Нескучный урок


Повседневная работа учителя – это
исследовательская лаборатория. Он сам творит и
подводит итоги своего исследования. Только путем
повышения эффективности труда учителя,
профессионального мастерства можно добиться
успеха и превратить школу – в страну знаний, куда
ученик будет стремиться.

К учителю начальных классов предъявляются
особые требования. Он должен остаться в душе
ребенком, обладать способностью видеть мир
глазами своих учеников. Талантливый педагог
всегда знает способы, как превратить серьезное
занятие в занимательное, провести урок так, чтобы
ученикам не было скучно. Не просто чему-то
научить детей, а суметь сделать учение активным
процессом, привить ребенку тягу к получению
знаний. И ни в коем случае не вызвать отвращения к
школе, как к чему-то насильственному, где есть
только “надо” и “ты должен”. Главный метод
современного педагога – не принуждение, а
убеждение.

Нужно уважать в ребенке личность и делать свою
работу искренне, с любовью и душой. Это, пожалуй,
самое главное качество, необходимое учителю.
Кроме этого педагог должен обладать терпением,
любовью к детям, огромной трудоспособностью,
ведь чем ученик младше, тем большего внимания он
требует.

В своей работе я стремлюсь не просто передавать
своим подопечным знания, которые предусмотрены
программой обучения, а одновременно развивать
познавательную активность и творческую
самостоятельность учащихся.

Любой урок – это творчество учителя и
ученика.

Покажу на примерах, как это происходит на уроке.

Технология развивающего обучения “подарила”
мне особых героев. На уроке, особенно в первом
классе, невозможно обойтись без игр. Конечно,
хорошо, когда в гости к детям приходят сказочные
персонажи, чтобы помочь изучить правила, дать
новые понятия, закрепить изученное. Наши же
особые герои работают на создание учебных
понятий у маленьких школьников. (Приложение
1).

Например, это – звуковички. Они обозначают
звуки. Позже с их помощью вводится понятие
гласных и согласных звуков. Это Тим и Том. Они
дружат с согласными звуками, только Том – с
твердыми, а Тим – с мягкими. Идет установка на
звукобуквенное чтение, а позже и на письмо. Но,
как и во всех сказках, если есть герои
положительные, то должны быть и отрицательные.
Это Палецвротнеклади, он “питается” согласными
звуками, и Ам, он питается гласными звуками. С
помощью этих персонажей организуется работа на
уроке.

Одной из основных задач начальной школы –
обучение ученика беглому, сознательному чтению.

Как я работаю над этим?

Приемы работы над развитием техники
чтения:

- ежеурочные пятиминутки по чтению;

- игры: “Прыжки” — чтение через слово,
“Догонялки” (один читает, другой – догоняет);
“Финиш” — чтение текста до слова, названного
учителем. Нашел – поднимает руку; похожая игра –
“Найди слово”: учитель в тексте загадывает
какое-либо слово, и кто нашел первым, загадывает
слово для всех и т.д.; “Буксир” — чтение за
учеником или учителем в его темпе; чтение с
ошибками “Ловушка” – когда читаю, намеренно
допускаю ошибки. Задача ребят – их исправить;
“Игра в прятки” — учитель начинает читать текст
не сначала, а с любого места, называя только
страницу, остальные должны найти это место и
подстроиться под чтение учителя или ведущего.

- работа с карточками-текстами с указанием
количества слов. Задание – подготовить чтение по
карточке на следующий день (для сильного ученика)
или к концу недели (с учетом особенностей детей);

- при проверке техники чтения строим
“читательскую гусеничку” (ленту, состоящую из
кружков) — ученик, прочитавший большее количество
слов, чем в прошлую проверку, наклеивает к своей
“гусеничке” дополнительный круг. Можно
поощрить тех учеников, которые читают лучше всех
– доклеить к их “гусеничке” дополнительные
кружки. К концу четверти (года) видно, кто как
“подрос” по технике чтения;

- в 4 классе использую дополнительный стимул –
наклейку на форзац дневника, если ученик читает
более 150 слов в минуту. Перед таким чтением я
разъяснила, что по наблюдениям ученых, ученик,
который читает 150, и более слов в минуту будет
отлично успевать по всем предметам в пятом
классе, читающий 120 слов – на “хорошо”, менее 120
слов – на “тройку”.

Конечно, это не говорит о том, что все ученики
класса читают отлично. Есть и проблемные ребята,
но я работаю с ними и надеюсь, что все у них
получится.

Для анализа литературного произведения
использую приемы развивающего обучения.
Например, составление пирамиды-отзыва по
прочитанному тексту.

Пирамида-отзыв


1 слово

– о чем произведение

2 слова

– его особенности, отличия

3 слова

– место и время действия

4 слова

– главные события в книге

5 слов

– главные герои, какие они

6 слов

– что вы чувствовали, когда читали
начало, середину и конец книги

7 слов

– о чем эта книга (дополните первую
строку семью словами)

8 слов

– ваша реклама (рекомендация) книги

Итогом такой работы может служить пример
рекламы книги, которую составил Гаврилко
Александр.



“Всем! Всем! Всем!

Только в четвертом классе у вас есть уникальная
возможность познакомиться с гениальным
произведением американского писателя О. Генри
“Вождь Краснокожих”. Только в этом произведении
вы сможете вместе с маленьким героем отомстить
двум негодяям-бандитам и, ловко обходя все их
подлые замыслы, не только не стать жертвой, но и
оказаться в выигрышном положении”.

Тесно связано с чтением письмо. На уроках
русского языка в работе мне помогают разного
вида карточки, тесты, разноуровневые задания. И,
конечно же, игры. Например, для отработки
написания орфограмм в слове провожу игру
“Одиночное плавание под орфографическим
парусом”. Диктуются слова, дети записывают их на
листах бумаги и сворачивают ровно на одно слово.
Проводится диктант, каждый раз ребята складывают
лист – “сворачивают парус”. Проверка
начинается с последнего слова – учитель диктует
слово с орфограммами, ученики проверяют. Если в
слове допущена ошибка, то ученик делает в этом
месте дырку ручкой насквозь. Парус развернули. У
кого сколько дырок? Расстроенных нет: одни рады,
что ни одной, другие – что вон их сколько! Дома
предстоит “штопать парус” — делать работу над
ошибками.

Для уроков математики тоже можно подобрать
огромное количество разнообразных игр. Например,
игра “Математический футбол” — класс делится на
две команды, выбирается судья на линии. Команды
по очереди задают вопросы друг другу. Судья на
линии считает ошибки-“голы”. И дальше – полная
фантазия учителя! Проверить можно
вычислительные навыки, правила, названия
компонентов, таблицу умножения, внетабличные
случаи, т.е. все, что можно отнести к устному
счету.

Урок познания мира. Тема: Охрана воздуха. На
доске слайд. (Приложение 2).
После обсуждения картинки и слов американского
ученого (Джон Баттан: “Одно из двух: или люди
сделают так, что в воздухе станет меньше дыма, или
дым сделает так, что на Земле станет меньше
людей”) ребята предлагают свои меры по охране
воздуха от загрязнения. Работа может проводиться
в группах.

Или урок по теме “Первый учитель”. Что делать
– прочитать статью учебника и целый урок
выслушивать дифирамбы себе любимому?! Это
неинтересно. Можно сделать так. Дать детям
творческое задание – спросить у своих родителей
об их любимых учителях, можно принести на урок
фотографии. И получился замечательный урок.
Много теплых слов сказали родители о своих
учителях, мы услышали интересные рассказы о
ветеранах нашей школы, об учителях, которые до
сих пор работают здесь. И как интересно услышать
среди урока возглас: “Ой, а я эту учительницу
сегодня в коридоре встретил!”. А если к этому
уроку добавить еще и решение веселых задач из
учебника Г.Остера, то получится замечательный
интегрированный урок.

Пример задач (чтобы и вам тоже было
интересно, попробуйте их решить):

Задача № 1. На педсовет собрались 40 строгих
учительниц, и все стали по очереди ругать одного
печального третьеклассника. Каждая учительница
ругала беднягу по 12 минут. Сколько часов ругали
печального третьеклассника? (480 минут или 8 часов).

Задача № 2. Ученики одной школы следят за
тем, чтобы вода не лилась из кранов зря, поэтому
половина учеников этой школы приходит на занятия
с немытыми руками. Другая половина приходит не
только с немытыми руками, но и с неумытыми лицами.
Сколько всего учеников в этой школе, если каждый
день с неумытыми лицами на занятия приходят 290
мальчиков и 46 девочек?

Можно закончить решение задачи разговором о
гигиене, о полезных привычках.

Задача № 3. заставила меня задуматься о
целесообразности безотметочного обучения.

Уходя на пенсию, строгая учительница
подсчитала, что за долгие годы самоотверженного
труда она поставила своим ученикам 26.172 двойки,
11.583 тройки, 4.884 четверки и 955 пятерок. Сколько
всего отметок поставила строгая учительница за
годы самоотверженного труда? (44.594)

Улыбка, уместная шутка – это один из принципов
создания здоровьесберегающей среды на уроке. Ш.
А. Амонашвили в своей книге “Улыбка моя, где ты…”
писал:

“Мощь Улыбка несет. Она есть Особая Мудрость.

В Улыбке мощь и мудрость учителя.

Скажут: Это же мелочь — Педагогическая Улыбка
— по сравнению с современными мощными
средствами обучения!

Отвечаю: А если Улыбка дарит ребенку более
мощный импульс жизни, чем все принципы, методы и
компьютеры вместе, это мелочь?

Скажут: Ведь от характера и настроения учителя
зависит, улыбнется он детям или не улыбнется!

Отвечаю: От учителя зависит создание своей
личности, потому он учитель!

Скажут: Но нельзя же заставить учителя
улыбаться ученикам?

Отвечаю: А кто заставлял его быть учителем?

Скажут: Как проверим мощь и мудрость улыбки?

Отвечаю: Постойте у порога школы, посчитайте,
сколько улыбок принесут с собой дети и сколько
потом унесут…”

И закончить мне бы хотелось словами из книги Ш.
А.Амонашвили:

“От ученика:

Учитель мой, улыбнись мне сейчас, пока я расту и
нуждаюсь в улыбках твоих. И улыбнусь я тебе, когда
стану взрослым, и ты будешь нуждаться в улыбках
моих”.




Следующий: