Наука об окружающей среде и области ее приложения

Тема: Наука об окружающей среде и
области ее приложения.

Цель проекта: Систематизация
экологических знаний через программы различных
учебных дисциплин, на основе самостоятельной
работы студентов с разнообразными видами,
источниками и носителями информации.

Оборудование: — компьютеры с
периферийными устройствами (принтер, сканер,
проигрыватель оптический), видео — и аудио
записывающая аппаратура;

- разнообразные источники информации: книги,
журналы, газеты, справочники, энциклопедии
экологической тематики;
- фотографии из газет;
- видеозаписи событий из программ телевизионных
новостей.

Форма проведения: Образовательный
проект по экологии.

Группу, занятую работой над проектом разбивают
на несколько микрогрупп, каждой из которых дают
задание представить результаты своей
деятельности по исследованию и отбору
необходимой учебной информации в различной
форме. Необходимую помощь оказывают консультационный,
информационный и технический центры
.

Отчет микрогрупп проводится после выполнения
работы с информационными материалами. Каждая
микрогруппа знакомит со своим вариантом
выполнения задания. При обсуждении все могут
выступать по спорным вопросам со своими
замечаниями и предложениями.

1 ЭТАП.

Организация самостоятельной
деятельности студентов в микрогруппе
(индивидуальная, парная, групповая) на выбор.
Использование разнообразных методов и средств
обучения, интегрирование знаний из курсов
различных дисциплин.

2 ЭТАП.

Выступления микрогрупп (отчеты) по
работе с информационными технологиями (умение
отыскать нужную информацию с использованием
разных источников).

Одной из наиболее острых проблем современности
является сохранение среды обитания
человечества.

Любые успехи научно-технического
прогресса будут обесценены, если они
сопровождаются разрушением природы. Человек не
сможет жить без воздуха, свободных от вредных
примесей воды и продуктов питания.

Тейяр де Шарден

Понятие “экология” (от греч. oikos – дом, жилище)
известно всякому образованному человеку, ибо о
ней (экологии) сейчас говорят все: с экранов
телевизоров, по радио, со страниц книг, газет и
журналов.

Слово “экология” на устах первых
руководителей государств мира. Почему это
произошло? Какова причина пристального внимания
к данной проблеме?

1 МИКРОГРУППА.

Почему возникла причина
пристального внимания к экологии?

Экология – наука, изучающая условия
существования живых организмов во взаимосвязи с
окружающей средой. Этот термин был предложен в 1866
году немецким зоологом Э. Геккелем, считавшим,
что под экологией мы должны понимать “сумму
знаний, относящихся к экономике природы:
изучение всей совокупности взаимоотношений
животного с окружающей его средой, как
органической, так и неорганической, и, прежде
всего его дружественных или враждебных
отношений с теми животными и растениями, с
которыми он прямо или косвенно вступает в
контакт”.

Экологическая проблема возникла с появлением
человека на Земле. В естественный и
сбалансированный круговорот веществ в биосфере
вклинился фактор хозяйственной деятельности
человека, который вносил дисбаланс в окружающую
среду по мере своего развития. Глубокие
потрясения, связанные с геноцидом, вначале к
животному, а затем и к растительному миру,
наконец, сокрушительное давление на земельные,
водные ресурсы и атмосферу породили тот клубок
противоречий, который называется проблемой
выживания человечества (демонстрируются
видеозаписи событий из программ информационных
новостей).

Выстраивается модель хозяйственной
деятельности человека (рис. 1)

Рис. 1

2 МИКРОГРУППА.

Дано задание проанализировать
учебные программы по химии, биологии, литературе,
географии, обществознанию и др. Из разнообразных
определений экологии выбрать наиболее научные.

Почему в настоящее время отмечаются
разнообразные толкования содержания самого
термина:

  1. Экология – одна из биологических наук,
    изучающая живые системы в их взаимодействии со
    средой обитания.
  2. Экология – комплексная наука, синтезирующая
    данные естественных и общественных наук о
    природе и взаимодействии ее и общества.
  3. Экология – особый научный подход к
    исследованию проблем взаимодействия организмов,
    биосистем и среды (экологический подход).
  4. Экология – совокупность научных и практических
    проблем взаимоотношений человека и природы
    (экологические проблемы).
  5. Экология – наука о взаимодействии трех систем:
    природы, человеческого общества, порожденной
    человеком техники (глобальная экология).

Анализ учебных программ показывает, что
современная экология не ограничивается только
рамками биологической дисциплины, трактующей
отношения главным образом животных и растений,
она превращается в междисциплинарную науку,
изучающую сложнейшие проблемы, вызванные
обострением экологической обстановки в
масштабах всей планеты.

По этому поводу можно привести слова писателя
С. Залыгина: “Сегодня экология представляется
мне как деятельность, направленная на
преобразование всех остальных форм деятельности
современного человека: управленческой,
производственной, социальной,
здравоохранительной – всех без исключения. Ибо
человечество подошло к тому пределу, за которым,
если не будет пересмотрена вся наша жизнь в
пользу сохранения природы, мы неизбежно должны
будем погибнуть”.

3 МИКРОГРУППА.

Задание: Из приведенного
перечня выражений отобрать виды экологии,
классифицировать, систематизировать, дать
определение (работа в компьютерном классе).

С научной точки зрения вполне обоснованно
деление экологии на теоретическую и прикладную.

Теоретическая экология

вскрывает общие
закономерности организации жизни.
Прикладная экология изучает механизмы
разрушения биосферы человеком, способы
предотвращения этого процесса и разрабатывает
принципы

3 МИКРОГРУППА.

Задание: Из приведенного
перечня выражений отобрать виды экологии,
классифицировать, систематизировать, дать
определение рационального использования
природных ресурсов (работа в компьютерном
классе).

Теоретическая

Общая
экология

Организм как живая
Взаимодействие организма
Популяции
Биотические сообщества
Экологические системы

Учение
о биосфере

Биосфера – глобальная на биосферу
Природные экосистемы Земли как хронологические
единицы биосферы

Экология
человека

Биосоциальная природа человека
Антропогенные экосистемы
Экология и здоровье человека

Прикладная
экология

Антропогенное воздействие целостная система
на биосферу
Экологическая защита и и среды охрана окружающей
среды
Антропогенное воздействие на атмосферу
Антропогенное воздействие на гидросферу
Антропогенное воздействие на литосферу
Экстремальное воздействие экосистема Земли

Информационный видео – сюжет — обвинитель “Что
здесь человек натворил?” (замусоривание Байкала;
свалки мусора у нас в городе, фотовыставка).

Заявление- протест для прессы ”Организации
горе — туристов”.

4 МИКРОГРУППА. Задачи экологической науки.

Современная экология тесно связана с
политикой, экономикой, правом (включая
международное), психологией, педагогикой и др. Ее
методическую основу составляет сочетание
системного подхода, натурных наблюдений,
эксперимента и моделирования.

Задачи экологической науки весьма
разнообразны:

– разработка теории и методов оценки
устойчивости на всех уровнях, включая
биосферный;

– исследование регуляции численности
популяций, биотического разнообразия и
механизмов его поддержания;

– изучение и прогнозирование изменений
биосферы под влиянием естественных и
антропогенных факторов и оценка их
экологических последствий;

– оценка состояния и динамики природных
ресурсов и экологических последствий их
потребления;

– разработка и совершенствование методов
управления качеством окружающей среды;

– формирование биосферного уровня мышления,
экологического сознания людей, выработка норм
экологической этики и морали;

- оптимизация экономических, социальных и иных
решений для обеспечения экологически
безопасного устойчивого развития.

Стратегической задачей экологии считается
развитие теории взаимодействия природы и
человеческого общества на основе нового взгляда,
рассматривающего человеческое общество как
неотъемлемую часть биосферы.

Решение поставленных задач позволит
достигнуть ощутимых результатов в ближайшей
перспективе, и, в конечном счете, главнейшей цели
– вывести человечество из глобального
экологического кризиса на путь устойчивого
развития, при котором достигается
удовлетворение жизненных потребностей
нынешнего поколения без лишения такой
возможности будущих поколений.

3 ЭТАП.

Завершающий (анкетирование).

  1. Работа какой микрогруппы вам понравилась
    больше всего? Почему?
  2. Какие мысли и чувства возникли у вас во время
    работы над решением проблемы?
  3. Можете ли вы доказать, что творческий процесс
    был основой вашей работы?
  4. Ваше личное участие в обмене информацией в
    подобных экологических проектах:

– образцы письменного творчества (рассказы,
интерпретации газетной информации);

– видеоматериалы (самодеятельные);

– рисунки, графики, чертежи;

– результаты экспериментов и мониторинга;

- местные, географические и экологические
карты.

4 ЭТАП. Анализ результатов деятельности
каждой микрогруппы.

Определение будущего результата, мотивировка
его необходимости, последовательное описание
шагов по реализации данного проекта.

Список литературы.

  1. Коробкин В. И., Передельский Л.В. Экология в
    вопросах и ответах: Учебное пособие. Ростов н /Д:
    Феникс, 2002. – 384с.
  2. Трушина Т. П. Экологические основы
    природопользования. (сер. “Учебники XXI века.”)
    Ростов н/Д: “Феникс, 2001. – 384 с.
  3. Федорова А. И., Никольская А. Н. Практикум по
    экологии и охране окружающей среды:
    Учеб. пособие для студентов высших учеб.
    заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. –
    288 с.
  4. Я иду на урок биологии: Экология: Книга для
    учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”,
    2002. – 240с.

Следующий: