания применить». Эти слова вполне
могут служить девизом для участников проектной
деятельности.

Использование проектной технологии создаёт
условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают
    недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретёнными знаниями
    для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в
    различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения;

Использование проектной технологии позволяет
сформировать следующие компетенции:

  • информационную —

способность грамотно
выполнять действия с информацией;

  • коммуникативную —
  • способность вступать в
    общение с целью быть понятым;

  • социальную —
  • способность действовать в
    социуме с учётом позиций других людей;

  • предметную —
  • способность применять
    полученные знания на практике.

    Если ученик получит в школе исследовательские
    навыки ориентирования в потоке информации,
    научится анализировать её, обобщать, видеть
    тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и
    заключения, то он в силу более высокого
    образовательного уровня легче будет
    адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно
    выберет будущую профессию, будет жить творческой
    жизнью.

    Русский язык и литература как учебные предметы
    - плодотворная почва для проектной
    деятельности. Интересная работа в группах даёт
    ребятам возможность почувствовать предмет,
    получить новые знания.

    Важно в учебной деятельности дать каждому
    ученику возможность почувствовать
    сопричастность к миру, соприкоснуться с
    собственным творчеством, найти в себе читателя,
    зрителя, и в решении этой задачи помогают такие
    формы, как мини-сочинения, инсценировки,
    составление кроссвордов, рисование иллюстраций.

    Обязательные условия при этом — чёткое
    определение выполнения задания по времени и
    рефлексия деятельности, то есть оценка того, что
    лично дало каждому выполнение того или иного
    учебного задания, что удалось, а что нет, в чём
    заключались причины неудач и как этого избежать
    в будущем. Важно, что в таком размышлении
    учащиеся учатся адекватно оценивать себя и
    обсуждать результаты своей деятельности.

    Формы рефлексии

    Продолжи предложения

    1. На занятии для меня было важно_________________________
    2. Занятие помогло задуматься о ___________________________
    3. Я научился___________________________________________
    4. К моим достижениям можно отнести_____________________

    Выбери

    1. Превзошёл сам себя
    2. Это ещё цветочки, а ягодки будут впереди
    3. Не ударил лицом в грязь
    4. Бил мимо цели
    5. Язык плохо подвешен
    6. Из кожи вон лез

    Изготовление учебных пособий, составление
    кроссвордов по теме — это умение применять на
    практике свои знания, обдумать и создать новый
    продукт — свой проект.

    Элементы проектной деятельности можно
    использовать на разных этапах урока, если в этом
    есть педагогическая целесообразность. Когда
    учащиеся освоили основные приёмы, необходимые
    при работе с проектом, можно проводить
    уроки-проекты

    Заключение

    Этап учёта знаний, умений, навыков школьников
    является необходимым звеном в цепи процесса
    обучения и позволяет «отслеживать» результаты
    этого процесса. Внедрение нетрадиционных форм
    наряду с традиционными методами и приёмами
    контроля знаний, умений, навыков значительно
    повышает уровень владения этими знаниями,
    поскольку даёт школьнику мотивацию обучения,
    прививает интерес к предмету. В результате такой
    работы учащиеся с удовольствием идут на урок,
    активно работают, отстаивают свою точку зрения,
    любят творческие задания, умеют работать с
    кроссвордами, являются авторами кроссвордов, с
    удовольствием выполняют разнообразные виды
    работ.

    Знания и умения учащихся соответствуют нормам
    программы. Умеют слушать и понимать речь учителя
    и одноклассников, внимательно относятся к
    высказываниям других, умеют ставить вопросы,
    принимают участие в обсуждении той или иной
    проблемы.

    За последние три года средний балл по русскому
    языку практически стабилен, то есть в 5 и 6 классах
    составил 3,7 б, а в 7 классе -3,6 б. Если
    смотреть отдельно по классам, то стабильность
    видна

    2005-2006 учебный год

    • 5А — 3,8 б
    • 5Б — 3,6 б

    2006-2007 учебный год

    • 6А — 3,6 б
    • 6Б — 3,7 б

    2007-2008 учебный год

    • 7А — 3,6 б
    • 7Б — 3,6 б

    По литературе, к сожалению, каждый год идёт
    незначительное уменьшение среднего балла. В 5
    классе средний балл составил 4,2 б, в 6 — 4,1 б,
    а в 7 — 4,0 б. Это связано с большим количеством
    изучаемых предметов, с объёмом и сложностью
    изучаемого материала по литературе, с
    возрастными особенностями учащихся. Хотя
    отдельно по классам можно увидеть стабильность и
    положительную динамику, например:

    2005-2006 учебный год

    • 5Б — 4,1 б
    • 5А — 4,35 б

    2006-2007 учебный год

    • 6Б — 4,1 б
    • 6А — 4,0 б

    2007-2008 учебный год

    • 7Б — 4,2 б
    • 7А — 4,0 б



    Следующий: