Некоторые аспекты технологии обучения по уровневой дифференциации


Некоторые аспекты технологии обучения по
уровневой дифференциации.

Повышение эффективности обучения
непосредственно связано с тем, насколько полно
учитываются особенности каждого учащегося.
Важной индивидуальной особенностью учащихся
является их способность к усвоению знаний, т.е.
обучаемость.



Под влиянием возрастающих требований жизни
увеличивается объем и усложняется содержание
знаний, подлежащих усвоению в школе. Чем глубже
развивается этот процесс, тем более четко
выступают индивидуальные различия в обучаемости
школьников.

Как показали многочисленные
психолого-дидактические исследования, если
уровнять многие факторы, влияющие на уровень
усвоения новых знаний, а именно:

  • обеспечить одинаковый исходный минимум знаний
    у всех учащихся,
  • положительное отношение их к уроку,
  • елание как можно лучше усвоить материал,
  • тщательно разработать методику введения нового
    материала,

то, несмотря на равенство этих условий, новые
знания будут усвоены по-разному.

Не секрет, что подгонка знаний учащихся к
формальным одинаковым требованиям, тормозит
умственное развитие школьников, снижает их
учебную активность. При ориентации на “среднего
школьника” в процессе обучения, дети, как
правило, перегружены учебной работой и в то же
время интеллектуально недогружены. Как следует
из методик и пособий для преподавания предыдущих
лет, неоднократно делались попытки создать новую
систему в обучении, равно оптимальную для всех
учащихся. Например, в 1984 году было предложено, как
основное средство реализации принципа
индивидуального подхода, индивидуальные
самостоятельные работы, предназначенные для
учащихся. Эта идея не получила развития в силу
своей громоздкости и непроработанности. Но поиск
новых форм преподавания дает свои результаты.
Как сделать процесс обучения более гибким, более
приспособленным к каждому ученику? Ответ на этот
вопрос, на мой взгляд, дает новая технология
обучения “Уровневая дифференциация”. Эта
технология позволяет избежать некоторых
недостатков предыдущих методик.



Данная работа посвящена технологии обучения
уровневой дифференциации, позволяющей более
активно использовать потенциальные возможности
учащихся. Уровневая дифференциация предполагает
такие формы обучения, которые позволяют дать
столько знаний для конкретного ученика, сколько
он сможет в себя вместить. При таком походе
возможны два пути.

Первый путь

общеизвестен. О нем говорят с
тех пор, как только появились учителя и ученики.
Найти подход к обучаемому, дать материал по его
способности к усвоению данного материала, найти
правильную форму общения с учащимся при проверке
знаний. Другими словами найти “ключ” к
ученику. Но все это возможно при определенных
способностях преподавателя, при ограниченном
количестве учеников и т.д., что не всегда
выполнимо в наших среднеобразовательных школах.
Особенно затрудняет задачу обучения фактор
количественной перегруженности классов. По
оценкам специалистов число обуваемых в группе
должно колебаться от 7 до 12 человек. Большое
количество обучаемых, не дает возможности
индивидуального подхода при изложении
материала. Единственное, что остается в данной
ситуации – это постараться, как можно более
объективно подходить к оценке знаний. Будь то
контрольная работа или ответ у доски. Здесь
возникает множество проблем. Это и неоднозначное
отношение учеников к учителю, когда они видят,
что за почти одинаковые ответы разные ученики
получают неодинаковые оценки. Это и возможно
необъективная оценка знаний при предвзятом
отношении учителя к ученику и т.д. В данном случае
все зависит от умения учителя правильно повести
себя и побороть в себе чувство симпатии или
антипатии к данному ученику.

Второй путь

– это введение одного из
ключевых элементов технологии уровневой
дифференциации – проведение зачетов. Это
достаточно глобальная система, которая
позволяет несколько уменьшить влияние
человеческого фактора (имеется ввиду
необъективность оценки знаний), более четко
очертить границы тех знаний, которые
соответствуют уровням оценки. Главной целью
уровневой дифференциации является

достижение всеми школьниками базового уровня
подготовки, представляющего государственный
стандарт образования, и при этом создать условия
учащимся, проявляющимся интерес и способности к
предмету, для усвоения изучаемого материала на
более высоких уровнях. В соответствии с этим по
каждой теме явно выделен уровень обязательной
подготовки, который задает достаточную нижнюю
границу усвоения материала.

Но прежде чем перейти к анализу нового метода,
необходимо остановиться на основных моментах
организации данной формы обучения.

Основные этапы при изучении новой темы можно
выделить

следующим образом.

  1. Перед изучением новой темы необходимо
    предложить ученикам перечень вопросов, типовые
    задачи и примеры, которые будут необходимы для
    сдачи зачета.
  2. Во время работы над новым материалом
    рассматриваются примеры и задачи, аналогичные
    зачетным.
  3. Зачет проводится с использованием карточек,
    содержащих различные варианты зачетных
    вопросов, примеров и задач. Карточка состоит из
    обязательной и дополнительной части.
    Обязательная часть необходима для получения
    зачета, а дополнительная часть для получения
    оценки 4 или 5.
  4. Оценка выставляется в зависимости от
    количества и сложности решенных задач.
  5. Пересдача зачета.

Рассмотрим каждый этап в отдельности.

Первый этап.

Перед тем, как начать изучение
новой темы, необходимо показать ученикам, что же
из себя представляет данный раздел, какие он
решает вопросы, и о чем будет идти речь в целом.
Получив эту информацию, даже не углубляясь в
тонкости, ученику будет гораздо проще осмыслить
каждый вопрос в отдельности. В противном случае,
если материал давать последовательно, не
определив всю картину в целом, большая часть
времени ученика уйдет на определение того, какое
место занимает данный вопрос и какая взаимосвязь
между отдельными кусочками теории. Таким
образом, имеет смысл дать не только перечень
вопросов и примеров, но и остановиться на их
взаимосвязи. Тогда ученик может получить
осязаемую цель.

С точки зрения психологии ребенка, которому
трудно раньше было сосредоточиться на какой-то
абстрактной контрольной работе, данная методика
дала вполне конкретную цель. Т.е. это конкретные
примеры и задачи, решив которые, ты получишь ту
оценку, на которую рассчитываешь.

Второй этап.

Такой способ подготовки, как
изучение и решение аналогичных задач и примеров,
встречающихся в зачете, больше подходит для
учеников средней успеваемости. Если ученик не
обладает хорошими способностями в том или ином
предмете, но имеет желание не быть отстающим, ему
достаточно проработать предложенные примеры.
После этого в нем появляется уверенность в том,
что он сдаст зачет. Наличие уверенности в себе
является очень важной особенностью такого
подхода в обучении.

Давайте попробуем рассмотреть, что нужно
ученику для того, чтобы хорошо учиться по любому
предмету:

  • способности,
  • интерес,
  • уверенность в себе.

Способности

– вещь сугубо индивидуальная. У
некоторых они могут развиваться постепенно, у
других просыпаются неожиданно. Но практически у
любого здорового ребенка способности есть. Надо
только найти правильный путь к их раскрытию.

Интерес.

Умение пробудить интерес к
своему предмету определяется в большей степени
личностью преподавателя. В данном вопросе
практически все зависит от квалификации учителя,
умения общаться, его любви к своему предмету и
т.д.

Уверенность.

Уверенность – это то
изначальное, из чего может пробудиться интерес,
это та почва, на которой будет развиваться любовь
к науке. Уверенность рождается очень медленно, и
один неосторожный шаг со стороны учителя может
надолго затормозить развитие своего ученика. Вот
поэтому, на мой взгляд, очень важно дать
почувствовать учащимся, что они могут решать
задачи самостоятельно. После чего появляется
надежда, что у них пробудиться интерес к предмету
и будут все предпосылки к развитию способностей.

Третий и четвертый этапы.

Карточка не
является копией варианта контрольной работы.
Карточка содержит большее количество примеров,
чем необходимо решить для получения зачета или
оценки. Такой подход позволяет снять достаточно
серьезную проблему: преодоление
психологического барьера, который возникает,
если в начале работы не получилось решение
задачи.

Некоторые ученики зацикливаются на решении
неполучающего номера и не переходят к решению
следующего. Другие же, перейдя к следующему
номеру, не могут отделаться от мысли, что
предыдущий номер не сделан. При наличии
нескольких запасных номеров всегда остается
надежда: “Раз этот не получился, получится
другой
!”

Такой подход на практике дает неплохие
результаты. Использование карточек в отличие от
контрольных работ позволяет работать с каждым
учеником в отдельности. При подборе задач на
оценку “4” или “5” можно составить карточки с
учетом способностей учеников. Учитель всегда
чувствует нереализованный потенциал ученика и
имеет возможность дать именно ту карточку,
которая более продуктивно заставит работать
именно этого ученика.



Пятый этап.

Методика обучения с контрольными
работами ставит ученика в жесткие рамки.
Получение низкой оценки, которая тут же
сказывается на четвертной оценки, держит ученика
в постоянном нервном напряжении за полученную
оценку. Пересдача зачета дает возможность
получить именно ту оценку, на которую
рассчитывает ученик, имея при этом, достаточно
времени для подготовки. В данной ситуации он
рассчитывает не на то, что повезет или не повезет,
спишет или не спишет, а на самого себя.

На мой взгляд, новая методика уровневой
дифференциации достаточно удачно подходит для
процесса обучения. Она не витает в воздухе в виде
идеи или некоторых советов – это хорошо
продуманная, стройная система, учитывающая
реальную ситуацию в сфере образования.

В качестве примера можно рассмотреть
рекомендации по пересдачи зачетов. Дело в том,
что диапазон уровневой подготовки учеников
очень велик. Есть способные дети, схватывающие
все “на лету” и такие, которые для понимания
несложных заданий требуется не один час времени.
Вот именно для таких детей предлагается
следующее: “Если ученик не получил “зачет” за
обязательную часть, то он должен эту часть
пересдать. Однако не все обязательные задачи,
которые в нее включены, а только не решенные им.
То есть, при пересдаче ему предлагаются задания,
аналогичные только тем, которые он решил неверно
или к решению которых не преступал совсем. Для
этого можно воспользоваться заданиями из
другого варианта данного зачета или составить
аналогичные.” Правда, как показывает практика
невозможно создать сразу идеальную систему. Есть
недостатки, которые анализируются и, в конце
концов, будут найдены более совершенные приемы в
обучении. В качестве недостатка можно
рассмотреть вопрос о пересдаче зачета.

С одной стороны, он дает возможность отстающим
ученикам реализовать свои возможности, а с
другой стороны, часть учеников может откладывать
сдачу зачетов на последний день, тем самым,
расхолаживаясь в процессе работы и сильно
перегружаясь к концу учебного года, когда
накопятся долги по всем предметам. Если брать во
внимание большинство учеников, для которых
получение свободы является положительным
фактором, то можно отменить достаточно большие
сдвиги и в отношении к учебе и в усвоении
материала. Американские ученые-психологи Карен
Миллер и Мелвин Кон установили, что более сложная
и самостоятельная свободная от мелочной опеки
учебная работа способствует формированию более
гибкого, творческого стиля мышления, уменьшает
вероятность эмоциональных расстройств.

В подтверждение этому можно отметить
значительное увеличение активности учащихся.
Сам фактор свободы подсознательно увеличивает
их раскованность при общении с учителем. Если
раньше при возникновении вопроса ученик мог
постесняться спросить или понадеяться, что
данный вопрос не попадется в контрольной работе
или его не спросят по этой теме, то теперь он
заранее знает, что ему надо сдавать и на какие
вопросы отвечать. Это в свою очередь
подталкивает к более активному участию в
обучающем процессе.

Следует также отметить, что все предлагаемые
зачеты являются ориентировочными. В зависимости
от способностей класса, учитель может внести
различные коррективы в содержание заданий и
систему оценки результатов. Например, заменить
неподходящие для его класса задания, оценивать
меньшим числом баллов неполное решение задания
(пропущены некоторые шаги решения или не
рассмотрены все возможные случаи), изменить
число баллов за выполнение задания, а также
критерии выставления оценок за каждую из частей
зачета. Можно даже на первых порах снизить
уровень обязательных требований, если ученики
пока с ним не справляются. Этим хотелось еще раз
подчеркнуть то, что данная система позволяет
творчески подойти к процессу обучения.
Попробовать найти свои новые решения и проводя
их в жизнь постоянно улучшать и совершенствовать
процесс обучения.




Следующий: