Нестандартный интегрированный урок в 9-м классе на тему Последовательность

ПЛАН УРОКА

  1. Вступительное слово (учитель русского языка).
  2. Тестирование учащихся.
  3. Блок учителя математики.
  4. Блок учителя русского языка.
  5. Итог урока (учитель математики, учитель
    русского языка).

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с
понятием “последовательность”, отображающем
определенные явления в русском языке, на которых
строится большая часть лингвистических игр;
проследить эти последовательности в литературе;
развивать логическое и лингвистическое мышление
учащихся; воспитывать интерес к русскому языку;
показать интегративные возможности языка.

Ход урока

I. Вступительное слово (учитель русского
языка)

Трудно совместить несовместимое, но мы
попробуем соединить математику и язык. А где же
будет точка соприкосновения? Вы сейчас сами
скажете. А для этого вспомним, какие есть
значимые части слова? Итак, вам предстоит
составить слово, у которого корень от слова
“СЛЕДЫ”, приставка от слова “ПОУЧЕНИЕ”, 1-й
суффикс- из слова “АТАКОВАТЬ”, 2-й — вы найдете в
слове “МЕЧТАТЕЛЬ”, 3-й — в слове “ЧАСТНЫЙ”, 4-й — в
слове “ХРАБРЫЙ”, а окончание — нулевое.

“ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ” — это и будет темой
нашего урока. Мы познакомимся с понятием
“последовательность”, отражающим определенные
явления в различных областях науки и жизни.

Поскольку мы хотим объединить математику и
язык, нам надо знать, есть ли в классе лингвисты,
математики, для этого мы проведем небольшое
тестирование, кто наберет 3 А и больше -
математики, 3 Б и больше — лингвисты, (вопросы для
каждого на листочке)

1. Что вы знаете лучше?

  • таблицу умножения
  • падежи русского языка

2. Чему вы отдаете предпочтение?

  1. теореме Пифагора
  2. алгоритму о правописании личных окончаний
    глаголов

3. Что вам легче дается?

  • упрощение выражения
  • разбор слова по составу

4. Когда вы больше волнуетесь?

  • перед контрольной работой
  • перед диктантом

5. Какую домашнюю работу вы выполняете
сначала?

  • математику
  • русский язык

6. Любители вы?

решать задачи

  • писать сочинения.
  • БЛОК УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

    ТЕМА УРОКА: Числовая последовательность

    ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с понятием
    “последовательности”; научить находить любой
    член последовательности по формуле М-то члена;
    определить номер члена последовательности;
    развивать логическое мышление учащихся;
    воспитывать интерес к математике.

    I. ПОСТАНОВКА УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ
    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    Сегодня на уроке я познакомлю вас с понятием
    числовой последовательности, которое необходимо
    нам для изучения специальных видов
    последовательностей, а также научу вас находить
    любой член последовательности по формуле М-го
    члена и наоборот, зная член последовательности,
    определить его номер.

    II. ДЕЛОВАЯ ИГРА “БАНК”

    Итак, я предлагаю вам сыграть в небольшую
    деловую игру. Назовем ее “БАНК”. Я буду играть
    роль банкира. А некоторые из вас — роль моих
    клиентов, т.е. вкладчиков. У каждого вкладчика
    имеется определенная сумма денег. Каждый из вас
    может открыть свой счет в моем банке. Деньги
    вложите в конверт и передайте мне.

    Вопрос к учащимся:

    1. Что мне необходимо сделать, чтобы не перепутать
      конверты? (пронумеровать). А теперь давайте
      построим математическую модель данной ситуации.
    2. Что такое вклад сточки зрения математики?
      (число)

    Итак, у меня в руках множество чисел и каждому
    из этих чисел присвоен номер. В этом случае
    говорят, что мы имеем дело с числовой
    последовательностью.

    ВЫВОД: числовая последовательность-это
    множество чисел, каждому из которых присвоен
    номер.

    III. ЗНАКОМСТВО С ОБОЗНАЧЕНИЕМ И ТЕРМИНОЛОГИЕЙ

    Члены последовательности

    п): а1, а2,… аn , n е N, а1,
    а2,…, аn — члены последовательности.

    По отношению к а3, а2 — предыдущий, а4
    - последующий.

    10; 11; 12;… 99 — конечная

    2; 4; 6 … — бесконечная

    Найдите 30-й член этой последовательности (2*30=60)
    Итак, любой член этой последовательности можно
    найти по формуле ап=2n, где n-номер, аn -
    член последовательности.

    Пример 1. Последовательность задана
    формулой аn=n (n — 2)

    Решение:

    Аюо=100*(100-2)=9800

    Пример 2. Последовательность задана
    формулой хп=2n+3

    Решение:

    а) 2n+3=43

    2n=40

    n=20

    Да, т.к. n N.

    б) 2n+3=50

    2n=47

    n=23,5

    Нет, т.к. n N.

    IV. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ (самопроверка)

    Является ли конечной или бесконечной
    последовательность делителей числа 1200?

    Является ли конечной или бесконечной
    последовательность кратных числа б?

    Последовательность задана формулой аn=5n+2.
    Запишите, чему равен ее 3-й член.

    Запишите последний член последовательности
    всех трехзначных чисел.

    Последовательность задана формулой хn=3„+1.
    Является ли число б членом последовательности?

    БЛОК УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

    Нередко можно встретить последовательность в
    поэтических произведениях: прочитайте
    сатирическую миниатюру венгерского поэта Б.
    Бартока “Песня для лентяев”

    В воскресенье — танцевали,
    В понедельник — отдыхали,
    А во вторник — крепко спали,
    В среду — нас едва подняли,
    А в четверг мы спохватились.
    В пятницу опять стал я думать и гадать
    Как в субботу снова нам потанцевать.

    А давайте вспомним, в каких еще поэтических
    произведениях вы встречались с
    последовательностями? (сонет)

    А какая там последовательность и в чем? (в
    каждой строфе 1-я строка чередуется с 3-й, всего 3-4
    четверостишья и 2 заключительные строки).

    А то, что касается языка, то, во-первых, то с чего
    начинается наш язык — я имею в виду АЛФАВИТ, далее
    у меня в руках словарь, какой это словарь, что
    изучает орфоэпия, как вы думаете, почему он у меня
    в руках.

    Как он связан с нашей сегодняшней темой? (все
    слова в любом словаре расположены по алфавиту,
    т.е. в строгой последовательности).

    Далее — многие известные вам игры связаны с
    образованием последовательностей. Например,
    схемы.

    Назовите, какие это будут слова, причем каждое
    последующее слово должно заканчиваться на — ол, -
    ом, — есть. Итак, перед нами тоже
    последовательность из слов с зафиксированными
    последними членами.

    Идем дальше, как получить из воды вино? Правило
    предельно простое. Из задуманного слова
    необходимо получить требуемое, изменяя каждый
    раз одну лишь букву; при этом после каждого
    изменения должно получаться осмысленное слово. В
    игре могут быть использованы только
    существительные в именительном падеже
    единственного числа.

    ВОДА — кода — коза — роза — риза — виза — вина — ВИНО

    А теперь попробуйте перемолоть РОЖЬ на МУКУ.
    Условия те же. Барыня — рабыня. Рожь — рожа — кожа -
    ложа — лужа — лука -мука.

    Еще одна игра в слова, связанная с построением
    последовательностей: двусложное слово ВАРАН
    открывает ряд слов, в которых последний слог
    предыдущего слова должен совпадать с 1-м
    последующего.

    • Можно идти и дальше: от простого к сложному.
    Давайте попробуем построить словесную пирамиду:
    возьмем одну букву и приставим к ней с одной
    стороны по букве до тех пор, пока буквосочетание
    не превратится в слова:

    Д

    АД

    ЛАД

    КЛАД

    ОКЛАД ДОКЛАД

    • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

    1. К указанным словам добавить одну букву так,
    чтобы получить новые слова:

    РОЖЬ- ВАЛ- ТОМ- ОВЦЫ-

    • Продолжите данную последовательность слов и
      объясните, на чем она основана: ПОП, КАЗАК.
    • Составьте последовательность слов на тему
      “Зоопарк”, причем каждое слово начинается на
      последнюю букву предыдущего: СЛОН -…
    • Переставьте буквы в словах так, чтобы из одного
      существительного образовать другое: подвода,
      мошкара, приказ, каркас.
    • Продолжите данную последовательность и
      скажите, на чем она основана: атлас — атлас, хлопок
      - хлопок.

    ИТОГ УРОКА:

    УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

    Итак, с каким понятием, встречающимся в
    математике и в языке, вы познакомились сегодня на
    уроке? (с понятием “последовательности”). Что
    такое последовательность с точки зрения
    математики? (определение последовательности).

    УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

    • Что такое последовательность сточки зрения
      языка?
    • В каких литературных произведениях можно
      встретиться с последовательностью?
    • Есть ли разница между языковой и математической
      последовательностями?
    • Что дает языковая последовательность в
      стихосложении?

    Домашнее задание:

    • Составьте языковую последовательность через
      анаграммы.
    • В любом поэтическом четверостишии попробуйте
      выделить языковую последовательность.

    Следующий: