Неделя самостоятельной работы старшеклассников


Бывшие девятиклассники стоят на пороге старшей
школы. Для большинства детей старшая школа – это
ступенька непрерывного образования и ученики
ждут от школы хорошей подготовки. Для кого-то
старшая школа – это время, когда ребенок
дорастает, созревает до совершеннолетия. Но! В
таком виде перед школой ни та, ни другая задача не
ставится. Школа – это не курсы подготовки в вузы
и не камера хранения для еще не повзрослевших
детей.



Задача старшей школы – создать условия для
самоопределения, для поиска своего “я”;
формирование ответственности за собственные
поступки и решения.



Каждая школа ищет свои пути для решения этой
задачи. Мы нашли, на наш взгляд, универсальную
форму работы со старшеклассниками.

Каждый год в начале декабря наступает особый
период в жизни десятиклассников – “Неделя
самостоятельной работы”. Для учащихся эта
“Неделя” дает возможность приобрести навыки
самостоятельной, исследовательской работы,
реализовать право выбора, научиться рационально
использовать время. Для учителя в эти дни созданы
все условия для дифференциации и
индивидуализации обучения. И время проведения
“Недели” выбрано не случайно. Завершаются
адаптационные процессы в десятых классах,
накопилась усталость у школьников – необходимо
переключиться. Смена видов деятельности –
лучшее для этого средство.

Чтобы эта “Неделя” прошла продуктивно, нужна
четкая ее организация.

В начале учебного года информация о “Неделе”
доводится до сведения старшеклассников и их
родителей. За десять дней до начала “Недели”
учащиеся получают лист – заявку:

Заявка на участие в неделе
самостоятельной работы

ученик (ца)___________________________________ класс
___________


Выбираю

Цель

Задание

Выполнение

1

2

3

На обратной стороне заявки дана
инструкция по ее заполнению:

  1. Выбери три учебных предмета, по которым тебе
    более всего необходима самостоятельная работа,
    запиши их в первой колонке.
  2. Сформулируй для себя и для учителя цель
    самостоятельной работы. Запиши ее в соответствии
    с выбранными предметами во вторую колонку. Цели
    могут быть сформулированы следующим образом:
    • Получить консультацию по написанию реферата
    • Вести подготовку к научно-практической
      конференции
    • Выполнить лабораторную работу
    • Решать задачи по теме “__________________________________________”
    • Подготовить сообщение для учащихся начальных
      или средних классов
    • Поработать в читальном зале городской
      библиотеки с определенным заданием
    • Посетить городской музей с определенным
      заданием
    • Выполнить контрольную работу повышенного
      уровня обучения
    • и т. п.
  3. Третью и четвертую колонку заполняет учитель.
  4. После завершения недели лист-заявка с отметками
    о выполнении заданий сдается в кабинет завучей.

Учащиеся оформляют первые две колонки. Завуч,
куратор старшей школы обрабатывает информацию и
доводит ее до учителей – предметников; учителя
определяют объем и содержание заданий. Эти
задания вписываются в заявочный лист, который
вручается старшеклассникам за два дня до начала
“Недели”.

Все консультации и встречи с учащимися
проводятся согласно постоянно действующему
расписанию уроков.

После завершения “Недели” лист-заявка с
отметками о выполнении заданий сдается куратору
старшей школы. Отметки за выполненные задания
вносятся в классный журнал.

Для подведения итогов “Недели” проводится
анкетирование учащихся и их родителей (см.
образцы анкеты ниже).

Итоги подводятся на заседании Школьного
Методического Совета.

“Неделя самостоятельной работы” имеет
практические результаты: интересные сообщения
для младших школьников, рефераты для школьной и
городской научно-практической конференции, для
Дня науки, творческие проекты.

Таким образом, “Неделя самостоятельной
работы” старшеклассников способствует
раскрытию интересов и склонностей учащихся к
научно-исследовательской деятельности,
формированию у учащихся навыков планирования и
самоконтроля деятельности; удовлетворению
познавательных потребностей учащихся.

Образцы анкет:

Уважаемые ребята!



Для подведения итогов “Недели самостоятельной
работы” просим Вас ответить на следующие
вопросы:

  1. Какие положительные моменты Вы видите в
    проведении “Недели”?
  2. Что Вас не устраивает?
  3. Что, на Ваш взгляд, нужно изменить?
  4. Как отнеслись к неделе Ваши родители?

Уважаемые родители!

Для подведения итогов “Недели самостоятельной
работы” просим Вас ответить на следующие
вопросы:

  1. Насколько полной была информация о “Неделе
    самостоятельной работы”?
  2. Как Вы оцениваете успехи Вашего ребёнка?
  3. Каковы Ваши замечания по проведению “Недели
    самостоятельной работы”?



Следующий: