Нетрадиционные формы учебных занятий как средство формирования познавательных интересов учащихся 1-й ступени

Известно, что одним из дидактических условий
мотивации учебной деятельности младших
школьников является систематическая и
целенаправленная ориентировка учащихся на
активное мотивированное овладение системой
знаний и способов деятельности. В связи с этим,
проблема выбора эффективного использования
педагогических приемов воспитания
положительной мотивации учебной деятельности
школьников является одной из наиболее
актуальных в современной дидактике. Поэтому-то и
целесообразно отыскивать для проведения занятий
различные нетрадиционные формы работы.

В нашей школе № 1222 с углубленным изучением
немецкого языка ЮВОУО г. Москвы на протяжении
нескольких лет с учениками начальной школы
проводились развивающие занятия по информатике,
LEGO-конструированию и психологии. Все эти занятия
были направлены на достижение единой цели –
развитие познавательных возможностей детей с
различными образовательными потребностями. Ведь
любой учитель, а тем более учитель, работающий в
системе развивающего обучения, стремится
воспитать ученика, умеющего учиться, стремится
обучить детей умению спорить, отстаивать свое
мнение, задавать вопросы, быть инициативным в
получении новых знаний. Умение учиться – это
“новообразование, которое в первую очередь
связано с освоением формы учебного
сотрудничества” (Г.А. Цукерман). И в целом
проводимые занятия свои задачи выполняли
успешно.

В 2006-2007 учебном году, в результате анализа
проводимой с учениками младших классов работы, с
целью совершенствования структуры и содержания
обучения было принято решение проводить
указанные занятия по следующей схеме:

  • классы разделяются на три группы каждый, по 8-10
    учеников в группе;
  • еженедельно каждая группа посещает одно из
    занятий;
  • занятия чередуются, в результате чего частота
    занятий по одной дисциплине составляет один раз
    в три недели.

При такой организации обучения достигается,
во-первых, оптимальная численность группы
учеников (восемь – десять человек); во-вторых,
снижается общая загруженность детей во
внеурочное время; в-третьих, удовлетворяется
интерес детей к данным дисциплинам – а детям, как
правило, эти занятия доставляют удовольствие.

Работа в системе развивающего обучения и
использование групповых занятий убедили нас в
том, что:

  • меняется характер взаимоотношений между
    детьми: исчезает безразличие, приобретаются
    теплота и человечность;
  • сплоченность класса резко возрастает, дети
    начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
  • растет самокритичность, дети более точно
    оценивают свои возможности, лучше себя
    контролируют;
  • учащиеся приобретают навыки, необходимые для
    жизни в обществе: ответственность, такт, умение
    строить свое поведение с учетом позиции других
    людей.

И наконец, такая система занятий снимает ряд
проблем организационного характера.

На занятиях по LEGO-конструированию
используются образовательные наборы
конструктора LEGO и DUPLO, способствующие развитию у
детей различных видов мышления.

Жизнь современных детей протекает в быстро
меняющемся мире, который предъявляет к ним
серьезные требования. Как добиться того, чтобы
полученные в школе знания помогали детям
адаптироваться к постоянным переменам? Как
научить их справляться с проблемами,
возникающими в реальной жизни. Одним из
вариантов такого подхода являются
междисциплинарные занятия, где дети комплексно
используют свои знания. Эта методика получила
название “LEGO-методика решения проблем”.

Вот три основные мотивации, включающие детей в
активное проектирование – конструирование:

  1. Ролевая игра, в большей или меньшей степени
    театрализованная, или подготовка к такой игре
    (сказка, басня).
  2. Создание моделей, реально помогающих что-то
    сделать или изменить в жизни (“сделать школьный
    автобус 2010 года”; “сконструировать ящик для
    тряпки и мела, который закрепляется на доске”;
    “конструкция школы будущего” и т.д.).
  3. Создание настоящих вещей (изделий), которые на
    самом деле работают и помогают решать насущные
    задачи (некоторые чертежные инструменты, которых
    нет под рукой, и т.п.).

Таким образом, с помощью конструктора мы решаем
бытовую, учебную или какую-то другую тактическую
задачу. Если создание декораций к
театрализованной ролевой игре дает
замечательную мотивацию для изучения вопроса по
книгам и другим источникам, то реальные задачи
вызывают ощущение собственной причастности к
насущной жизни. Эти две разные возможности могут
хорошо и эффективно поддерживать друг друга.

Такие занятия учат детей анализировать
собранные конструкции, объяснять свой замысел,
что помогает развитию речи, увеличению
словарного запаса. У школьников развивается
пространственное воображение, логическое
мышление, раскрываются творческие способности.

Главная цель занятий по информатике с
учениками младших классов – раннее приобщение
детей к информационным технологиям, что позволит
им в дальнейшем эффективно использовать
вычислительную технику как средство поиска и
обработки информации. В ходе занятий учащиеся
знакомятся с основными свойствами информации,
получают представление о компьютере и
современных информационных технологиях.

Занятия по информатике организованы с
компьютерной поддержкой, что позволяет
пробудить интерес детей к вычислительной
технике и с самого начала изучения предмета
выработать навыки работы на компьютере. Это
особенно важно сейчас, в условиях бурного
развития информационных технологий и
формирования единого мирового информационного
пространства.

На занятиях применяются следующие программы:

  • “Занимательная математика”;
  • “Русский язык для малышей”;
  • “Мир вокруг нас”;
  • “Логические игры для детей от 6 до 10 лет”.

Начиная со 2-го класса, дети учатся работать в
среде Microsoft Word и “ЛогоМиры”.

Занятия по информатике с учениками младших
классов носят пропедевтический характер и
направлены на дальнейшее формирование навыков
работы с прикладным программным обеспечением.
Работа педагога облегчается тем
обстоятельством, что ученики начальной школы
психологически готовы к восприятию предмета:
они, как правило, не испытывают страха перед
компьютерной техникой и легко осваивают этот
новый для себя вид деятельности. Кроме того, у
многих детей компьютер ассоциируется с игрой,
что позволяет усилить их учебную мотивацию.

Занятия по психологии
ориентированы на формирование и развитие
эмоционального интеллекта детей. В работе
используется программа С.В. Кривцовой
“Жизненные навыки”. Программа представляет
собой сквозной курс, рассчитанный на проведение
на протяжении обучения в начальной школе, и
включает в себя занятия-тренинги по развитию
уверенности в себе, умению вести себя в обществе,
коммуникабельности, толерантности. Данная
программа представлена в виде ряда
последовательных занятий. Одно или несколько
занятий объединены одними или несколькими
практическими задачами. Занятия строятся на
материале близком и доступном детям, связанном с
актуальными для них проблемами. На занятиях
большое внимание уделяется сохранению тесной
взаимосвязи знания, чувства, поведения, в
раскрытии и осмыслении решаемых проблем. То, что
познается детьми, проводится через
эмоциональную сферу, чтобы ребенок мог
почувствовать другого человека, его проблемы,
откликнуться на его эмоциональное состояние,
обогащая этим свою личность. Основными
структурными элементами программы являются
психогимнастические упражнения, этюды, беседы,
игры, рисование. В результате школьники должны
осознать свои ценности, испытывать меньше
страхов и стрессов, научиться жить в обществе.

Психологические игры и упражнения,
составляющие основу занятий, позволяют детям
отвлечься от обычной школьной жизни и общаться
со сверстниками и педагогом-психологом
неформально. На занятиях дети играют, рисуют,
слушают музыку и аудиокниги, беседуют с
педагогом и друг с другом. Благодаря этому они
получают новые впечатления, приобретают
социальный опыт, учатся управлять своими
чувствами.

Таким образом, при проведении занятий с
учениками младших классов в школе № 1222 нам
удалось из трех разрозненных дисциплин создать
своеобразный единый предмет, в ходе которого
дети получают совокупность знаний, умений и
навыков для последующего облегчения их
адаптации в окружающем мире: воспитание
творческих навыков, подготовка к жизни в
информационной среде и личностное развитие. В
целом такая организация позволяет говорить об
этих занятиях как о комплексе по развитию
самоактуализации личности, начиная с первого
класса. Несхожесть с обычными учебными уроками,
раскрепощенное и свободное общение с учителем и
одноклассниками создают оптимальные условия для
разностороннего воспитания человека, готового к
жизни в современном обществе.

Список литературы:

  1. LEGO DACTA: Early Simple Machine. 1996, LEGO Group.
  2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего
    обучения. — М.: Педагогика, 1986.
  3. Жизненные навыки. Уроки психологии / Под ред.
    С.В. Кривцовой. — М.: Генезис, 2004.
  4. Локалова Н.П. 120 уроков психологического
    развития младших школьников. — М.: “Ось-89”, 2006.
  5. Цукерман Г.А. Виды общения и обучения. — М.,
    1993.

Следующий: