Некоторые аспекты построения творческого коллектива

Ведущие направления в развитии образования, определённые Концепцией
модернизации российского образования на период до 2010 года, могут быть
реализованы при условии постоянного совершенствования педагогической
деятельности педагогов, воспитателей общеобразовательных учреждений различных
типов и видов.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №1 Центр развития ребёнка
«Сказка» последовательно и систематично идёт по пути преобразований, работает в
режиме развития, используя достижения науки и педагогического опыта. В связи с
этим изменяются функции методического сопровождения, обеспечивающего
деятельность работы в виду перехода детского сада на новый статус-Центр развития
ребёнка.

Целенаправленное, последовательное решение всех задач, стоящих перед
педагогическим коллективом ЦРР, в значительной мере обеспечивается чётким
планированием, своевременным требованием от воспитателей решения поставленных
перед ними задач. В моей практике стало нормой ежегодное планирование годового
плана на основе анализа работы ЦРР по результатам учебного года и диагностики
информационных профессиональных потребностей педагогов. Это позволяет выявить
затруднения воспитателей, определить основные направления в содержании работы.
Это большая организаторская работа методического кабинета по повышению
квалификации педагогов.

Осуществлять педагогический контроль — это значит влиять на работу,
преобразовывать её. Недооценка его значения приводит к серьёзным недостаткам в
работе. Я считаю, что там, где существует строгая система контроля за работой
педагогов, там коллективы воспитателей идут по пути совершенствования
воспитательно-образовательного процесса. Это показывают и результаты моей
многолетней работы. Вот почему особое внимание уделяю строгой системе в
руководстве и контроле за состоянием воспитательно-образовательного процесса в
детском саду. Контроль работы воспитателя- это контроль качества подготовки
специалиста. Проверяю наиболее важные вопросы, исключаю мелочную опеку. Это всё,
в конечном итоге, повышает ответственность воспитателя. Провожу обследование
педагогических возможностей коллектива, используя при этом наблюдения, анализ
посещённых мероприятий, анкетирование. Например:

  1. ФИО воспитателя.
  2. Год рождения, число, месяц.
  3. Образование (что? где? когда? закончил)
  4. Стаж (педагогический), с какого времени работает в детском саду?
  5. Когда была в последний раз на курсах.
  6. Какую квалификационную категорию имеет. Если нет категории, то какой
    имеет разряд.
  7. Учебно-воспитательный процесс.
    а) Могу поделиться (опытом, провести занятие, мероприятие, консультацию и
    т.д.).
    б) Наиболее удачно проходит занятие по …
    в) Нужна помощь (в чём конкретно, какая и чья?).
  8. Тема по самообразованию. Отчитывался ли?
  9. Опыт каких воспитателей, на Ваш взгляд, и по какой теме заслуживает
    изучения, обобщения и внедрения в практику?
  10. К кому обращаетесь, чтобы получить квалифицированную методическую
    помощь?
  11. Объективен ли старший воспитатель в воспитательно-образовательной работе
    ко всем? Если нет, то в чём конкретно?
  12. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки на
    данный момент? (по 5-ти бальной системе).
  13. Каковы Ваши профессиональные планы на ближайшие 3(три) года?

На основе анкетирования воспитателей, анализа их
воспитательно-образовательной работы была создана диагностическая карта:

ФИО Год рождения Образование Стаж Курсы повышения квалификации Квалиф. категория Заявленные проблемы
Магомедова
Салихат
Хасбулаевна
1953 ДГПИ

Дошкольный факультет

34 г. 2003 г. Высшая 2004 г. Могу провести открытое занятие по родной речи
Атабаева
Патимат
Атабаевна
1986 Учится на 4 курсе 2 г. 2006 г.

-

Нужна помощь в подготовке к занятиям

Карта оказывает действующую помощь при планировании работы с воспитателями,
повышении их уровня подготовки для осуществления воспитательно-образовательного
процесса в ЦРР, помогает определить возможности и потребности коллектива и
каждого воспитателя в отдельности.

Хорошим подспорьем в моей работе является и план методической работы на
квартал в форме таблицы, где чётко распределены обязанности и методические
мероприятия. Это обеспечивает ритмичность и слаженность в работе всего
коллектива.

Всё шире использую новые формы работы с педагогическим коллективом, с
отдельными педагогами, развивающие творчество, профессиональное мастерство. Это
проведение различных игр, дискуссий в форме КВН, педагогического ринга,
брейн-ринга, тематических пятиминуток (вопросы по одному из разделов программы),
конкурсов педагогического мастерства, конкурсов по развитию коммуникативных
умений воспитателей. Проводила круглый стол-консультации «Основы педагогического
мастерства», психологический аутотренинг на творческую работу, работу в «Школе
молодого педагога», семинар-практикум «Мастерство воспитателя», педсовет
«Самообразование — один из путей повышения профессионального мастерства
педагогов», обзор методической литературы, выставки из опыта воспитателей,
организовала подборку материалов рекомендательного характера по разделам
программы и т.д. Ценность их в том, что они обеспечивают обратную связь,
откровенный обмен мнениями, позволяют анализировать конкретные ситуации,
принимать необходимые решения, учат культуре дискуссии, сплачивают коллектив,
повышают уровень отношений между сотрудниками.

Приведу примерные планы-проспекты некоторых форм методической работы с
педагогическим коллективом, способствующих, на мой взгляд, развитию активности и
творчества воспитателей, способствующие сплочённости педколлектива. Были
проведены педсоветы по физическому воспитанию в форме «Счастливого случая», в
форме деловой игры по организации сюжетно-ролевой игры, игра «Математический
лабиринт» и др. Чтобы помочь воспитателям подготовиться к педсовету, заранее на
стенде в методкабинете сообщаю повестку дня, дату коллективного просмотра работы
с детьми, содержание практических заданий для воспитателей, (сделать выписки из
календарных планов, представить конспекты, записи игр и др.) рекомендую
методическую литературу для изучения. Одновременно посещаю группы. Так, при
подготовке к педсовету на тему «Педагогические принципы организации
сюжетно-ролевой игры» была проведена тематическая проверка в двух параллельных
группах, анкетирование родителей последующим вопросом:

  1. Во что играет ваш ребёнок?
  2. Какие игрушки предпочитает?
  3. Чем руководствуетесь, когда покупаете игрушки? Как преподносить их?
  4. Играете ли вы с ребёнком и если да, то что побуждает вас к этому?
  5. Помогает ли вам игра в воспитании ребёнка?
  6. Какую помощь в организации деятельности детей в семье вы хотели бы
    получить от педагогов?
  7. Учите ли вы детей дагестанским играм?
  8. Какую помощь в организации игры вы можете оказать детскому саду?

На педагогических советах обсуждаем результаты анализа выполнения программы в
каждой группе. Например, был проведён педсовет на тему «Выполнение программы по
развитию элементарных математических представлений», на котором я выступала с
анализом результатов проведённой « Недели Математики», итогами тематической
проверки в старшей группе, а воспитатель данной группы выступила с докладом «Как
я реализую программу на занятиях по математике».

Действенность педсовета обеспечивается конкретностью решений, чётким
распределением обязанностей и строгим контролем за их выполнением. Например,
решение педсовета по теме «Воспитание культуры поведения у дошкольников»
выглядит так.

  1. Продолжить систематическую работу по воспитанию культуры воспитания у
    детей всех возрастных групп.
  2. Разнообразить формы работы с родителями: срок до июня с.г. Ответственные
    педагоги:
  3. Оформить папку-передвижку на тему «Словарь вежливого человека» (средняя
    группа), ответственная – Азизова Э. А. Срок до 20 февраля.
  4. Подобрать материал по теме «Уроки хороших манер» (старшая группа),
    ответственная Магомедрасулова С.М. Срок исполнения – 20 февраля.

Педсоветам обычно предшествует коллективные просмотры какого-либо вида
детской деятельности. Мы особенно ценим эту форму работы, так как в данном
случае воспитатель учится у своего коллеги и вместе с тем оказывает ему помощь.
После взаимного просмотра воспитатели подробно обсуждают увиденное, потом
коллективно советуемся, даём рекомендации. Это помогает нам придерживаться
единых требований и оценок работы. Перед посещением занятий читаю прежние
записи, чтобы проверить действенность указаний, советов, предложений, данных
воспитателю ранее. По ним особенно видно, растёт ли в своём мастерстве
воспитатель или он продолжает топтаться на месте. Так, при анализе
воспитательной работы одна из воспитательниц утверждала, что замеченные сегодня
у неё ошибки случайны и не типичны. Убедить её в обратном помогла запись
анализа, сделанная несколько месяцев тому назад.

Тетрадь анализа воспитательно-образовательной работы помогает в оценке
деловых качеств каждого воспитателя, в выборе индивидуального подхода при
оказании методической помощи.

Проводим открытые занятия по одной теме в двух параллельных возрастных
группах с целью оценить приёмы, методы, использованные воспитателями. Анализ
педагогами таких занятий ставит их из наблюдателей в позицию активных участников
происходящего и позволяет влиять на процесс обсуждения, способствует определению
наиболее эффективных средств, форм и метолов работы.

Поиск новых форм обобщения и пропаганды педагогического опыта привёл к
необходимости проведения «Недели мастеров педагогического труда». Эта «Неделя»
максимально активизирует творчество, мастерство, интеллект воспитателей. Это
здоровое конкуренция педагогического мастерства педагогов. Для того чтобы
присутствующие сумели выделить самое важное в работе воспитателя,
проанализировать её, оценить уровень знаний и умений детей, предварительно
предлагаю им вопросники или памятки. У каждого воспитателя есть тетрадь
посещения режимных моментов своих коллег, что помогает им самим использовать
опыт других воспитателей или, наоборот, избежать ошибок. Открытые занятия,
мероприятия, творческие отчёты организуются и по теме самообразования
воспитателей.

Сама я стараюсь максимально быть в курсе новых технологий, инноваций, проблем
дошкольной педагогики и психологии, что позволяет мне своевременно натолкнуть
воспитателя на мысль о том, какую следует прочитать литературу, как построить
работу, чтобы привести результаты своей работы в соответствие с требованиями
жизни. Например, воспитательница Далгатова М.Б. методически «подкованная»,
опытный педагог терялась в выборе темы по самообразованию. Я предложила ей (а
это было несколько лет назад) поработать над проблемой экологического воспитания
детей, оказывала методическое сопровождение. Всё это дало ей возможность взять
тему самообразования за основу и издать авторскую программу «Формирование основ
экологической культуры» (2006 г.)

Другая воспитательница Латипова Х.К. является автором разработок конспектов
по развитию речи на родном языке в первой младшей группе. Обе разработки
используются в работе педагогами всего района.

Традиционным стало проведение выставок в методкабинете. Цель которых -
практический показ не только педагогических находок педагогов, но и ознакомление
с новинками методической литературы, с литературой для заочников.

Качество методической работы нашего Центра развития ребёнка «Сказка»
сказывается на результатах, которых мы достигли за последние 10 лет.

1997 г.- III призёр республиканского конкурса «Лучший детский сад года».

1998, 2003, 2004 г.г.- дипломы Всероссийского конкурса «Детский сад года».

2001 г.- детский сад впервые получил статус ЦРР.

2002 г.- дипломом Всероссийского конкурса работников образования «Урок
толерантности» награждена Алиева Г.А.

2004 г.- дипломом Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» награждена
Мациева С.Г.

2004 г.- удостоверение Академии повышения квалификации и переподготовки
работников образования г. Москвы получила Алиева Г.А.

2004 г.- диплом международного семинара- конференции в номинации «Знак
качества образования 2004».

2004 г.- дипломом Всероссийского конкурса методических видеофильмов.

2004 г.- дипломом II степени награждена Ганишева У.Х. за участие в
республиканском конкурсе «Академики детства- 2004».

2005 г.- дипломом финалиста Всероссийского конкурса «Дерево. Экологические
проекты с детьми» награждена Магомедова С.А.

2005 г.- дипломом победителя Всероссийского конкурса «Кузька в детском саду».

2006 г.- грамотой журнала «Управление ДОУ» награждена Алиева Г.А. за участие
в конкурсе «Я и читатель, я и писатель».

2006 г.- дипломом I степени награждена команда ЦРР за участие на районном
спортивном празднике «Олимпийские игры Детства».

2007 г.- дипломом Всероссийского фестиваля «Открытый урок» награждена Алиева
Г.А.

2007 г.- грамотой за I место в «Олимпийских играх Детства- 3» среди
воспитанников ДОУ района.

Краткий анализ достижений ЦРР «Сказка» за последние 10 лет показал
результативность и эффективность методической работы. Останавливаться, конечно,
на достигнутом не буду. Остановиться — значит погибнуть.

Следующий: