Необходимость приобщения учащихся к исследовательской деятельности

Есть возраст, в котором почти каждый ребенок
хочет стать ученым, исследователем. Это время,
когда школьные занятия еще не отбили интереса к
серьезной науке, и она кажется романтичным и
увлекательным занятием, а внутренняя
потребность к “игре во взрослых” еще сильна. И
если в этот момент предложить детям заняться
настоящей научной деятельностью, мы почти
наверняка спасем их от равнодушия к сухим
школьным дисциплинам.

Мы редко отдаем себе отчет в том, что
исследовательская деятельность школьников – не
альтернатива школьной программе, это как раз
наоборот тот “витамин” интереса к науке,
которого часто не хватает школе.
Научно-исследовательская работа учащихся
является одной из форм учебного процесса.
Научные лаборатории и кружки, научные общества
учащихся и конференции, — всё это позволяет
ученику начать полноценную научную работу, найти
единомышленников, с которыми можно
посоветоваться и поделиться результатами своих
исследований. Так или иначе, исследовательской
работой занимаются все учащиеся школ. Написание
рефератов и некоторых видов работ невозможно без
проведения каких-то, пусть самых простых,
исследований. Но более глубокая научная работа,
заниматься которой учащихся не обязывает
учебный план, охватывает лишь некоторых. Ученик,
занимающийся научной работой, отвечает только за
себя; только от него самого зависят тема
исследований, сроки выполнения работы, а так же,
что немаловажно, и будет ли выполнена работа
вообще. Затрачивая своё личное время, ученик
развивает такие важные для будущего
исследователя качества, как творческое мышление,
ответственность и умение отстаивать свою точку
зрения. Со стороны учителя необходимы доброе
внимание и поддержка, без которых ученик,
особенно в младших классах, не захочет (да и
просто не сможет) заниматься “скучной наукой”,
какой кажется почти любая область на начальных
стадиях её освоения.

Сегодня, когда Россия и её наука переживают не
лучшие времена, необходимо пристальное внимание
к научной деятельности уже со школьной скамьи.
Плохое финансирование образовательных
учреждений породило начало процесса снижения
уровня данного вида деятельности. Ученики,
занимающиеся научной работой, требуют главным
образом моральной поддержки, и отказывать им в
этом просто кощунство.

Во время обучения в Тарском филиале Омского
государственного педагогического университета
нами была проведена диагностика, которая выявила
необходимость перестройки учебного процесса в
школе с учетом включения элементов
исследовательской деятельности детей.

Олимпиады и конференции собирают безусловно
талантливых, одаренных детей. Но, с
психологической точки зрения, это разные типы
одаренности. В первом случае (дети – участники
олимпиады) наблюдается интеллектуальная
одаренность, которая выражается в том, что дети
проявляют себя знающими, интеллектуально
развитыми, способными к углубленному обучению
личностями. Во втором случае, когда дети
занимаются исследовательской, творческой
деятельностью, можно говорить о творческой
одаренности. Причем, если первые, как отмечают
психологи и педагоги, – “пожиратели знаний”,
“энциклопедисты”, то вторые – “созидатели
нового”, “творцы”, “открыватели” знаний,
“исследователи”.

Кроме того, если учащийся включен в
исследовательскую деятельность, то он, как
правило, работает со специалистом, работает в
научной среде, зачастую в сообществе настоящих
ученых – на базе научно-исследовательских
институтов, высших учебных заведений и т.д. Таким
образом, он получает самое настоящее образование
– “образ” будущей профессии,
жизнедеятельности, мировоззрения и т. д.

Сравнительный анализ олимпиад и конференций
показал также, что принципиально отличается
характер предшествующей до олимпиады или
конференции учебной деятельности школьника в
каждом случае. Для того чтобы успешно выступить
на олимпиаде, необходимо глубоко изучить
предмет, решить большое число повышенной
сложности задач и т.п. Для того чтобы принять
участие в научной конференции, необходимо
заниматься исследовательской работой, а чтобы
успешно выступить на ней, надо провести
серьезное научное исследование: определить цели
и задачи, объект и предмет исследования, изучить
большое количество литературы, выдвинуть
гипотезу, провести, используя разные методы, само
исследование, получить результаты, сделать
выводы, оформить работу, а потом уже суметь
выступить с ней на конференции.

Исследование показало, что различен и уровень
усвоения опыта. Для олимпиад характерен
эвристический уровень: учащийся может применить
ранее освоенные действия для решения нетиповой
задачи, при этом он получает субъективно новую
информацию. Для конференций – креативный
уровень: учащийся при выполнении
исследовательской работы, творческого задания
получает объективно новую информацию.

Конечный результат, продукт деятельности
учащегося на олимпиаде – выполненное задание
(решенная задача и т.п.) с заранее известным
результатом (ответом) для жюри. Он обладает
субъективной новизной. В исследовательской
деятельности – это научная работа, результаты
которой докладываются на конференции. Они были
получены в процессе самой деятельности
учащегося. Заранее результаты никому не
известны. Конечный творческий продукт обладает
объективной новизной. Более того, этот продукт
(научная, творческая работа) обладает, как
правило, не только новизной, но и
общественно-значимой, практической ценностью.

Коротко приведем сравнение олимпиад и
конференций по другим параметрам.

Уровень развития интереса:

в первом
случае – познавательный (потребность в
увеличении знаний и т.п.), во втором – творческий
(потребность сделать свое исследование,
творческую работу и т.п.).

Уровень коммуникаций

педагога и
учащегося в образовательном процессе: в первом
случае – продуктивный (делай сам), во втором –
креативный (выражение собственного “я”,
сотворчество учащегося и педагога – научного
руководителя).

Роль учащегося

в образовательном
процессе до и во время олимпиады – обучаемый,
“решатель задач”; до и во время конференции –
исследователь научной проблемы, докладчик.

Роль педагога

в образовательном
процессе при подготовке к олимпиаде – “тренер”
в решении задач, роль педагога при проведении
исследовательской работы и подготовке к
конференции – научный руководитель.

Таким образом, диагностика выявила
необходимость создания условий для творческой
самореализации детей, приобщение их к
исследовательской и другой творческой
деятельности в различных областях науки.

В этих условиях важным фактором формирования
образовательной среды, обеспечивающей
современное качество образования, является
включение исследовательской деятельности
учащихся в практику обучения.

Необходимо осознанно подойти к созданию
научного общества, в школе из разовых участий в
районных и городских конференциях необходимо
создать общество, основанное на субъектности
взаимодействия взрослого и ребенка в ходе
педагогического руководства исследовательской
деятельностью учащихся.

Основной целью НОУ должно являться выявление и
поддержка одаренных учащихся, развитие их
интеллектуальных, творческих способностей,
поддержка научно-исследовательских интересов
учеников. Конечно же, главное направление – это
выдвижение и реализация в научных исследованиях
творческих идей и создание научных работ и
проектов.

В этом процессе можно выделить несколько
этапов.

На первом этапе
организационно-подготовительном – выявляются
учащиеся, желающие работать в научном обществе.
Ведущая роль здесь принадлежит
учителям-предметникам, которые в процессе
индивидуальной работы с учениками призваны не
только разглядеть “искру” исследовательского
таланта, но и помочь в выборе темы
предполагаемого исследования, определить круг
проблем, требующих решения, подобрать
необходимую литературу.

В этой связи важно, чтобы учащийся с первых
шагов понимал конкретную значимость своего
исследования, возможность его использования не
только в прикладных целях, но и в практическом
плане (выступления на уроках и во внеурочных
мероприятиях, участие в научных конференциях
разного ранга).

На следующем этапе должна начинается
непосредственная работа самого ученика над
проектом под руководством учителя. Большим
подспорьем в написании творческих проектов
является библиотека, другие способы получения
информации (Интернет).

Нередко в ходе написания исследовательских
работ возникает ситуация, когда предлагаемая
тема работы находится на стыке нескольких
дисциплин и требует консультативной помощи
представителя высшей школы. Такое
сотрудничество повышает уровень
исследовательских работ, приближает
деятельность учащихся к подлинно научным
разработкам.

Важным этапом исследовательской работы
учащихся должна является экспертиза творческих
проектов, проводимая экспертными группами,
созданными на основе методических объединений
учителей школы. Рецензенты и оппоненты из числа
учителей и присутствующих учащихся дают
предварительную оценку проделанной работе,
выявляют слабые стороны исследования, оказывают
помощь в решении возникших вопросов. Таким
образом, повышаются критерии требовательности и
ответственности к уровню выполняемой работы
среди учащихся. Наиболее удачные работы
рекомендуются для участия в районной научной
конференции учащихся.

Таким образом, включение исследовательской
работы учащихся в процесс обучения в
общеобразовательной школе в рамках НОУ
позволяет привнести в него не только
индивидуализацию и дифференциацию образования,
стать средством определения индивидуального
образовательного маршрута с учетом способностей
и интересов ученика, но и быть реальной основой
объединения основного и дополнительного
образования, что является условием развития
личности ученика и его способностей.

Следующий: