Нестандартный урок в форме устного журнала Вклад советских ученых-физиков в победу над фашизмом

Цель: Познакомить учащихся с научными
достижениями в годы Великой Отечественной войны
и показать роль науки физики в достижении
Великой Победы.

Задачи урока

:

  • Образовательные:
  • Формирование представлений о взаимодействии
    физики и техники и их значительной роли в победе
    над фашизмом.
  • Формирование информационной компетентности
    учащихся: развитие умения учащихся работать с
    различными источниками информации, умения
    выделять главное, находить и использовать нужную
    информацию из разнообразных источников, включая
    работу с книгой, поиск информации в библиотеке,
    сети Интернет. Развитие умения представлять
    результат своей работы — мультимедийную
    презентацию.
  • Формирование у учащихся представлений о связи
    физики с историей, литературой, информатикой.
  • Воспитательные:
  • Формирование гражданской ответственности,
    уважительного отношения к исторической памяти
    своего народа, гордости за отечественную науку
    на материалах об ученых-физиках, исторических
    фактах, документах.
  • Формирование навыков доброжелательного
    общения, взаимопомощи при работе в группе.
  • Развивающие:
  • Развитие творческих способностей учащихся при
    создании мультимедийных презентаций.
  • Формирование элементов творческого поиска,
    познавательного интереса при подготовке страниц
    журнала.
  • Развитие эмоционально-ценностного мышления
    учащихся на примере взаимодействия физики,
    литературы, истории.

Подготовка к уроку:

Заранее учащиеся
разбиваются на группы, выбираются руководители
групп. С учащимися обсуждаются основные страницы
журнала, по которым группы собирают необходимый
материал, готовят мультимедийные презентации к
уроку. Урок проводится перед Днём Победы.

Оборудование:

компьютер,
мультимедиапроектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие.
Вступительное слово учителя.

Учитель:

Вся наша страна в преддверии
Великого праздника — Дня Победы. И сегодня у нас
с вами необычный урок. Наш урок мы посвящаем
годовщине Великой Победы над фашизмом. В
достижение Великой Победы велик вклад
ученых-физиков, которые в годы войны принимали
участие в наращивании мощности массового
серийного производства оружия, в разработке
контрмер против немецкой боевой технике. Многие
физики с оружием в руках отстаивали
независимость нашей страны. Эпиграфом нашей
совместной работы послужат слова президента
Академии наук СССР в годы войны В. А. Комарова:
«Участие в разгроме фашизма — самая благородная
и великая задача, которая когда-либо стояла перед
наукой». Урок мы проведем в форме устного
журнала
, страницы которого расскажут вам о
вкладе советских ученых-физиков, конструкторов,
изобретателей, техников, научных сотрудников в
победу над фашизмом.

II. Страницы журнала

Учитель:

Итак, давайте перевернем первую
страницу истории огненных военных лет.

Страница первая: «Грозное лето 41-го»

Учитель:

Июнь 1941 года начался как обычно.
Работали в привычном трудовом ритме заводы и
фабрики, дети разъехались в пионерские лагеря,
выпускники готовились к выпускному балу, ученые
трудились в лабораториях , библиотеках: На
рассвете 22 июня на нашу страну вероломно напал
враг. Началась Великая Отечественная война,
которая продолжалась 1418 дней и ночей и была самой
жестокой и тяжелой в истории нашей Родины.

Они накинулись, неистовы,
Могильным холодом грозя,
Но есть такое слово «выстоять»,
Когда и выстоять нельзя,
И есть душа — она все вытерпит,
И есть земля — она одна,
Большая, добрая, сердитая,
Как кровь, тепла и солона.
И. Эренбург

В первые дни войны прозвучала по радио песня на
стихи Василия Лебедева-Кумача, музыка А. В.
Александрова «Священная война», в которой
прозвучал призыв ко всем гражданам нашей великой
страны:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашисткой силой темною,
С проклятою ордой.

И весь народ встал на защиту своей Родины, встал
по велению своего сердца, движимый любовью к
своей Родине, чувством своего долга, он взял в
руки оружие, чтобы защитить свой родной дом,
свободу и честь нашей страны.

Ведущие ученые нашей страны выпустили
обращение «К ученым всех стран», подписанного
действительными членами Академии наук СССР. Вот
несколько строк из этого обращения:

«В этот час решительного боя советские ученые
идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с
фашистскими поджигателями войны — во имя защиты
своей родины и во имя защиты свободы мировой
науки и спасения культуры, служащей всему
человечеству».

Под этим обращением стоят в
числе других подписи крупнейших советских
физиков Абрама Федоровича Иоффе и Петра
Леонидовича Капицы.

Об этих ученых ученики приготовили свои
презентации.

  • Выступление учащихся с демонстрацией своих
    презентаций «А. Ф. Иоффе», «П. Л. Капица».
  • Выступление учащихся с демонстрацией своих
    презентаций «Грозное лето 41-го».

Учитель

: И все ученые сделали решительный
поворот: от сосредоточенной тишины библиотек, от
налаженных лабораторных исследований они смело,
с сознанием собственного долга шагнули в
жестокие военные будни. Многие из них, повинуясь
своему патриотическому порыву, ушли на фронт,
вступили в отряды народного ополчения, ушли в
партизанские отряды, чтобы с оружием в руках
защищать свою Родину. И свято хранит народ в
своей благодарной памяти дела и имена героев. И
не забудутся все те, кто на огромном фронте,
располосовавшем страну, отступая и не сходя с
огненного рубежа, готовил далекую победу. Те, чья
смертная дата лето 41 будет высечена на мраморных
стелах и выведена от руки на фанерных обелисках,
Те, в чьи наградные листы и в безвестные
солдатские книжки война вписала первой строкой
- грозное лето 41-го.

Учитель:

Рассказать обо всех героических
делах, совершенных нашими учеными в годы великой
битвы с фашизмом почти невозможно — так их много!
Остановимся лишь на нескольких эпизодах.

Страница вторая: «На голубых морских дорогах».

Выступления учащихся с демонстрацией
презентации.

Страница третья: «Броня крепка и танки наши
быстры».

Выступление учащихся с демонстрацией
презентации.

Страница четвертая: «За рекою грянула
«Катюша»:».

Выступление учащихся с
демонстрацией презентации.

Учитель:

Одной из самых печальных страниц
войны является блокада Ленинграда.

Страница пятая: «В осажденном Ленинграде».

Выступление
учащихся с демонстрацией презентации.

Учитель:

Победа ковалась не только на полях
сражений, но и глубоко в тылу.

Страница шестая: «В тылу, за линией фронта».

Выступление
учащихся с демонстрацией презентации.

Учитель:

Советская наука боролась за победу в
тылу. Читаем строки из доклада «Физика и война»
сделанного академиком А. Ф. Иоффе в 1942 году на
общем собрании АН СССР:

«Я не могу подробно рассказать о той поистине
героической работе, которую ведут многие из
научных работников в условиях войны, но я лично
был свидетелем того, как целая группа
сотрудников в течение трех недель не выходила из
лаборатории, работая там день и ночь. Иногда,
свалившись, люди спали тут же на столах, но за три
недели закончили громадную работу так, что она
могла быть направлена на испытания. Я видел, как
работали у нас в Казани при 40-45°С мороза на
открытом воздухе с приборами, к которым
прилипали руки, сдиралась кожа, но тем не менее ни
один из сотрудников не отставал :»

Страница 7: «Ученые-физики».

Выступления
учащихся с демонстрацией своих презентаций:
«Анатолий Петрович Александров», «Игорь
Васильевич Курчатов», «Сергей Иванович
Вавилов», «Лев Данилович Ландау».

III. Заключение

Страница восьмая: «Победная весна»

Учитель:

Сейчас мы перевернем последнюю
страницу нашего журнала. Более 60 лет отделяют нас
от того дня, когда фашистская Германия подписала
акт о безоговорочной капитуляции. Война,
бушевавшая на планете 6 лет, а на нашей земле 4
года — 1418 дней, унесшая жизни миллионов людей,
закончилась 9 мая 1945 года победой Советского
Союза над фашистской Германией. Неимоверным
напряжением душевных и физических сил война была
выиграна в основном Советским Союзом. Оставшиеся
в живых должны помнить, а их внуки и потомки
знать, какой ценой была завоевана Победа. В
памяти нашей сегодня и вечно будет жить великий
подвиг нашего народа, подвиг всех тех, чьей
жизнью и самоотверженным трудом завоевана
Победа, Мир на Земле!

Выступление учащихся с демонстрацией
презентации.

Учащиеся читают «Реквием» Р. Рождественского.

Мы не забудем всех тех, кто с оружием в руках на
полях сражений в смертельной схватке с фашизмом
отстоял свободу и независимость нашей Родины,
кто варил сталь, изготовлял снаряды, строил
танки, самолеты, корабли. Мы не забудем всех тех,
кто создавал вооружение, делал открытия,
выполнял важные теоретические исследования -
это ученые-физики, конструкторы, исследователи,
инженеры, изобретатели, техники. Это благодаря их
неимоверному труду, знаниям, практическому опыту
и полету творческой мысли в короткие сроки
совершенствовалась уже имеющаяся техника и
рождались проекты новой боевой техники,
разрабатывались материалы для создания
надежного боевого оружия, не прекращались
научные исследования, которые в значительной
степени приблизили великую Победу и создали
основу для достижения нашими учеными и нашей
отечественной наукой авангардного положения в
мировой науке и технике.

Звучит песня «День победы»

Учитель: Вам, ребята, необходимо стремится к
знаниям, овладевать ими, так как вы — будущее
нашей страны, вы та сила, которая будет развивать
отечественную науку и технику, потому что, как
доказала история, «знания — это сила»!

Презентация.

Следующий: