Нестандартный урок с элементами театрализации по математике в 6-м классе по теме: Положительные и отрицательные числа

В своей работе с учащимися 5-6 классов я
использую методику МПИ-проекта, возглавляемую
Э.Г.Гельфман. Целью этой работы является развитие
у детей интереса к математике, привлечение ребят
к нестандартному восприятию учебного материала.
Ведь многие считают математику наукой сухой,
скучной, очень точной и неинтересной. В рамках
этой методики мною разработаны ряд
нестандартных уроков с элементами театрализации,
с привлечением ребят к сценическому искусству,
познанию своих возможностей, а вместе с тем к
изучению математики. На дополнительных занятиях
ребята через игровые моменты знакомились с
интересными математическими фактами, учились
владеть своим телом, мимикой, жестом, овладевали
диалогом, монологом, общением друг с другом.
Ребята становятся более уверенными в себе,
раскованными в общении со сверстниками и
взрослыми, учатся слушать и слышать друг друга,
овладевают методикой работы по изучению
различных вопросов мини-группами.
Вашему вниманию представляю один из
нестандартных уроков с элементами
театрализации. Этот урок является обобщающим по
теме “Положительные и отрицательные числа”, он
был проведен в четырех классах, причем для
каждого класса свои артисты. Герои книги
МПИ-проекта “Положительные и отрицательные
числа в театре Буратино” прощаются с учащимися,
предлагая свои задачи. В зависимости от
характера героя и места его в книге, задачи имеют
своеобразную определенную направленность. У
Тортилы исторические задачи, у Тюбика –
связанные с рисунками и чертежами, у Винтика –
технические, у Мальвины – чисто программные, у
Буратино – с отысканием ошибок и неточностей.
Вес каждой задачи определен ее цветом (красный,
синий, зеленый) и количеством баллов за
правильное решение. В наборе у каждого героя
несколько заданий различной степени трудности.
Поэтому у ребят появляется право выбора героя и
сложности задания. Дух соревнования между
группами и свобода выбора позволяют обобщить и
повторить максимальный объем материала.
Класс делится на 4 группы. С каждой группой
работают сказочные герои, участвующие в
театральном действии, но не предлагающие свои
задачи: Пьеро, Карабас-Барабас, Дуремар, Тортила.
Они подсчитывают количество баллов, набранных
группой. В конце урока подводится итог и
награждение группы победительницы. Руководящую
роль на уроке берет на себя тетушка
Тортила-учитель.

Предлагаю сценарий театрализованного
урока и образцы заданий, предлагаемые героями.

Действующие лица:

Тортила,
Буратино,
Мальвина,
Пьеро,
Тюбик,
Шпунтик,
Черепашенок,
Карабас-Барабас,
Дуремар.

Сцена 1.

Входят Карабас-Барабас и Дуремар. В центре
лежат книги.

Дуремар: Вот, синьор Карабас-Барабас,
вот эти книги (показывает). Буратино…

Карабас-Барабас (перебивая): К черту
книги, к черту Буратино! Н-ненавижу! Зачем мы
здесь?

Дуремар: Но, синьор, у Вас есть прекрасная
возможность отомстить скверному Буратино и его
отвратительной компании. Эти книги им нужны для
изучения чисел.

Карабас-Барабас: К черту-дьяволу числа! Я о
них не имею никакого понятия!

Дуремар: И не нужно, и не нужно! Важно, чтобы
и Буратино не знал, а то попадет на праздник и
чего доброго, победит там и получит приз.

Карабас-Барабас: Этому не бывать, тысяча
чертей! Забираю книги!

Забирают книги и убегают.

Сцена 2.

Входят Буратино, Мальвина, Тюбик, Шпунтик и
Пьеро.

Буратино: Ну, вот мы и на празднике. Как
здесь хорошо, весело, уютно. Ну, где же книги,
которые нам оставила тетушка Тортила? Она их так
хвалила!

Тюбик (оглядываясь): Я их не вижу.

Шпунтик (обходя вокруг): Да, нет в
поле зрения.

Мальвина: Я знаю! Это проделки злого
Карабаса-Барабаса и его приспешника Дуремара.
Вот!

Пьеро:

Обойди Земли ты половину,
Но разумней не найдешь Мальвины!

Буратино (махнув рукой): Опять
начал! А как же быть, как мы получим приз без этих
книг?

Входят тетушка Тортила вместе с Черепашенком.

Тортила: Буратино! Милые человечки! А разве
вы не заметили здесь своих друзей? Как известно
еще в древности, друзья помогают в трудную
минуту.

Черепашенок: А вы, ребята, поможете нашим
героям? (Ответ учащихся) Тогда начнем!

Пьеро:

Пляшут числа на стене
Очень интересно мне.
Минус-плюс, плюс-минус, плюс
Хороши ль они на вкус?
Нет, я есть их не хочу,
Я их лучше изучу!

Мальвина (подходит к Пьеро): Да, ты
будешь только изучать, а ребята о них уже все
знают.

Сцена 3.

Те же действующие лица.

Черепашенок: Каждой группе мы выдаем
пропуск.

Шпунтик: В него вы должны будете
вносить свои ответы в соответствующие клеточки.

Тюбик: Если вы согласны, на вопрос
отвечаете “Да”, то ставите значок “+”. Если вы
не согласны и на вопрос отвечаете “Нет”, то
ставите “ — ”.

Тортила: Только не торопитесь,
будьте внимательны, отвечая на вопросы наших
героев, и слушайте друг друга.

Мальвина: Для ответа на каждый блиц-
вопрос дается одна минута.

Пьеро:

Дурака, дружище, не валяй,
А в примерах знак определяй!

Тортила: Но прежде, вспомните, какие
числа натуральные, а какие целые. (Дается одна
минута на обсуждение
) Вспомнили? Отлично, тогда
в путь!

Мальвина: Вопрос первый. Может ли
сумма двух отрицательных чисел быть числом
натуральным?

Тюбик: Вопрос второй. Может ли
произведение двух отрицательных чисел быть
числом отрицательным?

Буратино: Вопрос третий. Может ли
сумма двух целых чисел быть равной одному из
слагаемых?

Пьеро: Вопрос четвертый. Может ли
произведение двух целых положительных чисел
быть равным нулю?

Шпунтик: Вопрос пятый. Может ли
произведение двух целых чисел быть равным нулю?

Тортила: Вопрос шестой. Возможно ли,
что модули двух чисел равны, но эти числа не равны
между собой?

Мальвина: Вопрос седьмой. Возможно
ли модуль первого числа больше модуля второго, но
первое числа меньше второго?

Черепашенок: Вопрос восьмой.
Верно ли, что противоположное число всегда
меньше самого числа?

Тюбик: Вопрос девятый. Верно ли, что -
а всегда есть отрицательное число?

Пьеро: Вопрос десятый. Верно ли, что а
= — а, если, а 0?

Тортила: Молодцы! Как быстро вы
справились! И, похоже, все правильно. Отдавайте
ваши пропуска Черепашенку и ждите.

Тортила проверяет ответы учащихся в
пропусках и определяет очередность старта групп.

Буратино: По этим пропускам вы
попадаете на праздник. И может вам повезет, и вы
получите приз, но для этого вы должны
постараться.

Мальвина: Ну, хватит держать ребят в
неведении. Теперь маленькие человечки
приглашают вас показать свои знания и решить их
задачи.

Пьеро: Будьте внимательны! Задачи у
нас разные, в каждой своя изюминка.

Буратино: У меня задачи необычные, но
просто решаются. (Проходит к своему столику.)

Тюбик: В моих задачках вам придется
чертить или работать по чертежу. (Проходит к
своему столику
.)

Шпунтик: У меня все нужно потрогать
руками, понять. (Проходит к своему столику.)

Мальвина: При решении моих задач, вы
покажете свои логические навыки. (Проходит к
своему столику
.)

Черепашенок: Мои задачи, то есть
задачи тетушки Тортилы, не простые, а
исторические, как и сама тетушка. (Проходит к
своему столику
.)

Пьеро: Вы все разбежались, а самого
главного не сказали. Задачи-то у вас все
разноцветные: те, что зеленые – это простые,
которые синие – эти посложнее, а красные – это
уже совсем сложные и их решение дается не
каждому.

Тортила: Итак, внимание Вы выбираете
себе героя и у него одну задачу. Решаете ее
группой и ответ представляете герою.

Во время слов тетушки Тортилы
незаметно входят Карабас-Барабас и
Дуремар и
вступают в разговор.

Дуремар: Если ваш ответ верный, то
вам дают жетон цвета задачи, не потеряйте его.

Карабас-Барабас (грозно): А если
ответ неправильный, то жетона не дают!

Пьеро (все время прячась за спиной
у тетушки , с опаской поглядывая на
Карабаса):
Но вы можете еще раз попробовать решить эту же
задачу или же взять другую задачу у этого героя
или перейти к тому, у кого есть задачи.

Дуремар (ехидно): По сигналу
вашей любимой тетушки сдаете жетоны, и геройчики
подводят итоги.

Буратино (выскакивая из-за стола):
Подождите минуточку! Кто-то обещал приз?

Тортила: Ну, до этого, милый мой
Буратино, надо еще дожить. А сейчас по вашим
пропускам объявляю очередность входа на
праздник и героя, который будет с вами работать.
Первой группе помогает Карабас-Барабас, второй
группе – Дуремар, третьей группе – Черепашонок,
а четвертой группе сама тетушка. В добрый путь
вам, милые друзья!

Образцы заданий.

Задачи Тюбика.

1. Цвет зеленый, 4 балла.

Укажи на рисунке начало отсчета 0,
единичный отрезок и положительное направление
оси.

2. Цвет синий, 8 баллов.

Заполни таблицу:


Значение разности
a — b

Взаимное расположение точек на
числовой оси
Сравнение чисел a и b

-12 > -15

a — (-2) < 0

a — 5 > 0

Задачи Шпунтика.

1. Цвет зеленый, 5 баллов

Найдите среднюю дневную температуру за неделю:

Понедельник ;
Вторник ;
Среда ;
Четверг ;
Пятница ;
Суббота ;
Воскресенье .

2. Цвет синий, 7 баллов.

Запишите выражение для вычисления
периметров фигур, изображенных на рисунках:


3. Цвет красный, 15 баллов.

Если вам необходимо назвать температуру,
измеренную по шкале Фаренгейта, а у вас под рукой
термометр со шкалой Цельсия, то поступите
следующим образом:
Умножьте число градусов Цельсия на 1,8 и прибавьте
32 градуса, т.е. найдите значение выражения:

;

— показание термометра
по Цельсию.

Сколько градусов должен показать градусник со
шкалой Фаренгейта, если:

а) = 0;
б) = -20;
в) = 20;
г) = 100;
д) = -100;
е) = 450.

Задачи Буратино.

1. Цвет зеленый, 5 баллов.

Найдите ошибки в ответах к уравнениям:

а) x – 8 = 3;
б) -x + 2 = -6;
в) ;
г) 2x = -43;
д) -70x = 14;
е) 35 : x = 7.

Ответы: а) 11; б) 4; в) 7; г) 21,5; д) -5; е) -5.

2. Цвет синий, 8 баллов.

Найдите значение выражения: при a = — 4 и a = 4.

3. Цвет красный, 10 баллов.

Найдите число, если про него известно, что:

1. Оно больше –15 и меньше 3;
2. Число ему противоположное, больше 8 и меньше 12;
3. Модуль этого числа – число нечетное;
4. Расстояние от точки, соответствующей этому
числу на числовой оси, до начала отсчета больше 10.


Задачи Мальвины.

1. Цвет зеленый, 5 баллов.

Заполни пропуски:

а) 15a + 5a = …a;
б) -18b — 4b = -22…;
в) 75a + … a = -a;
г) 5a + … + 7a = 14a;
д) … + 2b — … + 3a = -2a — b.

2. Цвет синий, 6 баллов.

Решите уравнение:

3. Цвет красный, 8 баллов.

Заполни пропуски:

А) a < b, если разность a - b…0;
Б) a > b, если разность ab…0;
В) a = b, если разность ab…0;
Г) ab…0, если a > b;
Д) ab = 0, если ab;
Е) ab < 0, если a…b.

4. Цвет красный, 10 баллов.

Запиши число:

1. Модуль которого совпадает с самим числом.
2. Модуль которого является числом,
противоположным записанному.
3. Модуль которого совпадает и с самим числом, и с
числом, ему противоположным.
4. Модуль которого на 2 больше самого числа.
5. Модуль которого на 2 меньше самого числа.

Задачи Тортилы.

1. Цвет красный, 10 баллов.

Объясните, пожалуйста, правило “чжень-фу”,
взятого из древнейшего трактата китайских
математиков “Математика в девяти книгах”:

“Если разного названия, то вычитается,
если одинакового названия, прибавляется,
если положительное без пары, то становится
положительным,
если отрицательное без пары, то становится
отрицательным”.

2 — 4. Цвет зеленый, три задачи по 5 баллов.

Знакомые из истории фразы:

  • “Пифагор жил в VI веке до нашей эры”.
  • “Русь находилась под игом монголо-татар в
    течении XIII-XV веков нашей эры”.
  • “Олимпиада в Москве состоялась в 1980 году”.

Эти даты отмечены на шкале времени:

Ответьте на вопросы:

1. Кто жил раньше: Пифагор или Архимед, если
Архимед жил в 287-212 гг. до нашей эры?
2. Сколько лет жил Архимед?
3.Каким математическим знаком можно заменить
слова: “до нашей эры”, “нашей эры”?
4. Каким числом можно заменить год “Рождества
Христова”?
5. Римский император Август жил с 63 года до нашей
эры по 14 год нашей эры. В каком возрасте умер
император?

Следующий: