Некоторые формы работы по повышению качества обучения иностранному языку старшеклассников

В последние годы большое внимание уделяется
проблеме качества обучения иностранному языку
учащихся. Анализ психолого-педагогической
литературы и личный практический опыт
свидетельствует, что интерес к изучению
иностранного языка очень велик на начальной
стадии преподавания, а в старших классах он
значительно ослабевает. Это связано, прежде
всего, с тем, что старшеклассники не видят
прикладного характера данного учебного предмета
и не представляют возможным использование
иностранного языка за пределами школы.
Совершенно очевидно, что иностранный язык может
быть использован как при дальнейшем продолжении
обучения, так и в будущей профессиональной
деятельности. Интерес и мотивация являются
важнейшими условия качественного обучения. Мы
сделали попытку объединить эти условия с еще
одним важным условием качественного обучения, то
есть с дифференциацией на основе
предпрофессиональных намерений школьников.

В преподавании дисциплин
психолого-педагогического цикла и методик
отдельных предметов имеются собственные
традиции использования материала, связанного с
профессиональной ориентацией и моделированием
профессиональных ситуаций обучения. Мы
постарались употребить принцип дифференциации
на основе личного интереса к изучению
иностранного языка, базируясь на
предпрофессиональных намерениях
старшеклассников как условии качественного
обучения.

Заключили контракты с учениками на выполнение
учебной деятельности на время экспериментальной
работы, что также дает профессиональный оттенок
последующей работе. Контракт походил по своей
форме и содержанию на подобные, заключаемые на
рабочем месте, тем самым, подчеркнув
ответственность при выполнении контрактных
обязательств на протяжении всей работы по
изучению иностранного языка и при отношении к
выполняемой самостоятельной и домашней работе.

Ключевыми положениями контракта можно назвать:

– я обязуюсь:

– преподаватель имеет право…

– в случае…

Типовыми “обязательствами” можно назвать:

– научиться читать без ошибок до конца
полугодия,

– научиться отвечать на вопросы собеседника,

– научиться употреблять времена английского
глагола,

– исправить произношение,

– повысить на 1 балл оценку по иностранному
языку до конца учебного года.

Пополнить словарный запас на 100 единиц до конца
учебного года.

Для подтверждения предположения, что
иностранный язык является необходимым условием
качественного образования и, как следствие,
получением достойной профессии, был составлен
коллективный стереотип тех профессий, с которыми
ученики связывают свое ближайшее будущее.

Итак, работа учителя была построена таким
образом, чтобы охватить основные направления
изучения школьного предмета “иностранный язык”.
По окончании этого этапа исследования
преподаватель может составить рабочие группы в
зависимости от совпадения интересов на одних
занятиях, объединив в рабочие группы школьников
с противоположными профессиональными
наклонностями. Например, спорт-музыка,
преподавание-строительство,
юриспруденция-математика и т.д. Учитель имеет
возможность использовать их на уроках, связанных
с работой на любом из видов речевой деятельности
(говорение, чтение, письмо, аудирование). Мы
выделили рабочие группы, количество детей в
которых не превышало 4-х человек. Такими
профессиональными блоками- группами были :
математика, юриспруденция, спорт и туризм,
искусство, педагогика, обслуживающий труд,
бизнес и коммерция, рабочие специальности.

Учебный материал подается в виде
разговоров-бесед представителей различных стран
и социальных групп. Исходя из проведенных ранее
(на диагностическом этапе эксперимента) опросов
и анкет, всем школьникам были присвоены
профессиональные роли, в зависимости от их
собственного выбора будущей профессии

Причем такие задания можно предлагать, даже
если, на первый взгляд, разговорная (говорение)
тема по учебному плану не совпадает с собственно
темой “ Профессии”. Так, при изучении классом
кулинарной и продуктовой лексики в ходе учебной
работы по теме “Еда. В столовой. В ресторане.”
читается текст из учебника, который описывает
приемы пищи в Великобритании и США, и учащимся
необходимо закрепить и отработать этот материал
на уроке и дома. Связать эту лексику с
обязательным для необходимого
“профессионального минимума” просто. Учитель
проводит параллель материала с будущей
профессией школьников, каждая из составленных
рабочих групп получает определенное задание.
Выполняя эти задания, учащиеся видят
профессиональную применимость изучаемого
материала как на бытовом уровне, так и в деловом
контексте. Так, одним из практических заданий
можно предложить следующее:



– составьте ситуации (монологическая речь) или
подготовьте диалоги (диалогическая речь) от лица
различных профессий. Можно начать ваше
выступление со слов:

  • я собираюсь стать балериной, и поэтому в мой
    рацион должны входить только овощи, фрукты и
    низкокалорийные продукты …
  • так как у учителей долгий рабочий день, а
    перемены небольшие, то возможность пообедать….
  • Мы – спортсмены обедаем 5-6 раз в день во время
    тренировочных сборов. Это – завтрак, ленч, обед,
    полдник, ужин и чай с выпечкой после последней
    тренировки…

Мы привели пример отдельных форм работы по
данной проблеме. Задача преподавателя
иностранного языка – активизировать
деятельность школьников на всех этапах изучения
языка, разработать задания с учетом языковой
подготовки обучаемой группы и их индивидуальных
особенностей. Это означает, что у всех ребят
наблюдаются разные способности к изучению
иностранного языка.

Еще один прием использования
предпрофессиональных намерений на уроке
иностранного языка — деловые игры. Так, при
обсуждении игры “В транспорте во время час-пик”,
ребята дискуссировали на основе темы “Время.
Транспорт” в какое время они будут возвращаться
с рабочего места, из офиса или с завода, если
будут работать по выбранной ими на этот момент
специальности (биолог, журналист, сварщик,
продавец, танцовщица). Задачей учащихся было
отстаивать свою точку зрения, убедительно
излагать мысли, заинтересовать слушателей
мнением по проблеме. Таким образом, посредством
английского языка, на основе выбранной профессии
ученики пытались решить коммуникативные задачи.
Успехи были различными. Большинство справилось с
поставленным заданием. Но необходимо отметить,
что иногда успешно справляющийся с
индивидуальным заданием человек выглядел
неумело под натиском вопросов со всех сторон
ребят, желающих выразить свою точку зрения. В
этом наблюдается коммуникативная способность к
адаптации не только на уроке, но и, как
продолжение школы, в реальной жизни.

Целесообразно, прочитав текущие анкеты ребят,
сделать индивидуальный психологический портрет
каждого ученика, составить заранее характерные
словосочетания, которые бы отражали
предпрофессиональные намерения учеников и их
портрет в целом. Учащиеся повторяли на слух
(аудирование) за учителем словосочетания на
английском языке, которые отражали стереотип
выбранной ими профессии, ежедневный личный
настрой на уроке веселый. Так, словосочетания
“веселый почтальон”, “сосредоточенный
полицейский”, “мрачный юрист” являются
примером составленного экспериментаторами
списка профессий. Каждое из словосочетаний не
только заостряет внимание на названии профессии,
но и комуникативно окрашивает урок, ведь
настроение на уроке учеников и преподавателя
взаимозависимы. Если на очередном занятии вместо
обычной “легкой балерины” последняя
превращается в “грустную”, это значит, что
преподаватель заметил перемену настроения одной
из учениц не в лучшую сторону. И наоборот, если
“трудолюбивый” заменил “мрачного юриста”, это
определяет ход урока в положительную сторону,
воспитывает у ребят внимательность к
эмоциональному настрою друг друга и
преподавателя-наставника. Профессиональная
направленность этих упражнений очевидна. Мы
формируем некоторый стереотип профессии вообще.
Словосочетание “ неаккуратная танцовщица” или
“грубый врач” моментально привлекает внимание,
тем самым, воспитывая у ребят серьезное
отношение к поиску подходящих для их
специальности положительных и отрицательных
определений. Так появилось задание по
составлению фотороботов профессий.

Задача 1. Выберите из предложенных
предметов вещи, необходимые по выбранной вами
профессии, прочитайте это по-английски.

Задача 2. Дополните общий фоторобот
вашей профессии, назвав предметы по-английски.

Предлагаемые предметы:

  • Ножницы, колпак, молоток, платье для концерта,
    гаечный ключ, ботинки, перчатки, сапоги,
    наперсток, компьютер, каска, кассовый аппарат,
    указка, руль, шприц, свод законов, школьная доска,
    водонапорный шланг, кастрюля, ружье, кисть и
    краски, очки, униформа, белый халат.

Таким образом, наш опыт позволяет сделать
вывод, что использование упражнений, в основе
которых лежат предпрофессиональные намерения
учащихся, могут повышать мотивацию и интерес к
изучению иностранного языка. Следовательно,
помогать в достижении более высоких результатов
при изучении иностранного языка.




Следующий: