Нефть, её состав и свойства. Перегонка нефти

Цель: дать понятие о составе, свойствах, способах
переработки нефти.

Оборудование: учебники «Органическая химия», пузырьки
с нефтью, р-р KMnO4 , компакт- диски
«Органическая химия»,  «Общая химия» (Издательство «Учитель»,2007),
мультимедийная презентация на тему: «Нефть и продукты её переработки»,
созданная самими учащимися (Приложение 1).

Ход урока

I. Актуализация опорных
знаний. Введение в тему урока

Учитель вносит  «чёрный ящик». В нём предметы: баночка с
косметическим кремом, парафиновая свеча, вазелин, тарелка, спиртовка, свеча,
портрет Шухова, модаль автомобиля, фото Белгородского технологического
университета им. Шухова.

Задание учащимся: «Попытайтесь связать эти предметы. Ваши
предположения».

Учащиеся: все эти предметы так или иначе связаны с нефтью.

Проблема № 1: Почему нефть является источником
стольких продуктов?

Цель: изучить состав нефти.

Гипотеза: Многообразные области применения нефти
могут определяться её сложным составом.

Теперь давайте наметим план исследования, который поможет
нам убедиться в правильности гипотезы или позволит её опровергнуть.

План:

1. Основные месторождения нефти.

2. Физические свойства нефти.

3. Оценить значение работ инженера Шухова в области
переработки нефти.

4. Познакомиться с дополнительной литературой и Интернет –
ресурсами по теме: «Нефть».

5. Провести эксперимент по изучению физических свойств нефти.

6. Сделать попытку конструирования аппарата для перегонки
нефти.

II. Изучение нового. Фронтальная беседа

Что Вы знаете о нефти из литературы, газет, ТУ, истории?.
Заполнение таблицы.

Что я знаю о нефти из книг, периодической печати,TV, истории.

Что я узнал о нефти в процессе урока?

Демонстрация презентации о нефти, братьях Дубининых,
значении нефти для медицины.

Проведение индивидуального исследования в группах.

На столах у вас перечень заданий- микроисследований для
групп. Познакомьтесь с ними и выберите себе тему микроисследования.

Группа № 1 Исследует месторождения нефти по
географической карте (ксерокопии карт можно раздать заранее).

Группа № 2 Проводит исследование по изучению
физических свойств нефти (на столы раздать образцы нефти для изучения запаха,
цвета, растворимости в воде)

Группа № 3 Проводит исследование по изучению состава
нефти (проводит качественную реакцию на определение непредельных составляющих
в нефти по обесцвечиванию р – ра KMnO4).



Группа № 4 Проводит исследование по теме: «История
инженера В.Г. Шухова» с помощью изучения дополнительной литературы и Интернет-
источников.

Группа № 5 Проводит исследование по теме: «Лечебные
свойства нефти в древности и сейчас» с помощью изучения дополнительной
литературы и Интернет- источников.

Группа № 6 Изобретатели- знакомятся с процессом
перегонки нефти и строением основных его узлов. Демонстрируют модель
ректификационной колонны. Демонстрации сопровождаются показом слайдов
презентации.

Учитель сообщает следующий факт: Выход бензина из
нефти методом перегонки составляет всего 20%!

Противоречие: между потребностями в таком виде
топлива как бензин и небольшим его производством методом перегонки.

Гипотеза: расщепление нефтепродуктов с большой массой
на более мелкие позволит увеличить выход бензиновой фракции.

Проблема № 2 Как увеличить выход бензиновой фракции?

Решение проблемы предложил инженер В.Г.Шухов. Моделирование
процесса крекинга на шаростержневой модели молекулы гексадекана. Анализ табл. № 8
(Рудзитис, Фельдман Химия 10 Сравнение термического и каталитического крекинга)
или сделать ксерокопии указанной таблицы № 8 и положить на столы учащимся.

Обсуждение результатов. Формулирование общего вывода.
Составление опорного конспекта(творчество учащихся).

III. Закрепление в виде игры

«Тонкие» и «толстые» вопросы.

Примеры «тонких» вопросов по тексту: при каких условиях
осуществляется  каталитический крекинг? При какой температуре можно проводить
термический крекинг?

«Толстые» вопросы: почему бензин каталитического крекинга
обладает большей детонационной стойкостью, чем бензин термического крекинга? (ответ:
т.к. содержит углеводороды с разветвлённой цепью.)

Вопросы учителю: что такое детонационная стойкость?

Игра «Лови ошибку»

Нефть – важнейший источник углеводородов.(да) Она состоит из
бензина и керосина. (нет) Нефть кипит при температуре 120º С. (нет) Для
получения бензина её подвергают крекингу. (да)  Нефть перегоняют в
ректификационной колонне. (да)  Пиролиз – это процесс ароматизации нефти. (да) 
Бензин термического крекинга более качественный (нет).

IV. Рефлексия

Закончите предложения:

На уроке я узнал(а)…

Мне понравилось…

На уроке я испытывал…

V. Выставление оценок

VI. Домашнее задание




Следующий: